Вы спрашивали: Что является транспортным средством по пдд?
Определение из ПДД (п. 1.2): «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Что относится к механическим транспортным средствам?
«Под механическими транспортными средствами в статьях 264 и 264.1 УК РФ понимаются автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадрициклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется …
Что такое транспортное средство по пдд?
транспортное средство — устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования; … механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем; 2.54.
Что относится к транспортным средствам?
Автотранспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы. К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные.
Что такое дтп по пдд?
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Что относится к не механическим транспортным средством?
К немеханическим транспортным средствам относятся любые транспортные средства, не имеющие собственной моторной установки, которая приводила бы их в движение (прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски) , а также мопеды и приравненные к ним ТС с аналогичными характеристиками.
Какие из перечисленных транспортных средств не относятся к термину механическое транспортное средство?
Какое транспортное средство не относится к термину «Механическое транспортное средство«?
- Гусеничный трактор.
- Трамвай.
- Троллейбус.
- Прицеп-роспуск.
- Мопед.
Что является транспортным?
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В принципе, все понятно и просто. Критерий ТС – это его функция перевозки. Однако транспорт бывает разный.
Транспортное средство
Жизнь современного человека неразрывно связана с пользованием транспортом. В Правилах дорожного движения в большинстве пунктов встречается понятие «транспортное средство». И хоть в ПДД речь идет только о наземных ТС, в реальности они бывают нескольких видов.
Определение ПДД
Согласно ПДД РФ, транспортное средство — это устройство, которое предназначено для перевозки людей или грузов (в том числе животных) по дорогам. Это определение распространяется только на автомобильный транспорт, но помимо него существует водный, воздушный, железнодорожный и специальный (например, военный — танки). Эти различия указывают на среду перемещения.
Что относится к транспортным средствам
В главе 12 КоАП РФ, отмечено, что транспортными средствами называются устройства для передвижения:
- Подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
- Подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
- Прицепы к указанным автомототранспортным средствам.
- Трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
- Транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
Основываясь на ПДД и КоАП РФ можно сказать, что к ТС относятся технические устройства, которые могут передвигаться по дороге (в том числе грунтовой, песчаной и т.п.) и подлежат обязательной регистрации в ГИБДД.
Какие основные виды
Первоначальная классификация ТС происходит по способу движения на поверхности и по типу двигателя. Таким образом, транспорт делится на:
- наземный, в том числе железнодорожный и автомобильный;
- подземный (метро);
- водный;
- воздушный.
СПРАВКА: Наземным транспортом можно назвать гужевую повозку (телегу, в которую запряжены животные, например, лошади или олени), верховую лошадь (а также осла или верблюда, если речь о более жарких странах, чем Россия).
Дорожный транспорт делится на три категории:
- Механический — эта категория подразделяется еще на три: мототранспорт (мотороллер, мопед, мотоцикл), автомобили (легковые, грузовые, автобусы, троллейбусы, тягачи) и тракторы.
- Комбинируемый — автопоезд.
- Буксируемый — прицепы и полуприцепы.
По назначению пассажирские, грузовые и специального назначения
По назначению транспортные средства могут быть личными пассажирскими, маршрутными, грузовыми и специального назначения.
Легковые машины делятся на пять классов:
- 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
- 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
- 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
- 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
- 5 – высший класс легковых транспортных средств.
ВАЖНО! Существует международная система классификации транспортных средств. Есть три категории, которые обозначаются буквами L (имеют меньше 4-х колес), M (четырехколесные пассажирские), N (грузовые). Каждая категория включает в себя несколько видов транспорта.
Грузовые автомобили относятся к категории N в международной классификации. Делятся следующим образом:
- N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн.
- N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн.
- N3 – ТС с массой более 12 тонн
Транспортное средство может быть оборудовано под перевозку специализированного груза, например, нефтепродуктов, цемента, различных жидкостей, особо опасных веществ и прочего.
ТС специального назначения нужны для выполнения особых задач или перевозки необычных грузов. К таковым относятся пожарные машины, транспорт коммунальных служб, МЧС, оперативных служб, войсковые ТС, автокраны, автоэвакуаторы и т.п.
Категории транспорта для перевозки пассажиров и багажа
Пассажирский транспорт также подлежит классификации. Автобусы делятся на:
- городские (протяженность пути составляет 8-10 км);
- пригородные (путь составляет приблизительно 50 км, но может и больше);
- сельские («ходят» внутри села, поселка);
- междугородние;
- внутриобластные (100-200 км);
- межобластные (в среднем расстояние 300-400 км);
- международные.
Автобусы делятся по назначению на:
- Школьные.
- Экскурсионные.
- Туристические.
- Вахтовые (везут рабочих на вахту).
- Служебные.
- Специальные пассажирские (заказанные для поездки в определенное место, например, на фестиваль).
- Городские маршрутные общего пользования.
Как правило, в автобусах, идущих на дальнее расстояние (то есть не сельских и не городских) предусмотрен багажный отсек. Им пассажиры могут пользоваться за дополнительную плату (иногда багаж включен в проезд, например, в туристических автобусах).
Особым пассажирским транспортом считаются трамваи и троллейбусы. До 2015 года даже не существовало отдельной категории водительских прав на эти ТС. Это городской электрический транспорт.
ВАЖНО! Пассажирский транспорт может принадлежать городскому транспортному ведомству или индивидуальному предпринимателю (организации).
Классификация категорий водительских прав
В водительском удостоверении категория указывается по правилам, установленным Европейской Конвенцией.
- А — это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
- B — автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
- С — все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3,5 тонн;
- D — пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
- Е — грузовой транспорт, тягачи;
- M — мопеды и скутеры.
У одного водителя может быть несколько категорий. Помимо основных есть и подкатегории:
- A1 — легкие мотоциклы;
- B1 — трициклы и квадроциклы;
- BE — легковые машины с прицепом;
- CE — грузовые авто с прицепом;
- C1 — легкие грузовики;
- C1E — легкие грузовики с прицепом;
- DE — автобусы с прицепом;
- D1 — небольшие автобусы;
- D1E — небольшие автобусы с прицепом;
- Tm — трамваи;
- Tb — троллейбусы.
Не только для водителей дорожного транспорта требуются права. Удостоверение необходимо и тем, кто управляет воздушными и водными ТС. Даже на моторную лодку и катер нужно получить соответствующие водительские права. Любая техника, даже самая простая в использовании, обязывает к получению удостоверения о праве вождения.
Транспортное средство это кратко
Согласно ПДД РФ, транспортное средство — это устройство, которое предназначено для перевозки людей или грузов (в том числе животных) по дорогам. Это определение распространяется только на автомобильный транспорт, но помимо него существует водный, воздушный, железнодорожный и специальный (например, военный — танки). Эти различия указывают на среду перемещения.
Что относится к транспортным средствам
В главе 12 КоАП РФ, отмечено, что транспортными средствами называются устройства для передвижения:
- Подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
- Подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
- Прицепы к указанным автомототранспортным средствам.
- Трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
- Транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
Основываясь на ПДД и КоАП РФ можно сказать, что к ТС относятся технические устройства, которые могут передвигаться по дороге (в том числе грунтовой, песчаной и т.п.) и подлежат обязательной регистрации в ГИБДД.
Какие основные виды
Первоначальная классификация ТС происходит по способу движения на поверхности и по типу двигателя. Таким образом, транспорт делится на:
- наземный, в том числе железнодорожный и автомобильный;
- подземный (метро);
- водный;
- воздушный.
СПРАВКА: Наземным транспортом можно назвать гужевую повозку (телегу, в которую запряжены животные, например, лошади или олени), верховую лошадь (а также осла или верблюда, если речь о более жарких странах, чем Россия).
Дорожный транспорт делится на три категории:
- Механический — эта категория подразделяется еще на три: мототранспорт (мотороллер, мопед, мотоцикл), автомобили (легковые, грузовые, автобусы, троллейбусы, тягачи) и тракторы.
- Комбинируемый — автопоезд.
- Буксируемый — прицепы и полуприцепы.
По назначению пассажирские, грузовые и специального назначения
По назначению транспортные средства могут быть личными пассажирскими, маршрутными, грузовыми и специального назначения.
Легковые машины делятся на пять классов:
- 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
- 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
- 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
- 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
- 5 – высший класс легковых транспортных средств.
ВАЖНО! Существует международная система классификации транспортных средств. Есть три категории, которые обозначаются буквами L (имеют меньше 4-х колес), M (четырехколесные пассажирские), N (грузовые). Каждая категория включает в себя несколько видов транспорта.
Грузовые автомобили относятся к категории N в международной классификации. Делятся следующим образом:
- N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн.
- N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн.
- N3 – ТС с массой более 12 тонн
Транспортное средство может быть оборудовано под перевозку специализированного груза, например, нефтепродуктов, цемента, различных жидкостей, особо опасных веществ и прочего.
ТС специального назначения нужны для выполнения особых задач или перевозки необычных грузов. К таковым относятся пожарные машины, транспорт коммунальных служб, МЧС, оперативных служб, войсковые ТС, автокраны, автоэвакуаторы и т.п.
Категории транспорта для перевозки пассажиров и багажа
Пассажирский транспорт также подлежит классификации. Автобусы делятся на:
Автобусы делятся по назначению на:
- Школьные.
- Экскурсионные.
- Туристические.
- Вахтовые (везут рабочих на вахту).
- Служебные.
- Специальные пассажирские (заказанные для поездки в определенное место, например, на фестиваль).
- Городские маршрутные общего пользования.
Как правило, в автобусах, идущих на дальнее расстояние (то есть не сельских и не городских) предусмотрен багажный отсек. Им пассажиры могут пользоваться за дополнительную плату (иногда багаж включен в проезд, например, в туристических автобусах).
Особым пассажирским транспортом считаются трамваи и троллейбусы. До 2015 года даже не существовало отдельной категории водительских прав на эти ТС. Это городской электрический транспорт.
ВАЖНО! Пассажирский транспорт может принадлежать городскому транспортному ведомству или индивидуальному предпринимателю (организации).
Классификация категорий водительских прав
В водительском удостоверении категория указывается по правилам, установленным Европейской Конвенцией.
- А — это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
- B — автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
- С — все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3,5 тонн;
- D — пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
- Е — грузовой транспорт, тягачи;
- M — мопеды и скутеры.
У одного водителя может быть несколько категорий. Помимо основных есть и подкатегории:
- A1 — легкие мотоциклы;
- B1 — трициклы и квадроциклы;
- BE — легковые машины с прицепом;
- CE — грузовые авто с прицепом;
- C1 — легкие грузовики;
- C1E — легкие грузовики с прицепом;
- DE — автобусы с прицепом;
- D1 — небольшие автобусы;
- D1E — небольшие автобусы с прицепом;
- Tm — трамваи;
- Tb — троллейбусы.
Не только для водителей дорожного транспорта требуются права. Удостоверение необходимо и тем, кто управляет воздушными и водными ТС. Даже на моторную лодку и катер нужно получить соответствующие водительские права. Любая техника, даже самая простая в использовании, обязывает к получению удостоверения о праве вождения.
Транспортное средство — техническое устройство для перевозки людей и/или грузов [1] .
В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния. Транспортные средства классифицируются по типу движителя (двигатель, парус, животные) или способу движения по поверхности: колёсный [2] , гусеничный, рельсовый или лыжный.
Как водитель со стажем, позволю себе не согласиться с данным – явно устаревшим – утверждением. Подавляющее число пешеходов просто не знают о Правилах дорожного движения. Мало того – даже не хотят знать о них.
Или наивно полагают, что ПДД написаны не для них, а для водителей. В крайнем случае, — для пассажиров. Это в корне неверная позиция и весьма опасное заблуждение.
Хотя, справедливости ради, стоит согласиться с тем, что львиная доля Правил касается движения именно транспорта. Вот о нем и поговорим более подробно.
Весьма простое и исчерпывающее определение. Все, что придумано человеком для облегчения передвижения и перевозки и при этом способно двигаться по дорогам, — это транспортное средство. И видов транспортных средств – огромное количество.
Так, они бывают рельсовыми (двигающимися по рельсам) и безрельсовыми.
Или самоходными (снабженными двигателем) и несамоходными.
Однако Правила дорожного движения оперируют другими понятиями при квалификации видов транспортных средств:
- Механические транспортные средства;
- Транспортные средства, не относящиеся к механическим.
Это наиболее распространенная классификация.
МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Судя по определению, главной характеристикой механического транспортного средства является обладание двигателем. Каким двигателем? Да любым: бензиновым, дизельным, газовым, электрическим, водородным или атомным (последнее – не дай Бог, конечно!).
Правда, здесь есть еще один скрытый критерий: данное транспортное средство должно быть предназначено для движения по дорогам. Это уже как бы само собой разумеющееся…
Следовательно, перечень механических транспортных средств невероятно велик. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и прочие самоходные машины и пр.
В этой связи становится понятно, почему велосипед не относится к механическим транспортным средствам. Ведь он не снабжен двигателем.
Однако существует еще одна категория транспортных средств, которая снабжена двигателем, но механическим транспортным средством не считается. Это – мопеды (или скутеры).
Спросите, почему? Все просто.
Если выбрать из всей этой словесной шелухи рациональное зерно, то принципиальными в определении мопеда будут два критерия:
- Двигатель с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров;
- Максимально допустимая заводом-изготовителем скорость, не превышающая 50 км/ч.
Что это означает? Управление данными транспортными средствами пока (именно – ПОКА!) не требует наличия водительского удостоверения. А само транспортное средство не проходит процедуру регистрации и выдачи государственных регистрационных знаков (номеров).
Однако лица, управляющие подобными транспортными средствами, являются водителями, а, следовательно, обязаны свято соблюдать Правила дорожного движения.
Особой характеристикой любого транспортного средства является его РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА.
Прокомментируем первую часть понятия. Важно понять эти два термина, связанные с массой транспортного средства: 1) разрешенная; 2) максимальная.
Например, тормозная система будет неэффективна, т.к. превышающая показатель масса транспортного средства – это большая инерция при движении и большая центробежная сила.
Еще один важный момент. Разрешенная максимальная масса – это и критерий разграничения категорий транспортных средств. Дело в том, что грузовые автомобили различаются по данному показателю на 2 вида:
Показатель в 3,5 т – это своеобразный индикатор размера грузовика. Именно поэтому грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т, относятся к категории, в которую входят и легковые автомобили.
Для уяснения этого положения обратимся еще к двум понятиям – автопоезд и прицеп.
Бывает так, что механическое транспортное средство двигается с прицепом (который, кстати, тоже требует регистрации). И вот в этом случае разрешенная максимальная масса будет исчисляться как сумма разрешенных максимальных масс, с одной стороны, самого механического транспортного средства и, с дугой стороны, прицепа.
Давайте подведем итог. Разрешенная максимальная масса – это предельно допустимая масса транспортного средства (с водителем, пассажирами и грузом), которая устанавливается заводом-изготовителем в качестве максимальной для данного транспортного средства.
И последний термин, который следует рассмотреть в данном блоке понятий.
МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Данное транспортное средство относится к особой категории. Его критериями являются:
- Принадлежность к инфраструктуре перевозки людей (пассажиров);
- Движение по обозначенному (утвержденному) маршруту;
- Осуществление остановок в обозначенных местах (а также и остановок по требованию.
Иными словами, маршрутное транспортное средство – это тот самый общественный транспорт, который двигается по дорогам и целыми днями (а иногда – и ночами) перевозит людей.
Почему мы об этом так подробно? Дело в том, что водитель маршрутного транспортного средства вправе проигнорировать действия некоторых дорожных знаков – запрещающих, предписывающих знаков, знаков особых предписаний.
Более того, для маршрутного транспортного средства предназначается и специально выделенная полоса, обозначаемая соответствующими знаками и разметкой.
Рядовой водитель должен помнить о данных обстоятельствах и не копировать слепо действия своего коллеги из маршрутного транспортного средства. В противном случае, он может грубо нарушить Правила.
Давайте вершить четвертый блок понятий. Мы убедились в том, что транспортные средства представлены в своем многообразии и великолепии. Однако если Вы мечтаете стать настоящим водителем, то механическое транспортное средство – это Ваш выбор
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.
Средства транспортные – это устройства, используемые для перевозки по дорогам грузов либо оборудования, установленных на нем, или людей. Данное определение дает вполне исчерпывающее представление о ТС. Однако на практике зачастую этого бывает недостаточно. Более полную информацию о ТС содержат ПДД.
Общие сведения
Условно выделяют рельсовые и безрельсовые виды транспортных средств. Существует также разделение на несамоходные и самоходные. Движение транспортных средств в последнем случае обеспечивается за счет работы мотора. В ПДД, однако, присутствует другая классификация. В соответствии с правилами, выделяют механические и немеханические виды транспортных средств. Эти категории имеют принципиальные отличия.
Механические ТС
Основным их признаком выступает наличие двигателя. Механические средства (транспортные) – это грузовые и легковые автомобили, мотоциклы. К ним также относят самоходные машины и тракторы. Двигатель может быть любым: водородным, бензиновым, газовым, дизельным и пр. Еще одним критерием таких ТС является их предназначение. Они должны эксплуатироваться только на дороге.
Немеханические ТС
К ним в первую очередь относят велосипеды. Ими являются ТС, за исключением инвалидных колясок, имеющие как минимум 2 колеса и приводящиеся в движение мускульной энергией граждан, управляющие ими. Для этого могут использоваться педали или рукоятки. На велосипеды могут устанавливаться двигатели. Их максимальная номинальная мощность не превышает 0.25 кВт. При этом они автоматически отключаются при скорости больше 25 км/ч. Все указанные параметры позволяют относить велосипеды к категории немеханических ТС.
Особая категория
Мопеды – механические средства (транспортные). Это обуславливается наличием ДВС или электродвигателя. Между тем, мопеды включены в категорию немеханических ТС. Объясняется это тем, что максимальная их конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, а рабочий объем мотора – 50 м 3 (или номинальная мощность при продолжительной нагрузке более 0.25 и менее 4 кВт). Аналогичным образом определяются и другие средства транспортные. Это в первую очередь скутеры, мокики и прочие аналогичные ТС с двигателями.
Важный момент
Управление транспортным средством, относящимся к категории немеханических, не требует наличия водительского удостоверения. Сами ТС при этом не проходят регистрацию, для них не предусмотрены знаки (номера). Между тем, не следует забывать, что лица, владеющие ими, являются водителями. В этой связи управление транспортным средством немеханического типа должно осуществляться в соответствии с ПДД.
Максимальная разрешенная масса
Она характеризует вес ТС с грузом, пассажирами и водителем. Разрешенная масса устанавливается изготовителем и считается максимально допустимой. Разберемся в терминологии. Максимальной считается предельно допустимая масса ТС с пассажирами, грузом и водителем. Превышение установленного показателя запрещено. Обусловлено это тем, что при высокой нагрузке (большей, чем предусмотрено изготовителем) корпус машины, тормозная система, двигатель, подвеска, рулевая часть не смогут функционировать нормально. Соответственно, возникает риск создания аварийной ситуации. Максимальная разрешенная масса является в определенной степени теоретическим показателем, который прописывается в ПТС и свидетельстве о регистрации. Зачастую многие путают ее с фактическим весом ТС. Ключевым отличием этих параметров выступает то, что разрешенная масса устанавливается раз и навсегда. При этом фактический вес может постоянно меняться. Однако в любом случае его величина не должна превышать разрешенную массу.
Вес как критерий разграничения
По разрешенной массе проводится классификация ТС. Грузовые автомобили разделяются по данному показателю на 2 категории. Первая включает в себя ТС с разрешенной массой не больше 3.5 т, вторая – больше 3.5 т. Указанная цифра выступает в качестве своеобразного индикатора размеров автомобилей. В этой связи грузовые автомобили, разрешенная масса которых меньше 3.5 т, включены в категорию, в которую входят и легковые машины.
Разрешенная масса сцепленных ТС
В качестве максимально допустимого веса транспортных средств, перемещающихся как одно целое, принимают совокупность их весовых параметров. Чтобы уяснить это положение, целесообразно обратиться к понятиям «прицеп» и «автопоезд». Первым является ТС, которое не оборудовано мотором и используется для перемещения в составе с транспортным средством механического типа. Автопоездом именуются устройства, которые сцеплены с прицепом. Соответственно, если в составе присутствует несколько ТС, в том числе не имеющие двигателей, общая разрешенная масса будет соответствовать сумме их допустимого веса, предусмотренного изготовителями.
Маршрутное ТС
Оно представляет собой техническое транспортное средство, предназначенное для общественного пользования. В эту категорию входят автобусы, трамваи, троллейбусы. Их основная функция состоит в перевозке людей по установленному маршруту с остановками на обозначенных местах. Такие ТС определяются следующими критериями:
- Принадлежностью к инфраструктуре пассажирских перевозок.
- Движение по утвержденному маршруту.
- Совершение остановок на обозначенных участках и по требованию.
Специфика
Необходимо отметить, что одним из ключевых критериев маршрутных ТС является наличие рабочего графика движения. Почему этот признак особо выделяется в определении? Дело в том, что пока ТС не находится на маршруте, оно общественным транспортом не будет являться. Например, пассажирская ГАЗЕЛЬ, едущая в гараж или на место парковки после смены, является обычным ТС. Для общественного транспорта действуют определенные послабления и привилегии. Например, водитель маршрутного ТС может игнорировать действие ряда запрещающих или предписывающих знаков. Для этого вида транспорта предусматриваются специальные полосы. Они выделяются особой разметкой и знаками.
Договор купли-продажи транспортного средства
У многих владельцев ТС возникает необходимость реализовать свой автомобиль. При этом оформляется договор продажи транспортного средства. Приведем несколько рекомендаций по правильному его составлению. Документ заполняется от руки или на компьютере. Особое внимание следует уделить ключевым условиям. Договор должен содержать номер. К примеру, 01/2016. Впоследствии этот номер будет указываться в ПТС. В документ вписывается место и дата совершения сделки. Обязательно указываются паспортные данные продавца и покупателя. Сведения об автомобиле также должны присутствовать в документе. Их переписывают из свидетельства и ПТС. Стоимость автомобиля устанавливается самими участниками сделки. Сумма прописывается цифрами и словами. Непосредственно перед подписанием владелец передает ключи и документы, а покупатель – деньги. Кроме договора оформляется также акт приема ТС.
Приложения
Продавец должен предоставить:
- Оригинал ПТС.
- Св-во о регистрации машины.
- Паспорт гражданина РФ.
- Документ, по которому удостоверяется его личность.
- Полис ОСАГО.
Советы покупателям
В первую очередь следует убедиться, что ТС:
- Не выступает в качестве предмета залога.
- Не является кредитным.
- Не имеет штрафов.
- Не ограничено в регистрационных действиях.
- Не арестовано.
Дополнительно
После подписания договора новый собственник указывается в ПТС. В десятидневный срок с момента совершения сделки покупатель должен поставить автомобиль на учет. По окончании установленного периода бывший владелец может проверить факт регистрации ТС. В этой ситуации прежнему собственнику пригодится подписанный договор. Транспортного средства у гражданина нет, но оно числится за ним — что делать в этом случае? Бывший собственник вправе прекратить регистрацию, предъявив в ГИБДД соответствующее соглашение. Если на дату совершения сделки действие полиса не закончилось, гражданин праве вернуть по нему деньги. При этом следует учитывать, что исчисление неиспользованных дней начинается с календарного числа, следующего за днем расторжения страхового соглашения.
Аренда транспортных средств
Она регламентируется положениями ГК. В Кодексе предусмотрено два типа аренды: с и без экипажа. Определения их даются в ст. 632 и 642. В качестве предмета соглашения выступают исключительно ТС, предназначенные для перевозки багажа, пассажиров и грузов. Аренда транспортных средств с экипажем предполагает два обязательства. Одно связано непосредственно с предоставлением ТС в пользование. Второе касается оказания услуг экипажем. Отличия нормативного регулирования указанных типов сделок заключаются в следующем. Обязанности по эксплуатации ТС, предоставляемого без экипажа, вменяются арендодателю. Во втором случае их выполняет арендатор. Оплата, которая вносится пользователем, именуется фрахтом. Экипаж ТС, которое предоставлено в аренду, оказывается в подчинении одновременно арендатора и арендодателя. Ответственность за причинение ущерба третьим лицам распределяется в зависимости от ряда обстоятельств. Так, если ТС предоставлено без экипажа, ее несет арендатор. Он может освобождаться от ответственности, если докажет, что вред явился следствием действий потерпевшего или непреодолимой силы. При аренде машины с экипажем за ущерб отвечает арендодатель.
Заключение
В настоящее время существует огромное количество транспортных средств самых разных видов. Между тем, вне зависимости от категории ТС, водители обязаны соблюдать ПДД. В правилах установлены требования, касающиеся не только непосредственного перемещения по дорогам, но и регистрации и эксплуатации машин. Водителям необходимо помнить, что ТС выступает не только как средство передвижения, но и как источник опасности. В этой связи состоянию объекта необходимо уделять особое внимание. Для предупреждения аварийных ситуаций рекомендуется своевременно проводить диагностику машины. При совершении сделок следует внимательно изучать документы, которые предоставляет продавец. Приобретателю, в свою очередь, необходимо своевременно зарегистрировать ТС.
Виды и основные характеристики транспортных средств
Говоря о том, что преимущественная функция дороги – обеспечение движения транспортных средств, мы как-то позабыли про сами транспортные средства.
Восполним же незамедлительно этот пробел.
Транспортное средство
Определение из ПДД (п.1.2):
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
В принципе, все понятно и просто. Критерий ТС – это его функция перевозки.
Однако транспорт бывает разный. И оснований для его классификации – огромное количество.
Транспортные средства могут подразделяться на:
– рельсовые (трамвай) и безрельсовые (подавляющее количество ТС, которые могут вариативно двигаться по проезжей части, свободно перемещаясь по полосам);
— колесные и гусеничные.
— автомобили, мотоциклы, тракторы и самоходные машины и т.д.
Критериев классификации может быть множество.
Согласно ПДД, транспортными средствами являются даже велосипед и прицеп. Эти понятия специально оговариваются в Правилах.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Показатель велосипеда – это отсутствие любого двигателя или крайне маломощный электродвигатель. Однако велосипедист является водителем и несет ответственность и за безопасность движения, и за нарушение Правил.
Очень часто забывается и родителями, и детьми, что движение велосипедистов по дорогам — в пределах проезжей части или обочины – разрешается только с 14 лет.
В реальности же мы видим грубейшие нарушения ПДД, когда подростки, не достигшие такого возраста, позволяют себе кататься по проезжей части.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Прицеп – это особое транспортное средство. Но движение с ним может требовать открытия новой категории водительских прав (с приписанной буквой «Е» — ВЕ, СЕ, DЕ и пр.). Такое необходимо в том случае, если прицеп имеет разрешенную максимальную массу, превышающую 750 кг.
Это «настоящий» прицеп.
А вот небольшой вариант, чья разрешенная максимальная масса не превышает 750 кг.
Здесь открытие новой категории прав (ВЕ, СЕ, DЕ и пр.) не требуется.
Давайте остановимся только на автотранспорте, как наиболее представительном сегменте в среде транспортных средств. И наиболее известной и распространенной является классификация, обусловливающая назначение автотранспортных средств:
1) пассажирские легковые (для индивидуальной перевозки пассажиров);
2) пассажирские, предназначенные для массовой перевозки пассажиров (например, автобус);
3) грузовые (для перевозки грузов, реже — людей);
4) специальные (оперативные службы, эвакуаторы, техпомощь и прочие ТС, выполняющие специализированные функции).
Однако, несмотря на невероятное обилие классификаций ТС, для ПДД первостепенное значение имеет понятие «механическое транспортное средство».
Механическое транспортное средство
Нормы ПДД регулируют движение преимущественно механических транспортных средств. «Львиная доля» Правил посвящена именно этому аспекту дорожного движения.
Для управления механическими ТС лицо должно обязательно иметь водительское удостоверение соответствующей категории (А, В, С, D, М и прочие; мы о них побеседуем во втором разделе нашего курса). В подавляющем числе случаев механическое транспортное средство требует специальной государственной регистрации и получения регистрационных знаков (или «номеров»).
Определение из ПДД (п.1.2):
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Важнейший показатель механического ТС – это наличие двигателя. Причем любого: бензинового, газового, дизельного, электрического, водного (или парового). В будущем — атомного (ужас!)…
Иными словами, механическое ТС способно перемещаться по дорогам самостоятельно (благодаря наличию силового агрегата). А водитель механического ТС для управления им должен пройти специальное обучение, сдать квалификационный экзамен и получить водительское удостоверение, соответствующее категории транспортного средства.
ПДД не дают определения грузовому, легковому автотранспорту, но особо выделяют два вида механических ТС:
- мотоцикл;
- мопед.
В последнее время в среде мототранспортных средств происходит путаница. Особенно ситуация сложна для простого обывателя, ибо транспортные средства с претензией на «мотоциклетность» резко выросли в количестве.
Даже само понятие «мотоцикл» в ПДД отдает какой-то неопределенностью и основательно попахивает пылью веков.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мотоциклу созвучны названия следующих транспортных средств:
Однако это принципиально иные транспортные средства, не являющиеся мотоциклами. У них иные конструкционные и функциональные характеристики.
Определить принадлежность транспортного средства к мотоциклу проще всего по документации к нему: в ПТС (паспорте ТС)
или техпаспорте (свидетельстве о регистрации).
Есть специальная отметка, отражающая категорию и тип ТС, к которым относится данный транспорт. Категория А будет означать принадлежность к мотоциклам.
А вот мопед (или скутер, мокики и подобные им ТС) – это особая песня.
Относительно недавно – в прошлой редакции ПДД – мопед (или скутер) не являлся механическим транспортным средством. Для движения на нем не нужно было обучаться и получать водительское удостоверение («права»).
Теперь ситуация принципиально иная.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
Теперь мопед – это механическое ТС, и управление им указывает на необходимость получения водительского удостоверения новой категории – категории М.
А для этого следует пройти специализированное обучение в автошколе. Правда, управлять мопедом или скутером может каждый обладатель водительских прав любой категории.
Сделаем вывод. Главный субъект («участник») дорожного движения – это механическое транспортное средство. Именно для него фактически и создавались ПДД.
Маршрутное транспортное средство
Особый вид транспортных средств – это маршрутное ТС. Оно обладает особым статусом на дороге. Водителям таких ТС позволительны некоторые «вольности», являющиеся отступлением от общих норм ПДД. Так, им разрешается игнорировать некоторые запрещающие и предписывающие знаки, знаки особых предписаний и пр. Специально для них на проезжей части бывает выделена полоса для движения, а места для посадки-высадки пассажиров обозначается особым знаком и/или разметкой.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Обозначим такие транспортные средства. Судя по определению самих ПДД, — это автобус, троллейбус и трамвай. К ним следует присовокупить еще и маршрутные газели (с которыми, кстати, сегодня ведется непримиримая борьба, как с небезопасным маршрутным ТС).
Но всякий ли автобус или «маршрутка» являются собственно маршрутным транспортным средством. Конечно же, нет! Правила однозначно вводят специальные функциональные критерии для них:
- перевозка людей (пассажиров) по дорогам;
- строго установленный маршрут следования (с конкретным номером маршрута);
- обозначенные места остановок, предназначенных для посадки-высадки пассажиров.
И получается, что водитель, двигающийся по маршруту на таком ТС, будет причислен именно к водителям маршрутного ТС со всеми вытекающими «льготами» для него (о них мы скажем в специальных разделах ПДД).
А вот если водитель после трудового дня, высадив пассажиров на «конечной», двигается домой, в гараж, к месту стоянки своей «маршрутки», то его транспорт уже не считается маршрутным ТС. Соответственно, все «льготы» исчезают. И даже утром — до момента выхода на маршрут – газель не считается маршрутным ТС.
Сделаем еще два предварительных замечания в отношении таких ТС.
1. Рядовые водители, приближаясь к обозначенной знаком и/или разметкой остановке общественного транспорта, расположенной в населенном пункте («настоящем» населенном пункте), должны уступать дорогу «маршруткам», которые отъезжают от места остановки.
Вне населенного пункта такое правило не «работает» (из-за высокой скорости движения по таким участкам).
2. Не нужно слепо следовать за маршрутным ТС. Некоторые знаки, которые может проигнорировать водитель такого ТС, «простым смертным» водителям нарушать нельзя.
Например, знак «Кирпич» (3.1 «Въезд запрещен»).
Маршрутная газель может юркнуть в зону действия этого знака, а обычный водитель нет.
Или знак, запрещающий поворот (3.18.1 «Поворот направо запрещен»).
«Маршрутка» имеет право совершить правый поворот, а рядовой водитель – увы!
Чтобы не быть подвергнутым административной ответственности (иногда весьма ощутимой для кармана), очертя голову двигаться за «газелькой» не следует!
Разрешенная максимальная масса
Одной из важных принципиальных характеристик ТС является его разрешенная максимальная масса. Она отражается в документации к ТС, уже упомянутой ранее:
- в паспорте ТС;
- в техпаспорте (свидетельстве о регистрации).
Определение из ПДД (п.1.2):
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
Если отталкиваться от определения, то разрешенная максимальная масса (обозначим ее аббревиатурой – РММ) – это некая условно-теоретическая масса ТС, которая считается предельно допустимой для данной модели автомобилей.
Кто установил именно такую массу? Завод-изготовитель, который проектировал, разработал принципиальную конструкцию, схему и принципы работы ТС. Иными словами, РММ – это предельная нагрузка, которую могут выдержать (вынести) системы, узлы, агрегаты, детали и прочие комплектующие транспортного средства.
РММ формируется из следующих составляющих:
- масса самого «железа» автомобиля;
- масса водителя и пассажиров;
- масса перевозимого груза.
Все эти три составляющие в сумме не могут превышать величины, обозначенной заводом-изготовителем в качестве предельно допустимой.
Скажите, теоретически можно на «легковушку» нагрузить эдак тонны 4? Конечно! Взять и бросить в багажник (или положить на верхний багажник) какую-то 4-тонную конструкцию – блок металлических «чушек»! Да легко!
И это несмотря на то, что завод-изготовитель обозначил РММ для такой модели в 1500 кг!
«Поедут» ли 4 тонны (плюс масса самого автомобиля, плюс масса водителя и пассажиров)? В принципе поедут. Но двигатель, рулевое управление, кузов, подвеска, колеса, тормозная система и пр.) будут испытывать преобладающие нагрузки и значительно быстрее приходить в негодность. Одна такая поездка, и о будущей «карьере» автомобиля можно будет позабыть!
И еще одно существенное замечание. Для чего нам еще знать о РММ? Здесь в пользу знаний играют два существенных обстоятельства.
1. РММ – средство обеспечения безопасности.
В нашем фантастическом примере обозначена ситуация, которая наносит значительный ущерб не только транспорту, перевозящему недопустимый груз, но и безопасности дорожного движения. Как себя поведет такой автомобиль в случае необходимости резкого, экстренного торможения? Ответ один: торможение будет неэффективным, ибо тормозной путь существенно увеличится.
А что будет при осуществлении опасного поворота? Центробежная сила, которая станет выталкивать автомобиль с необходимой траектории движения, будет невероятно большой. Ведь она «завязана» не только на скорости автомобиля, но и на его массе. И в этом случае сцепления колес с дорогой будет явно недостаточно.
Итог – сход с траектории движения и пренеприятнейшая перспектива ДТП.
Причина банальна – нарушение принципа РММ.
2. РММ – это критерий разграничения категорий водительских прав.
Оказывается, РММ обладает еще одним важным свойством. Она разделяет грузовые автомобили на два разных класса:
1) с РММ, не превышающей 3500 кг, — это категория В (так называемые «малые грузовики» — грузовые УАЗы, ГАЗели и пр.);
2) с РММ, превышающей 3500 кг, — это категория С (классические – средние и большие – грузовики).
Существуют и иные обстоятельства (дорожные знаки, прежде всего), требующие от водителя пристального внимания к РММ своего автомобиля.
Например, дорожный знак «Движение грузовых автомобилей запрещено» (3.4).
Движение в зону действия знака запрещается только тем ТС, чья РММ превышает указанную на знаке величину.
И последнее. РММ автопоезда (механического ТС, сочлененного с прицепом) складывается из РММ самого автомобиля и РММ прицепа.
Как проверить КБМ по базе РСА онлайн и для чего это нужно делать.
Советуем ознакомиться со статьей, в которой рассказано о подборе дворников по марке и модели автомобиля.
Как правильно хранить резину https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/kak-xranit-rezinu-bez-diskov-i-na-diskax.html на дисках и без них.
19 комментариев к “Виды и основные характеристики транспортных средств”
То, что ввели права для мопедов и скутеров, это правильно. Каждый раз, когда видел пацанов лет по 12 в потоке машин, просто оторопь брала. Они же не понимают что делают вообще!
Да, раньше куда не посмотри, всюду молодежь на мопедах, теперь штрафовать стали за то что прав нету, вроде притихли и ДТП меньше стало (по крайне мере у нас в городе точно).
Разъяснено толково! Только вот на картинке со специальными ТС надо уже писать «Полиция», а не «Милиция»!
А разве маршруткам тоже надо уступать дорогу у остановок? По-моему было разъяснение, что это требование к ним не относится. Оно касается только муниципальных автобусов/троллейбусов.
Игорь, «маршрутка» — такое же маршрутное транспортное средство, если ее характеристики подпадают под понятие МТС (см.определение). То есть двигаются по установленому маршруту с обозначенными местами остановок.
Уж так у нас с типами ТС и категориями замудрили, что больше путаницы, чем толку. Такое впечатление, что больше не было у нас проблем на дорогах, кроме как недостаток категорий. Вот теперь их стало 16, теперь — порядок!
Еще одно транспортное средство бороздит городские дороги — троллейбус. Я начинал свой водительский стаж именно с него. Раньше машин было намного меньше, а сейчас нужно виртуозом быть, чтобы все это объехать. Плюс у троллейбуса в одном — на светофоре можно стартануть раньше всех и занять полосу. Улицы в Саратове узкие, а в 80-х выделенных полос и в помине не было.
Странно что маршруткам вообще дорогу нужно уступать, как по мне из за них вечно давка что на остановках, что на дорогах, а ДТП так постоянно!
Самое опасное ТС — это велосипед. Водительского удостоверения не требуется, вот и думай сколько такому водителю лет, трезвый ли он?!
Помимо всего существуют амфибии или трехколесные автомобили. И те и те могут перевозить пассажиров и грузы, могут иметь достаточно большую грузоподъемность, или самоделки подходящие для регистрации.
Милое дело, недавно поменял автомобильные права и сразу стал на 3 категории богаче! В старых было открыто всего 2 категории — Аи В, а теперь все 5 (добавились А1, В1 и М, теперь я могу даже управлять даже мопедом)
Когда уже для велосипедов введут номера, права и экзамены?!) Меня такой ездун неделю назад чуть до кондрашки не довёл, еле успел затормозить — выскочил на пешеходный переход прям в седле.
Большое разнообразие транспортных средств у меня вызывает желание опробовать все виды. Жизни и квалификации наверное не хватит. Любой вид транспортного средства требует определенной подготовки и прав управлять им. Вот на гусеничном тракторе я не раз ездил, еще в детстве. По полям и проселочным дорогам, довольно безопасно, но случаи разные могут быть. А так, опробовал уже велосипеды с двигателем, мопеды, мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили, самоходные комбайны, трактора гусеничные и колесные, квадрациклы. Всё это только на пользу для безукоризненного выполнения правил дорожного движения.
Касаемо велосипедов. Сколько себя помню, лет с 10 ездили по обочинам. При невозможности проезда выезжали на проезжую часть. Бывает, что обочин не существует и тогда только по краю проезжей части. Но такое передвижение делали только за городом, в городе строго по тротуарам. Через дорогу велик в руки и вперед, но бывало и своим ходом. Как помню в СССР гаишники проводили спец. курсы по всем школам. Естественно были аварии, травмы, смертельные исходы. Определенные нарушения были, есть и будут. Ни какими требованиями и наказаниями это не изменить.
Очень большое разнообразие транспортных средств существует в настоящее время, большинство из них это автомобили, мотоциклы, мопеды (скутеры), квадрациклы. Они очень известны большинству людей и имеют наибольшее распространение. Но имеется еще множество транспортных средств, которые реже используются в повседневной жизни человека, но также предназначены для транспортировки грузов и пассажиров. Для живущих людей в деревнях большое значение имеют тракторы и гусеничные вездеходы, рельсовые средства передвижения, такие как, дрезины или переоборудованные для движения по рельсам мотоциклы или автомобили. Отечественный УАЗ, например, легко может быть переоборудован под рельсовое транспортное средство. Снегоходы различных модификаций и способов движения: гусеничные, колесные, аэросани. Механические средства передвижения на воздушной подушке, так же все больше входят в повседневную жизнь, другие транспортные средства амфибии, которые легко могут передвигаться как по суше, так и по воздуху. Все они, безусловно, должны осуществлять свое движение по установленным и принятым для всех правилам, иначе их развитие может нарушить спокойствие человека, что допустить ни в коей мере нельзя.
Несмотря на большое разнообразие транспортных средств, развитие и разнообразие их увеличивается. Не так давно мы пережили бум скутеров, на которых без прав и необходимого умения вдруг стали ездить взрослые и дети, чем внесли определенную сумятицу на дорогах. Слава богу, в настоящее время правилами дорожного движения вождение их и движение по улицам и дорогам урегулированы.
Сейчас наступает время электрических транспортных средств. Разнообразие их также разрастается от самокатов и велосипедов, до легковых и грузовых автомобилей, погрузчиков и других транспортных средств. Развитие их ожидается буйное, мы скоро станем очевидцами изменения на дорогах в связи с этим.
Получают развитие новые небольшие вездеходы, болотоходы, амфибии. Движущиеся колесами, на, так называемой, мягкой авторезине. Разнообразие их большое, использование простое, необходимость в наращивании выпуска такого вида транспорта очевидна. Все они различны и по габаритам (высоте и ширине) и по весу, и по принципу управления. В ближайшее время, по-видимому, нам предстоит понять всё о них, и без проблем ужиться на дорогах.
Проходят испытания, во многих странах, и автомобили самолёты. Многим хотелось бы, вот так запросто, разогнаться по шоссе и… в небо. Наверное, это скоро будет. Поэтому главное понимать это и делать всё возможное для выработки чётких правил их эксплуатации и безопасности жизни человека.