Что понимается под временем реакции водителя
Перейти к содержимому

Что понимается под временем реакции водителя

  • автор:

Что понимается под временем реакции водителя

Под временем реакции водителя подразумевают время, разделяющее сигнал об изменении дорожной обстановки, полученный органами чувств водителя, и начало воздействия им на органы управления транспортным средством. Простая формулировка, не правда ли? Между тем, почти не раскрывающая особенности реакции водителя, времени, затрачиваемого на нее в разных условиях, а также в одинаковой ситуации, но под влиянием разных факторов. Все это необходимо знать, чтобы снизить до минимума вероятность дорожно-транспортного происшествия. Знание в данном случае — воистину сила, спасающая человеческие жизни.

Полная схема прохождения сигнала выглядит следующим образом. Изменение дорожной обстановки воспринимается преимущественно органами зрения водителя. (Исключение составляют ситуации, когда источник опасности находится вне поле зрения водителя; тогда время принятия решения отсчитывается с восприятия органами слуха.)

Совокупность сигналов поступает в центральную нервную систему водителя, где на их основании и на основании суммы приобретенных знаний и опыта формируется ответ — в виде ряда действий, совершаемых водителем с рулем, педалью тормоза и т.п.

Однако организм человека — сложнейшая биологическая система, и мгновенное прохождение по ней сигнала об опасности практически невозможно. Достаточно упомянуть время на обработку информации в головном мозге. Сейчас при экспертизе используется нормативное время реакции водителя, равное 0,8 с. Но реальная жизнь всегда разительно отличается от теоретических выкладок.

Например, в идеальном варианте для торможения водителю достаточно всего лишь перенести стопу ноги с педали газа на педаль тормоза — и затратить на это не более 0,5 с. Если потребуется совершить объезд препятствия, действия с управлением будут уже сложнее, соответственно, и время на их выполнение возрастет…

По времени реакции водители-мужчины немного лучше женщин, — примерно на 0,05 с. Прекрасные половинки, однако, впереди по точности управления.

Молодые быстрее обнаруживают сигнал и обрабатывают информацию. Однако пожилые тратят меньше времени на принятие правильных решений, к тому же, время реакции у них стабильнее.

Никакие знания ПДД и техники не заменят водителю «опыт, сын ошибок трудных». Опытного водителя сразу можно распознать по спокойному, дисциплинированному, уверенному, порой даже интуитивному вождению. Приобретенная с годами способность предугадывать ситуацию на дороге значительно сокращает время реакции водителя со стажем.

Регулярные занятия физкультурой и спортом оказывают на организм оздоровляющее воздействие. Как следствие, физически здоровые водители быстрее реагируют на опасность.

Городское движение — постоянное изменение дорожной ситуации. Поэтому водитель, заранее настраивая себя на это, лучше реагирует на внезапную опасность, чем «убаюканный» долгой и однообразной междугородней трассой.

Ночь – время ограниченной освещенности, которую даже самый интенсивный искусственный свет не может компенсировать. К тому же, природа настроила биологические часы человеческого организма на отдых в ночное время суток. В сумме это притупляет бдительность водителя в среднем впятеро. Очень коварно в этом отношении рассветное и сумеречное время.

Неблагоприятные погодные условия

Все, что ограничивает видимость на дороге – дождь, снегопад, туман, пылевая буря – автоматически увеличивает и время, требующееся водителю на реакцию управления автомобилем. Плохое сцепление шин с дорожным покрытием при этом способно моментально довести безобидную ситуацию до угрожающей.

Мощный тормоз времени реакции водителя — от двукратного увеличения и выше. Даже в небольших дозах. Этого вполне хватает для совершения преступления. Ибо никто не отменял того, что выпивший человек за рулем — преступник.

Такое же безусловное зло для водителя, как и алкоголь, — снижает реакцию на дорожную ситуацию в разы. Возможно, принятый Госдумой закон об увеличении штрафа за разговор по телефону за рулем изменит ситуацию к лучшему. Хотя, возможно, следовало сразу сделать, как в Нидерландах: там наказывают двухнедельным тюремным заключением или штрафом в 2 тысячи евро.

Есть внушительный список лекарств, после приема которых управление транспортным средством противопоказано. (И это должно быть отражено в информации, прилагаемой к препарату.) Значительно растягивать время реакции водителя способны даже безобидные, на первый взгляд, средства от простуды и обезболивающие. Не говоря уже о психотропных препаратах. Но и стимуляторы не менее опасны: после их приема временное чрезмерное возбуждение сменяется резким спадом. К тому же, если водитель чувствует недомогание, — стоит ли в таком состоянии вообще садиться за руль?

Еще один фактор, под воздействием которого крайне нежелательно отправляться в путь. Например, физическая работа (многим водителям приходится еще и работать грузчиками) может увеличить время реакции на 0,1 с. Другой вариант утомления очень часто фиксируется в протоколах ДТП — «уснул за рулем». Водителям-дальнобойщикам следует учесть, что непрерывная 16-часовая работа увеличивает реакцию на 0,4 с. Решить эту проблему должны тахографы, следящие за временем отдыха и труда водителей.

Чем лучше его эргономика, тем лучше реагирует водитель на дорожную обстановку. Сиденье по росту водителя, проветриваемая кабина, отсутствие отвлекающих внимание предметов — слагаемые безаварийной езды. Если транспорт грузовой, надежное крепление груза, исключающее в дороге посторонние шумы, также содействуют низкой утомляемости водителя.

Целый ряд музыкальных произведений, создающих в кабине благоприятную, рабочую атмосферу, поддерживают повышенное внимание и снижают утомление. Однако это касается преимущественно междугородних трасс; в городе музыка — скорее отвлекающий фактор. И еще: чем громче музыка, тем хуже показатель времени реакции водителя.

Их действие аналогично музыке. Есть ароматы расслабляющие, есть бодрящие. Правильно подобранный запах внесет свою лепту в концентрацию внимания на дороге.

Профессия водителя автомобиля одна из самых распространенных в мире, в то же время одна из наиболее рискованных. Она каждый день требует знания всех ее тонкостей, нюансов, представления о том, как реагирует организм на изменчивость дорожной ситуации, какие факторы и каким образом управляют временем реакции водителя. Но без всех этих слагаемых немыслимы ни подлинное мастерство, ни езда по дорогам XXI века без ошибок и чрезвычайных происшествий.

4. Время реакции водителя. Простая и сложная реакции. Факторы, влияющие на

Время реакции — интервал времени между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия. Время реакции включает промежутки времени, необходимые водителю для приема и переработки информации, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические свойства водителя как оператора.

Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального опыта, а также в результате тренировки. Каждому водителю желательно знать свое время реакции и способы его снижения. Для этого полезно понимание основных закономерностей изменения времени реакции.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция связана, с ожиданием одиночного, известного водителю сигнала, в ответ на который водитель должен выполнить определенное действие. Например, при включении красного сигнала светофора он должен нажать на педаль тормоза. При этом время приема и переработки информации минимально. Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при виде пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или, наоборот, увеличить скорость, наконец, попытаться объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реакции значительно больше, чем простой, так как требуется переработать большее количество информации, оценить различные решения и выбрать наилучшее.

Время реакции человека состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который измеряется временем от момента появления раздражителя до начала движения, и моторного, измеряемого временем движения. В течение латентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а также выработкой решения. Примерная продолжительность латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2 с, а на звук 0,14 с. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особен­ностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно-транспортной ситуации. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции (в лабораторных условиях) на красный сигнал водителя в возрасте 18-22 лет равно 0,48-0,56 с, в возрасте 45-60 лет — 0,78-1,96 с, а сложной реакции — соответственно 1,05-1,96 с и 1,59-2,61 с. Моторный период у различных водителей одного возраста и с одинаковым стажем в одинаковых условиях отличается незначительно. Это объясняется тем, что действия по управлению автомобилем отрабатываются систематически и неоднократно повторяются в повседневной деятельности. Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3-4 раза. В практике могут быть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее.

В сложной дорожно-транспортной ситуации, когда водитель одновременно воспринимает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информации, увеличивается в среднем на 20 %, а при семи сигналах почти на 50 % по сравнению с временем, необходимым для переработки информации от одного раздражителя.

Чем выше интенсивность движения, тем больше объектов попадает в поле зрения водителя и тем сложнее ему оценить определенный сигнал и выбрать правильное решение. На дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях наименьшее время реакции соответствует интенсивности 120-200 авт/ч, а наибольшее — при движении по свободной от транспортных средств дороге. Такая дорога характерна монотонностью, снижающей интенсивность внимания и эмоциональное напряжение водителя.

В судебно-следственной практике при экспертизе ДТП время реакции водителя принимают различным в зависимости от дорожной обстановки.

Если дорожно-транспортная ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о весьма большой вероятности его возникновения и водитель имел возможность заранее обнаружить признаки возникновения опасности, время реакции принимают минимальным (около 0,6 с). Таковы, например, случаи, когда из-за предмета, ограничивающего обзорность, выходят один за другим пешеходы.

Если ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о минимальной вероятности возникновения опасности и в поле зрения водителя не было объектов, создавших опасную ситуацию, время реакции максимальное, примерно 1,4 с. Примером такой ситуации может быть внезапный выезд другого транспортного средства с придорожной полосы из-за объекта, ограничивающего обзорность (густого кустарника).

При движении по прямым участкам дороги без поворотов, подъемов и спусков из-за монотонности ухудшается способность водителя к восприятию обстановки, увеличивается продолжительность обнаружения сигнала. Если прямые участки имеют протяженность 5-6 км и более, то человек ощущает сонливость, заторможенность. На участках, отличающихся монотонностью, интенсивность внимания и готовность у водителя резко снижены, возникновение опасной обстановки для него всегда неожиданно.

При увеличении скорости движения растет интенсивность внимания, в связи с чем время восприятия сигнала уменьшается. В некоторых опытах наименьшее время обнаружения сигнала наблюдалось при скорости движения 80 км/ч и более. При скорости 30-50 км/ч это время было больше в среднем на 25 %. Однако это, конечно, не означает, что движение с более высокой скоростью менее опасно. Увеличение скорости влечет за собой заметное сокращение поля концентрации внимания, что существенно ухудшает восприятие участков дороги, расположенных вне этого поля. Кроме того, транспортное средство за один и тот же промежуток времени при большей скорости перемещается на большее расстояние и оказывается ближе к опасному месту.

Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устойчивости внимания и скорости переработки информации. В начале рабочей смены время обнаружения сигнала и время на формирование ответного действия невелики. В середине рабочей смены время реакции минимально, а ближе к концу смены оно может превышать это минимальное значение более чем в 2 раза. Особенно сильное увеличение времени реакции происходит у водителей к концу рабочей смены при движении по свободной от транспортных средств дороге, а также при интенсивности, превышающей 300 авт/ч. Особенно сильно время реакции увеличивается при болезненном состоянии и после приема даже небольших доз алкоголя.

У водителя с большим профессиональным стажем лучше развиты навыки распределения внимания, а в памяти хранится больше сведений о типичных дорожно-транспортных ситуациях. Следовательно, ему требуется меньше времени для обнаружения сигнала и переработки информа­ции, чем неопытному водителю (рис. 1). Водители, работающие постоянно на междугородных перевозках на загородных дорогах, перерабатывают информацию быстрее, чем водители, привыкшие к городским условиям работы.

Рис. 1. Изменение среднего времени реакции водителя (t) в зависимости от стажа его работы:

1 – на маневрирование; 2 – на торможение

Быстрая и точная реакция водителя в критической дорожной ситуации часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП. Особенно большую роль время реакции играет, когда необходимо предупредить наезд или столкновение путем экстренного торможения или объезда. Анализ материалов ДТП, связанных с наездом на пешеходов, показывает, что приблизительно в 70 % случаев путь автомобиля после наезда не превышал 1 м, а скорость автомобилей находилась в пределах 30-50 км/ч. Расчеты показывают, что для сокращения остановочного пути на 1,0-1,5 м достаточно уменьшить время реакции водителя на 0,10-0,15 с. Такое уменьшение времени может быть достигнуто путем сокращения времени латентного периода, т. е. путем повышения внимания и совершенствования навыков оценки обстановки.

Время реакции можно уменьшить путем тренировки на специальных стендах и тренажерах. Поэтому в автошколах и кабинетах безопасности движения на автотранспортных предприятиях необходимо иметь стенды и тренажеры для упражнений водителей и приборы для регистрации времени психомоторной реакции. Такие регистрирующие приборы могут быть установлены не только на стендах и тренажерах, но и на автомобилях.

Билет №1 — Вопрос №20. Что понимается под временем реакции водителя??

Билет №1 - Вопрос №20. Что понимается под временем реакции водителя??

1. Время, необходимое для переноса ноги с педали управления подачей топлива на педаль тормоза.

2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.

3. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства..

Разбор вопроса

На дороге бывают ситуации, когда нужно среагировать на какое нибудь событие ОЧЕНЬ БЫСТРО. Например выскочило какое то животное, ребенок выбежал на дорогу и нужно начать торможение, что бы успеть остановиться.

А как вообще реагирует водитель на какое либо событие на дороге?

  • Наши глаза видят что то (например, горящие стоп сигналы впереди едущего автомобиля)
  • Передают информацию в мозг
  • Головной мозг решает — нужно тормозить
  • И дает команду спинному мозгу — нажать на педаль тормоза.
  • Ноги нажимают на педаль.

Вот этот момент, когда наши глаза передали информацию в мозг и в голове анализируется информация — нужно тормозить или не нужно, как раз и называется временем реакции водителя.

У начинающего водителя и у опытного водителя это время будет разным.

У начинающего это время может достигать 1,5 секунд, а у опытного — 0,5 секунд.

Конечно эти цифры очень приблизительны, у каждого человека они будут разными и это зависит и не только от опыта, но и освещенности дороги, физического и психического состояния водителя.

Ну а правильный ответ на этот вопрос будет:

Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.

Что такое «время реакции водителя»

Под термином «время реакции водителя» подразумевается отрезок времени, в течение которого органы чувств, получившие сигнал об изменении дорожной ситуации, передают его органам, которые непосредственно участвуют в управлении автомобилем. Многим эта формулировка покажется не очень понятной.

Кроме того, данный термин никак не определяет особенности реакции автомобилиста, а также количество времени, которое необходимо для быстрого отклика органов управления под воздействием внешних различных факторов.

Время реакции водителя

Далее мы рассмотрим все особенности и основные факторы, которые в той или иной степени связаны со скоростью реакции автомобилиста на возникновение непредсказуемых и резких ситуаций на дороге.

Особенности работы человеческого организма в условиях резкого изменения дорожной ситуации

Весь процесс возникновения и дальнейшего прохождения сигнала, свидетельствующего об изменении ситуации на дороге, включает в себя несколько этапов.

В самом начале действуют органы зрения — именно с них начинается появление сигнала о возникновении непредвиденной ситуации на дороге. После этого сигнал обрабатывается центральной нервной системой, в результате чего создаётся ответ в виде перечня действий, которые водитель совершает с рулём или с педалью тормоза (в некоторых случаях — газа).

Реакция и тормозной путь

Но, как всем известно, человеческий организм — это сложная система взаимосвязанных компонентов, которая с биологической точки зрения не может моментально отреагировать на резкое возникновение той или иной ситуации.

В соответствии с проведёнными экспериментами и среднестатистическими данными, время реакции водителя на непредвиденную дорожную ситуацию составляет около 0,8 секунды. Однако, как показывает практика, реальная скорость реакции может существенно отличаться от результатов измерений. Как правило, она зависит от целого ряда факторов, о которых мы поговорим далее.

Факторы, снижающие или повышающие скорость реакции

Итак, как мы уже выяснили, время реакции автомобиля — это тот небольшой временной отрезок, в течение которого в нервной системе водителя формируется реакция на происходящую дорожную ситуацию.

Для того чтобы максимально разобраться в сути этого понятия, следует ознакомиться с перечнем факторов, увеличивающих или уменьшающих скорость реакции. К ним относятся:

  1. Пол. По статистике, водители мужского пола отличаются немного ускоренной реакцией — примерно на 0,05 секунды.
  2. Погодные условия. Неблагоприятные погодные условия, которые в определённой степени ограничивают видимость на дороге, увеличивают время реакции.Туман и реакция
  3. Возраст. Молодые автомобилисты быстрее улавливают сигнал о возникновении внеплановой ситуации на дороге и, следовательно, оперативнее реагируют.
  4. Стаж. С каждым годом водители набираются бесценного опыта, который помогает им «предугадывать» различные ситуации, возникающие на дороге. . Главный тормоз водительской реакции, который способен увеличить время, требуемое на обработку происходящей ситуации, в два, а то и в три раза.Алкоголь и реакция
  5. Усталость. Общее утомление организма — это негативный фактор, под воздействием которого вообще не стоит управлять автомобилем. . Один из главных «врагов» автомобилиста — это смартфон в руке. Отвлекаясь на сообщения в социальных сетях или разговаривая по телефону, можно не успеть оперативно отреагировать на резкие изменения на дороге.Телефон и реакция
  6. Музыка и ароматы. Комфортная атмосфера в салоне, создаваемая приятной музыкой и вкусными ароматами, как правило, положительно влияет на реакцию человеческого организма.

Обобщая всё вышесказанное, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что время реакции водителя — это не только количество времени, которое нужно организму на обработку сигналов от нервной системы, но и целый перечень факторов, непосредственно влияющих на работу мозга и скорость реакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *