Покупка аккумулятора: обязательные действия покупателя и продавца
Добрый день!
Сегодня вкратце поговорим о нюансах приобретения АКБ. Очевидно, что стартерный аккумулятор – продукт длительного пользования, и меняется на машине раз в несколько лет. Поэтому при получении АКБ у продавца автомагазина или, что еще важнее, у курьера, очень важно провести тщательный первичный осмотр батареи. Цель – исключить риск покупки батареи с малозаметными дефектами, которые в последующем могут вывести ее из строя.
Первое – тщательная проверка целостности корпуса аккумулятора и наличия установленных на нем защитных колпачков и элементов, прикрывающих клеммы. Корпус должен быть без каких-либо потертостей, вмятин, царапин, а уж тем более — трещин. Особое внимание надо уделить клеммам и местам их расположения на корпусе. Пластик, окружающий клеммы, также должен быть без трещин и царапин. Боковая коническая поверхность самих клемм должна быть чистой, без потертостей, царапин и коррозионного налета. При обнаружении таких дефектов о покупки лучше отказаться. Помните: если при получении АКБ у вас не возникло претензий по поводу механических повреждений, в дальнейшем подобные претензии не рассматриваются.
Если вас все устроило с «внешними данными», переходим к проверке работоспособности АКБ. Для этой процедуры продавцы обычно используют нагрузочную вилку. Идеальный результат проверки – когда без нагрузки напряжение на клеммах заряженного АКБ составляет не менее 12,7 В. На практике же допускаются значения напряжения в диапазоне 12,5-12,9 В (без нагрузки). Если АКБ проверяется нагрузочной вилкой, то после ее подключения (не более 5 сек) напряжение на клеммах полностью заряженного АКБ на пятой секунде должно быть на уровне 10,2 В. Если оно чуть меньше, но не ниже 9,6 Вольт, то это значит, что АКБ также работоспособна, но степень ее заряженности составляет 65-75%. Понятно, что такую батарею следует обязательно зарядить перед установкой на машину. Подробнее об этом можно посмотреть в ролике ниже.
Завершив техническую проверку батареи, переходим к документам. Это тоже весьма важный момент покупки. Знайте: при передаче или доставке АКБ вам должны быть переданы документы на покупку, а именно кассовый чек и гарантийный талон. Гарантийный талон должен быть заполнен правильно и без помарок. В нем указываются марка и модель аккумулятора, дата продажи (от нее начинается отсчет гарантийного срока), подпись продавца и печать торгующей организации.
Удачной покупки!
Как проверить аккумулятор при покупке
Для любого автомобиля одним из главных элементов механизма является аккумуляторная батарея. В настоящее время приобрести источник питания различной модели и конструкции не предоставит труда. Однако есть риск купить подделку или неисправный элемент, для этого необходимо знать какие параметры и при помощи каких методов можно проверить АКБ.
Визуальный осмотр
Находясь в магазине перед покупкой, необходимо проверить новый аккумулятор. В первую очередь следует визуально осмотреть источник питания. Даже начинающий автолюбитель вполне может справиться.
Существует несколько основных факторов на которые необходимо обратить внимание перед тем, как приобрести батарею:
- Наличие загрязнений на клеммах. Бесперебойная работа любого аккумулятора зависит от нормального и качественно контакта проводника с клеммами батареи. Присутствие грязи может означать, что перед нами не новый источник питания.
- Наличие на выводах налета, в основном белого цвета говорит о том, что присутствует утечка электролита. Попадание агрессивной среды на контактную группу может повредить ее и снизить общую проводимость.
- Повреждение корпуса. При внешнем осмотре легко можно найти на источнике питания трещины и сколы. Новый аккумулятор не должен иметь таких дефектов.
- Подтеки кислотного электролита не должны присутствовать на корпусе, пробках и клеммах батареи. Падение уровня может привести к преждевременному выходу из строя пластин.
Полярность автомобильного аккумулятора
Любой аккумулятор при покупке необходимо проверить на соответствие полярности. Перед тем как удалить из автомобиля старый источник питания следует отметить какая на нем была полярность, она указывается на корпусе.
В случае, если положительный вывод находится справа, то мы имеем источник питания с обратной полярностью, практически все зарубежные АКБ имеют такую полярность. При расположении положительной клеммы слева, то это прямая полярность.
Внимание! При выборе неправильной полярности при запуске может произойти короткое замыкание в аккумуляторе, либо выйдет из строя бортовая аппаратура.
Дата изготовления
Одним из важных показателей состояния батареи является срок изготовления. С течением времени внутренняя емкость у аккумулятора может постепенно снижаться. При неподключенном источнике питания необходимо соблюдать требования, указанные в инструкциях по эксплуатации и хранению. Может произойти такая ситуация, что самостоятельный разряд превысит допустимые значения. Если он хранился значительно время, то при покупке следует проверить его внутреннюю емкость и рабочее напряжение. Дату изготовления можно узнать из паспорта устройства.
Важно! Рекомендуется приобретать источник питания, который хранился не более полугода.
Проверка индикатором
В некоторых необслуживаемых моделях АКБ присутствует специальный индикатор, по состоянию цвета, которого возможно судить о некоторых свойствах источника питания. Индикатор в процессе эксплуатации указывает три основных состояния:
- зеленый покажет, что заряд и уровень электролита в норме;
- черный (красный) укажет на разряд батареи;
- белый обозначает падение уровня электролита ниже критического, заряда практически нет.
Соответственно, учитывая оттенки индикатора аккумулятора следует провести восстановительные манипуляции с ним, долить электролит и зарядить.
Недостатком такого метода производители считают то, что датчики устройства связаны только с одной банкой. Причем цену они имеют значительно выше обслуживаемых, и в процессе эксплуатации требуют наличия мощного генератора в исправном состоянии.
Мультиметр и нагрузочная вилка
Мультиметр представляет собой прибор, в котором совмещены три основных измерительных устройства:
- амперметр;
- вольтметр;
- омметр.
Лучше всего с проверкой значений параметров источника питания справится цифровой прибор. При измерении необходимо следовать инструкции:
- Освободите клеммы аккумулятора от крышек если такие имеются.
- Очистите контакты от грязи и окислов.
- Присоедините красный провод прибора к положительному электроду.
- Черный провод необходимо соединить с отрицательным выводом.
- Устанавливают переключатель в положение для измерения постоянного напряжения.
- Производится замер. Нормально заряженный аккумулятор должен показывать напряжение не ниже 12,4 В. При падении значения ниже минимально допустимого значит батарея разряжена.
- Показание значения 12,9 В говорит о том, что произошел перезаряд.
- После проверки на клеммы снова устанавливают крышки.
Нагрузочная вилка представляет собой специальный прибор, который показывает значение напряжения аккумулятора в режиме схожем с его нормальной работой. Данным способом получится получить полноценные данные о работоспособности источника питания.
Интересно знать! Проверку нагрузочной вилкой рекомендуется проводить специально обученному персоналу, однако при необходимости собрать и измерить можно и в домашних условиях.
При замере нагрузочной вилкой необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Освободить и очистить клеммы от грязи и окислов, а также остатков заводской смазки.
- Присоединить положительный провод к катоду.
- Подключить отрицательный вывод к аноду.
- Прикоснуться штырем к плюсу у аккумулятора. При этом необходимо соблюдать требования безопасности, штырь может нагреваться.
- Производится проверка, заряженный источник питания выведет на экран значение 12,7 В.
Проверка электролита
Раствор кислоты и дистиллированной воды в любом аккумуляторе является основным составляющим, обеспечивающим нормальную работу источника питания. Падение уровня ниже установленного значения может привести к осыпанию пластин, а высокий уровень приводит к образованию окислов на клеммах.
Проверку батареи производят нескольким способами. В первую очередь осматривают визуально, предварительно отвинчивают пробки с каждой банки. Полую стеклянную трубочку опускают до самого дна банки источника питания, затем пальцем закрывают отверстие сверху и вынимают ее. По шкале нанесенной на теле трубки определяем фактический уровень электролита.
Важно! Не допускается попадание кислотного электролита на кожные покровы и слизистую.
Проверка состояния плотности электролита проводится с применением специального прибора- ареометра. С его помощью возможно определить соотношение воды и кислоты в растворе. Конструктивно прибор представляет собой запаянную колбу с шариком дроби на дне. Непосредственно само измерение рекомендуется проводить спустя несколько часов после восстановления заряда. Нормальное показание плотности аккумуляторного электролита составляет 1,27 г/см 3 -1,29 г/см 3 . При отклонении от нормы необходимо долить воды или кислоты.
Правильный и ответственный подход поможет автомобилисту обезопасить себя от излишних затрат. Неисправный источник питания может пагубно повлиять на работу всего оборудования и автомобиля в целом.
«Аккумулятору полгода, но он почти мертвый». Проверяем минчанам АКБ и удивляемся
Зима для аккумулятора — особенно стрессовое время. В холодную пору АКБ гораздо быстрее теряет свои технические параметры, чем в теплый сезон. При краткосрочных поездках косвенно на разрядку влияют также не выключающиеся дворники и ближний свет, печка на полную мощность и другие радости жизни. Если аккумулятор новый и качественный, то с большой долей вероятности он вас не подведет даже в самый лютый мороз (хотя мы нашли исключение). Но в случае когда срок эксплуатации подходит к концу, есть шанс застрять где-нибудь за городом без возможности даже прогреть салон. Вместе со специалистами мы отправились на одну из столичных парковок, чтобы проверить аккумуляторы минчан и предостеречь от возможных неприятностей.
«Забирать АКБ домой на ночь? Какое-то извращение»
В руках у наших аккумуляторных экспертов из компании 1akb.by — Алексея и Александра — электронный тестер Exide EBT-965P и нагрузочная вилка LEWANDA-A600. Эти приборы нужны для того, чтобы определить ориентировочные остаточные характеристики АКБ — пусковой ток, емкость и степень износа. Зачем вообще их знать? Например, чтобы понимать, как скоро придется доставать заначку ради покупки новой АКБ.
Кстати, о покупке. Специалисты поделились: большинство импортеров снизили стоимость аккумуляторов после вступления в законную силу постановления «О системе регулирования цен». В общем, сейчас можно сэкономить как минимум 10%. Но есть и плохие новости: в связи с событиями этого года некоторые премиальные бренды белорусский рынок покинули. Тот же Bosch со свежей датой поставки вы, скорее всего, в продаже не найдете.
С этого бренда мы, к слову, и начали наш эксперимент. В качестве первого подопытного кролика был выбран тот самый Nissan Almera 1999 г. в., про который мы недавно писали. Специалисты, взглянув на машину, усмехнулись: «Если после проверки с помощью нагрузочной вилки машина не заведется (такое может быть, когда аккумулятор в плохом состоянии), то у нас с собой есть пусковые провода». Но под капотом оказался Bosch. Возникли сомнения по поводу маркировки АКБ: вроде как батарея 2017 года, но слишком уж хорошее состояние у нее для такого возраста.
В случае с не успевшей остыть после дороги «Альмерой» приборы показывают 12,7 В без нагрузки. С нагрузкой — 10,58 В. Это хорошие показатели: аккумулятор будто свежий, эксплуатационный износ незначителен. Включаем тестер Exide, вводим заводские параметры батареи, которые указаны на этикетке. Емкость — 60 А·ч, «ток холодного пуска» — 540 А. Прибор показывает: батарея работает исправно. Остаточный пусковой ток — 443 EN. Это нормально: батарея не новая, есть износ, на улице холодно. Специалисты резюмировали: 2—3 года аккумулятор проживет. Правда, кузов у машины может рассыпаться гораздо раньше, но это уже другая история.
Стоянка ТЦ Green City — любимое место приставучих попрошаек разного калибра. Поэтому, даже не дослушав предложение о бесплатной проверке аккумулятора, большинство автолюбителей пугаются и, не опуская стекла, спешат перепарковаться. А мы в поисках следующей «жертвы» обсуждаем мифы, связанные с уходом за АКБ зимой.
— Вечером снять аккумулятор и занести его на ночевку домой, а утром поставить обратно — для некоторых автолюбителей старой закалки это уже своего рода традиция. Но нужно ли так заморачиваться? — спрашиваем у представителей компании.
— Я часто наблюдаю за соседями, которые любят так делать, и про себя усмехаюсь, — рассказывает Александр. — Если аккумулятор исправен, то этот ритуал не имеет никакого смысла. В мороз батарея теряет около 10% пускового тока и оставшихся пусковых характеристик достаточно для заводки автомобиля. А если АКБ имеет значительный эксплуатационный износ и низкие показатели, то через неделю-две вам все равно придется покупать новую. В чем смысл мучиться, если результат один? Лучше сразу приобрести подходящий для вашего автомобиля аккумулятор.
— А теперь к советам из интернета. «Чтобы не утруждать себя переносом АКБ, можно сбросить одну из клемм бортовой сети с источника питания. Это значительно уменьшает разряд аккумулятора». Бред или имеет право на жизнь?
— Бред. Совет может работать в двух случаях. Первый — автомобиль неисправен по электрической части (есть утечка тока) и потому постоянно разряжает АКБ в момент стоянки. Второй вариант — аккумулятор уже свое отработал, и его давно пора заменить на новый. Тогда скидывание клеммы минимально продлит ему жизнь. Но мы снова возвращаемся к тому же вопросу: зачем мучиться, если в ближайшее время вы все равно пойдете в магазин за новой АКБ?
Наконец есть желающие: тестируем аккумулятор у Suzuki SX4 2014 года с родной батареей такого же возраста. «Точно придется менять», — еще не заглянув под капот, предупреждают эксперты.
Прибор под нагрузкой показывает напряжение в 10,24 В. Пусковой ток — 436 А (заводской параметр — 620 А). Данная батарея имеет существенный износ, но это и понятно, учитывая длительный период эксплуатации.
— Началось разрушение активной массы, — констатируют специалисты. — Внутри, скорее всего, мы обнаружим электролит со взвесью частиц активной массы. Процесс необратимый. Хотя, бывает, приходят люди и говорят, мол, сделайте что-нибудь. Но все попытки реанимировать такой аккумулятор бессмысленны.
Эксперты предупреждают владельца Suzuki: если этот сезон АКБ еще отслужит, то к следующему батарею в любом случае придется менять. Но расстраиваться не стоит: аккумулятор отработал свой потенциал на 100% и достаточно долго служил верой и правдой.
— Дешевые батареи живут до 3 лет. Средней ценовой категории — около 3—4 лет. Премиальные — до 6 лет. Но стоит отметить, что эта градация условная. Все напрямую зависит от того, насколько правильно подобрана АКБ для конкретного автомобиля и его технического состояния, — подмечают эксперты. — Часто бывают ситуации, когда к нам в магазин приезжают владельцы энергоемких премиальных машин (BMW, Mercedes-Benz и др.) и хотят купить дешевый аккумулятор экономсегмента, изначально изготовленный и предназначенный для совсем простых автомобилей, имеющих минимальное количество энергопотребителей. Но для премиума нужно брать премиум, иначе он не прослужит даже отведенное время и АКБ не удастся поменять по гарантии.
Как выбрать нормальный аккумулятор: простейшая экспресс-проверка
— Действительно, на рынке полным-полно аккумуляторов с яркими этикетками, но негодными электрическими характеристиками. Бракоделы экономят обычно на количестве свинцовых пластин – их попросту недокладывают внутрь корпуса.
На сей случай при покупке батареи рекомендую прихватить с собой… электронный безмен килограммов на двадцать! Взвешивайте батареи и сопоставляйте результат с надписью на корпусе.
В наших экспертизах мы неизменно приводим массы всех проверяемых батарей: как победителей, так и проигравших.
У вас есть вопросы? Пишите на [email protected] . И присоединяйтесь к обсуждению на форуме «За рулем»!