Антифриз: красный, зеленый, синий – в чём разница и какой лучше заливать?
Качественный антифриз – это залог безотказной работы системы охлаждения двигателя. Многие считают, что к антифризу требования невелики: лишь бы он зимой не замёрз и летом не закипел. А зря! Чтобы, как говорят в народе, "не поймать клина" и не тратить деньги на замену вышедшей из строя помпы или потёкшего радиатора, к выбору антифриза нужно подходить серьёзно.
Из этой статьи вы узнаете о том, что такое антифриз и для чего он нужен в машине.
Какие бывают виды, классы и цвета автомобильных антифризов? Какой антифриз
лучше: красный, зеленый или синий, и в чем между ними разница?
Антифриз – общее название для всех охлаждающих жидкостей, тосол – это марка антифриза, разработанная в советском союзе.
Присадки в составе тосола – неорганические соли, а в составе антифриза – органические.
Тосол образует защитный слой металла в 0,5 мм, при этом ухудшая теплообмен. Антифриз образует защитный слой только в местах коррозии.
Тосол теряет охлаждающую способность через 30-40 тыс. км, а антифриз через 250 тысяч км.
Тосол менее устойчив к высоким температурам, а антифриз закипает при температуре 115 градусов.
Антифриз – что это такое?
Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для автомобилей.
В переводе с английского слово Antifreeze обозначает «не замерзающий».
В составе всех антифризов гликолевая основа: этиленгликоль или пропиленгликоль, плюс пакет улучшающих присадок.
Этиленгликоль – это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой
маслянистую жидкость, сладковатую на вкус, с температурой кипения около +200 °C и замерзания 12,3 °C.
Этиленгликоль – сильный яд. Летальная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, нейтрализуется он этиловым спиртом).
Состав концентрата антифриза примерно следующий:
90% – этиленгликоль!;
5-7% – присадки;
3-5% – вода.
Обратите внимание, что примерно на 90% все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5% дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые. Всё дело в присадках: от этих 5-7% зависит, будет ли ваш двигатель работать безотказно, или вы будете любимым клиентом СТО.
Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет непросто.
Такой неразберихи, как применяемой в классификации антифризов, нет больше ни у каких жидкостей, применяемых в автомобиле.
На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.
Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Ниже приведены наиболее распространенные их версии:
ГОСТ 2808489 (Россия)
BS 6580: 1992 (Великобритания)
SAE J 1034 (США)
ASTM D 3306 (США)
ONORM V5123 (Австрия)
AFNOR NF R15601 (Франция)
CUNA NC956 16 (Италия)
JIS K2234 (Япония)
G11 (Швеция)
Как разобраться во всем этом море охлаждающих жидкостей?
Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя.
Фольксваген разделяет все антифризы на три класса:
Антифриз G11
Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной).
В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:
Силикаты;
Фосфаты;
Бораты;
Нитриты;
Амины;
Нитраты.
Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо.
Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года.
Но это тоже ещё не всё. Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.
Какой делаем вывод? Не применять антифриз G11?
Нет, применять! Но не забывать менять раз в два года.
Антифризы, выполненные по традиционной технологии (силикатные), обозначаются на банках следующими надписями:
G11
Traditional coolants
Conventional coolants
IAT (Inorganic Acid Technology)</i>
Правда, иногда встречаются силикатные охлаждающие жидкости вообще без обозначения класса на упаковке.
Антифриз G12, G12+ и G12++
Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей.
Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.
В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты.
Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные.
Их отличительной особенностью является то, что арбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.
Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:
1. Очень высокая теплоотдача.
2. Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего.
3. Срок эксплуатации антифриза увеличен до 35 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.
Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.
Карбоксилатные антифризы обозначаются следующим образом:
G12
Carboxilate coolants
OAT (Organic Acid Technology)
Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).
Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.
Антифризы G12+ обозначаются такими терминами:
Hybrid coolants
HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)
С 2008 года появились антифризы класса G12++.
Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.
Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих.
Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:
Lobrid coolants
SOAT coolants
Ну и венец современных охлаждающих жидкостей – класс G13.
Антифриз G13
Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.
На этом, собственно говоря, отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.
Чаще всего автовладельцев интересуют два вопроса о видах и цветах антифриза:
1. В чем разница между антифризом G11, G12 и G13?
2. Какой антифриз лучше заливать: красный, зеленый или синий?
Во первых,
антифризы изначально жидкости бесцветные. А краску в них добавляют лишь для того, чтобы их можно было отделить от других жидкостей, в том числе и алкогольных.
Вовторых,
четких стандартов по цветам нет. Поэтому с уверенностью нельзя утверждать о принадлежности того или иного антифриза, к той или иной технологии.
Любой производитель может красить любой свой антифриз в любой цвет.
Можно говорить лишь об общепринятой практике большинства серьёзный производителей.
Она такова:
Антифризы G11 – синие, или зелёные, или синезелёные.
Все антифризы G12 (и с плюсами и без них) – красные со всеми оттенками: от
оранжевого до сиреневого.
Охлаждающие жидкости G13 – фиолетовые или розовые, но теоретически они
могут быть любого цвета.
А что касается того, какой антифриз лучше заливать – красный, зеленый или синий, можем дать простой совет:
1. Если автомобильный радиатор сделан из меди или латуни, тогда лучше будет
использовать красный антифриз (карбоксилатный);
2. Если радиатор охлаждения из алюминия и его сплавов – заливайте зелёный или
синий (силикатный).
Красный антифриз не лучше и не хуже зеленого, просто эти охлаждающие жидкости
нужно использовать, исходя из материалов, применяемых в составных частях
охлаждающей системы автомобиля. В свою очередь, лобридные антифризы G12++ и G13 без проблем подойдут для всех автомашин.
Красный антифриз: отличия, характеристики, свойства
С целью визуального отличия разных моделей охлаждающей жидкости в ее состав на производстве добавляется специальный краситель. Он не влияет на физические свойства теплоносителя. По этой причине при выборе ОЖ для своего авто цвет не может быть главным атрибутом. Красный антифриз – это однородная техническая жидкость без механических примесей. Она предназначена для заливки в системы охлаждения ДВС импортных и отечественных машин. По химическому составу соответствует типу G12 и характеризуется улучшенными эксплуатационными свойствами.
Особенности красного антифриза
Чтобы определить, чем красный антифриз отличается, например, от G11, рассмотрим состав. Основу теплоносителя составляет этиленгликоль. Для придания охлаждающей жидкости требуемых производителями автомобилей свойств добавляется пакет современных высокотехнологичных присадок. В красной ОЖ нет многих добавок, присутствующих в силикатных моделях, таких как нитриты и нитраты, фосфаты, амины и бораты. Также жидкость не содержит силикатов. Главное отличие красного антифриза – в технологии изготовления.
Состав красной жидкости для охлаждения мотора:
- этиленгликоль (спирт) – до 90 %;
- дистиллированная вода – до 5 %;
- пакет присадок – до 5 % (карбоксилатные, антивспенивающие, смазывающие, против образования накипи и другие компоненты);
- краситель для идентификации класса ОЖ и возможности контролировать уровень в расширительном бачке;
- флуоресцентные добавки для быстрого определения микроскопичных протечек при освещении патрубков, радиатора и других элементов ультрафиолетовой лампой.
Этиленгликоль – это бесцветная маслянистая жидкость, поэтому благодаря красителю теплоноситель лучше видно в расширительном бачке при контроле уровня в контуре. При заливке антифриза G12 в систему двигателя начинают работать ингибиторы коррозии. На внутренних поверхностях деталей цилиндропоршневой группы, где образуется коррозия, начинает формироваться тонкая, но стойкая пленка с целью создания преграды для дальнейшего распространения ржавчины. Таким образом, осуществляется локализация уже образованных очагов коррозии, а также обеспечивается защита других элементов контура, по которому циркулирует теплоноситель.
Недостаток красного антифриза G12 – в воздействии на контактируемые поверхности не постоянно, а только при обнаружении ржавчины и в локализации уже образованного очага коррозии. Но благодаря такому свойству сохраняется эффективность ингибиторов коррозии и обеспечивается более эффективная теплоотдача от горячих деталей циркулирующему в системе составу.
Эксплуатационные свойства
Красный антифриз типа G12 рекомендуется многими автопроизводителями, в том числе для охлаждения высокооборотных силовых агрегатов. Основные параметры теплоносителя:
- увеличенный срок использования в системе (до 5 лет) без потери свойств;
- плотность состава в нормальных условиях использования при температуре ОЖ +20 °С составляет 1,065–1,085 г/cм3;
- температура начала процесса кристаллизации ‒ около –50 °С ;
- температура интенсивного испарения (кипения) ‒ +118 °С.
Температурные параметры красного антифриза определяются концентрацией спиртов. Оптимальные характеристики ОЖ обеспечиваются при условии наличия спирта на уровне 50–60 %. Охлаждающая жидкость G12 не содержит в составе многих присадок, которые добавляются в составы низшего класса, но отличается хорошими смазывающими свойствами. Благодаря устойчивым к разложению компонентам теплоноситель характеризуется длительным сроком использования.
Главные отличия красной технической жидкости
Красный антифриз изготавливается по более совершенной технологии, поэтому он лишен недостатков, присущих составам типа G11 и ниже. Охлаждающая жидкость не оказывает пагубного воздействия на детали из цветного металла: меди, чугуна, алюминия и пр. Можно сделать вывод, чем красный антифриз отличается от жидкостей более низкого класса:
- увеличенным сроком эксплуатации;
- высокой температурой кипения;
- нейтральностью к цветным металлам;
- эффективным отводом тепловой энергии;
- точечным воздействием на очаги коррозии.
Хорошо зарекомендовала себя ОЖ красного цвета при работе силового агрегата под высокой нагрузкой как в условиях жаркого климата, так и при низкой наружной температуре. При исправной системе охлаждения всегда поддерживается рабочий температурный режим мотора. Поскольку охлаждающая жидкость красного цвета успешно локализует очаги коррозии, но не обеспечивает профилактики от возникновения ржавчины, то она подойдет автомобилям, у которых уже началась коррозия внутри системы охлаждения.
Разновидности ОЖ красного цвета
Красный антифриз представлен разными категориями, отличающимися химическим составом и оттенком. К ОЖ типа G12 относятся теплоносители, окрашенные также в бордовый и оранжево-красный оттенки. Каждый производитель антифризов использует свой оттенок. Автомобильный теплоноситель Sintec LUXE G12 (красный) рекомендуется заливать в систему алюминиевых двигателей всех типов. Благодаря технологии синтеза этиленгликоля и органических присадок, являющихся ингибиторами коррозии, обеспечивается надежная антикоррозионная защита.
Преимущества использования качественного красного антифриза:
- на деталях, контактирующих с теплоносителем, образуется пленка для защиты от коррозии;
- увеличивается ресурс элементов системы охлаждения;
- не происходит кавитация, разрушающая водяной насос;
- отсутствуют накипь и осадок, затрудняющие циркуляцию теплоносителя.
Охлаждающая жидкость высшего класса G12+ изготавливается по гибридной технологии. Такой состав может окрашиваться в фиолетовый цвет. Красный антифриз Sintec Premium G12+ состоит из этиленгликоля, карбоксилатных кислот и высококачественных присадок без механических примесей. Для защиты деталей от коррозии применяются органические компоненты, формирующие защитную пленку. Теплоноситель может охлаждать бензиновые и дизельные моторы, в том числе с алюминиевыми блоками цилиндров.
Для производства охлаждающей жидкости класса G12++ применяется лобридная технология. Составы универсальны в применении и имеют оттенки фиолетового цвета. Sintec Unlimited G12++ (малиновый) производится по лобридной технологии на основе высококачественного этиленгликоля. Благодаря качественным присадкам отсутствуют ограничения по сроку использования.
Универсальный в использовании лобридный антифриз Sintec Multifreeze (фиолетовый) с многопрофильными новейшими неорганическими присадками сочетает свойства карбоксилатных и силикатных составов. Антифриз совместим с ОЖ высокого качества.
ОЖ класса G13 имеют желтый оттенок. Они изготавливаются на пропиленгликолевой основе, которая считается экологически безвредной.
Что будет, если добавить состав низшего класса
Водителям следует помнить, что готовый к использованию красный антифриз не нужно разбавлять водой. От этого только ухудшатся такие свойства, как морозостойкость, антикоррозионная защита и пр. Особенно опасно добавлять воду в систему охлаждения двигателя в зимнее время. Если ОЖ предлагается в виде концентрата, то его нужно разбавить дистиллированной или отфильтрованной водой согласно рекомендациям производителя. Сколько добавлять воды в красный теплоноситель, представлено на этикетке.
Запрет производителей на смешивание антифризов разного типа обусловлен использованием в составах присадок разного типа, между химическими формулами которых существует большая разница. Охлаждающая жидкость разного класса имеет одинаковую основу ‒ этиленгликоль, но при этом разные пакеты присадок, свойства которых индивидуальны. Также на качественный состав красного антифриза влияет региональное происхождение. Например, в США в ОЖ добавляются фосфаты, в то время как в европейских составах они практически не используются.
При смешивании ОЖ одного цвета от разных производителей с большой вероятностью произойдет негативная реакция между присадками, результаты которой непредсказуемые. Возможны следующие проблемы:
- появление очагов коррозии внутри системы;
- потеря эластичности прокладок;
- размягчение шлангов и патрубков;
- разъедание каналов и утечка теплоносителя в камеры сгорания;
- образование осадка, препятствующего прохождению теплоносителя;
- закупорка радиатора отопителя.
Результатом смешивания красного антифриза с ОЖ низшего класса являются ухудшение теплообмена и перегрев двигателя.
Для доливки в систему охлаждения нужно выбирать антифриз, рекомендуемый автопроизводителем. Качественные составы Sintec обеспечат оптимальный температурный режим работы мотора и увеличат эксплуатационный ресурс деталей поршневой группы. Зная, чем красный антифриз отличается от других составов, из представленного ассортимента можно приобрести подходящий для вашего автомобиля высококачественный теплоноситель.
В чём разница антифризов для авто, кроме их цвета?
В наши дни полки автомагазинов переполнены техническими жидкостями разного цвета, и многим автомобилистам интересна разница между ними.
© shutterstock.com
Антифриз — охлаждающая жидкость, кипящая при температуре более 150 градусов Цельсия. Любая подобная жидкость имеет в своём составе разные присадки, рассказали специалисты издания Car.ru.
© shutterstock.com
Антифриз синего цвета — тосол, выдерживающий до −30 градусов холода, также есть тосол красного цвета, способный выдерживать температуру до −50 градусов. Однако такая жидкость уже устарела и подходит только старым автомобилям, выпущенным порядка двадцати-тридцати лет назад.
© shutterstock.com
Зелёная охлаждающая жидкость G11 не способна выдерживать высокой температуры, поэтому её нежелательно использовать на автомобилях с высоконагруженными двигателями. Такой антифриз создаёт плёнку на стенках патрубков двигателя и радиатора, защищая их от нагара и появления коррозии. Из-за такой оболочки жидкость менее эффективно защищает трубки от излишнего тепла.
© shutterstock.com
Антифриз G12 красного цвета хорошо защищает мотор от перегрева, однако карбоновая кислота и органические присадки в её составе не позволяют использовать такую жидкость в машинах с радиаторами из латуни и меди.
© shutterstock.com
Не так давно на полках магазинов появилась охлаждающая жидкость G13 фиолетового цвета. Большая часть присадок в её составе схожа с теми, что находятся в антифризе G12, однако вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Стоимость такой жидкости намного выше остальных, поэтому она не часто пользуется спросом.
Какой антифриз лучше – зеленый или красный?
Сегодня мы поговорим про антифриз, который является охлаждающей жидкостью для двигателя вашего автомобиля. На рынке представлено множество сортов жидкости, но речь сегодня пройдет про два наиболее популярных на территории России – красный и зеленый. Мы расскажем, какой антифриз лучше, а также чем они отличаются.
Общий состав двух антифризов
Перед тем, как сравнивать красную и зеленую жидкость с целью выяснить фаворита, стоит поближе познакомиться с их составом. Именно от того, что лежит в основе антифриза, будет зависеть его эффективность и правильность работы системы охлаждения. В зависимости от производителя, состав, конечно, разный, однако все марки имеют концентрат воды с гликолем – именно он определяет:
- устойчивость к минусовым температурам,
- удельную теплоемкость,
- вязкость жидкости, а также способность оставаться на стенках расширительного бачка,
- силу негативных воздействий на резиновые уплотнители внутри системы охлаждения.
Помимо упомянутого выше концентрата, состав охлаждающей жидкости дополнен дистиллированной водой – это помогает поднять температурный порог, сделав антифриз устойчивым к замерзанию даже при минус 40 градусах. К концентрату с дистиллятом добавляются разные присадки:
- защищающие от коррозии – уменьшают риск появления ржавчины на металлических элементах системы,
- противопенные – предотвращают образование пены внутри системы,
- стабилизирующие – помогают поддерживать одинаково достойный уровень работоспособности ОЖ в различных условиях эксплуатации.
Какой антифриз лучше – красный или зеленый
После того, как мы немного познакомились с составом, стоит сравнить зеленый и красный антифриз друг с другом – это поможет выявить фаворита. Для начала разберемся, о чем нам говорит цвет самой жидкости – ни о чем. Четкого регламента какой цвет какому средству давать – нет, однако современные производители стараются использовать одинаковые цвета в зависимости от состава, чтобы потребителю было понятнее.
- Например, антифриз зеленого цвета – это класс G11, гибридная жидкость, в составе которой присутствует этиленгликоль в сочетании с неорганическими добавками для защиты элементов системы из металла от ржавчины. Зеленый состав используют уже более 20 лет, его ресурс в среднем 3 года, а подходит он для любых типов охлаждающих систем. и любые его оттенки – это класс G12 и G12+, карбоксилатная жидкость, в составе которой органические добавки. Отличительная черта таких добавок – это их избирательное антикоррозийное действие. Лучше всего красная жидкость подходит для загруженных или скоростных двигателей, ресурс эксплуатации в среднем 5 лет.
Теперь поговорим подробнее про присадки внутри ОЖ красного и зеленого цвета. Как мы сказали выше, в зеленых жидкостях они неорганические – это бораты, фосфаты, силикаты и тому подобное. Такие присадки образуют пленку на стенках системы охлаждения, чтобы непрерывно защищать ее от коррозии. Красный антифриз – органика, которая активизируется лишь при возникновении ржавчины – эффективно блокирует, уничтожает образовавшиеся очаги коррозии.
Помимо выбора по присадкам, руководствуйтесь материалом изготовления вашего радиатора. Антифриз зеленого цвета безопасен для алюминия или его сплавов, в то время как красный лучше всего подходит для латунных радиаторов или устройств из меди. Если вы неправильно подберете присадки под ваш тип радиатора, это может привести к появлению накипи, а также ржавчины внутри устройства.
Отдельно стоит упомянуть срок службы охлаждающей жидкости – у красной это около пяти лет, а у зеленой чуть больше двух. По прошествии данного срока любая жидкость начинает терять свои свойства, характеристики, начинает разлагаться – все это загрязняет систему охлаждения, забивает узкие патрубки, а затем неизбежно приведет к неправильной работе двигателя.
Вывод
Таким образом, выбирая между красным и зеленым антифризом, руководствуйтесь рекомендациями производителей авто и желаемыми результатами – хотите покрыть систему толстой защитной пленкой – берите зеленый, но будьте готовы, что со временем такая пленка снижает теплоотдачу и осыпается, загрязняя систему охлаждения. Если вы хотите бороться лишь с возникшими очагами коррозии – берите красный, однако будьте готовы, что средство ничего не сделает для профилактики повторного образования коррозии. Помимо этого, руководствуйтесь типом материала, из которого изготовлен ваш радиатор – если для него не подходит один из цветов, значит выбора у вас, собственно, не будет.