Сколько служит аккумулятор в машине. 3-4 года – не предел!
Когда случится та или иная неприятность, мы можем судить только по опыту эксплуатации батареи. Никакие тесты ускоренного характера не позволят спрогнозировать реальный срок службы. Это подтверждаем не только мы, но и коллеги из журнала «За рулем». В качестве примера можем процитировать слова зарулевцев: «Первый год интенсивных испытаний не позволил выявить явных лидеров и аутсайдеров. Все аккумуляторы ведут себя примерно одинаково».
Цифры из опыта
Указывать средний эксплуатационный срок двенадцативольтовых изделий технически не грамотно. В основном потому, что в современном представлении АКБ, говоря простыми словами, может быть простой, навороченной и не очень продвинутой. Ссылаясь на виды и разновидности аккумуляторных батарей для автомобилей , мы имеем в виду обычный «гибрид», EFB, AGM и AGM TPPL. Так вот, у каждой из них свой средний срок службы:
- Гибридный вариант с открытым доступом к банкам (Sb/Ca): 5-6 лет.
- Та же гибридная версия, только с пластинами, окутанными конвертами (EFB): 6-7 лет.
- Гибридная модификация с абсорбированным электролитом (AGM): 8-10 лет.
- Очищенный вариант AGM (TPPL – без примеси кальция в активной массе): 10-12 лет.
Внимание! Цифры актуальны при соблюдении правил ухода за источником питания, в числе которых основным пунктом значится своевременная подзарядка от сетевого зарядника и недопущение глубокого разряда.
Такая градация по сроку годности не выдумана, а подтверждена годами. Да и теория вполне может объяснить полученные различия. Все помнят, как кальциевые батареи навсегда выходили из строя после первого глубокого разряда. В результате их вытеснили «гибриды», в легирующем пакете присадок которых наряду с кальцием присутствует серебро. Выкипание воды в таких источниках питания – явление редкое, основная проблема – осыпание активной массы и сульфатация.
С погружением пластин в конверты (EFB) ушла еще одна проблема – осыпавшаяся масса и крупные хлопья сульфатов свинца скапливаются внутри конвертов и не замыкают банки со временем. На примере AGM производители показали, как с одной единицы объема получить еще больше емкости. С появлением породистых Absorbent Glass Mat (TPPL) емкий AGM стал меньше боятся глубоких разрядов и, как результат, отслуживает солидный промежуток времени. Сульфатация – главный бич любого свинцово-кислотника, она непреодолима даже современными конструкциями АКБ.
Что говорят ГОСТы
За стартерные аккумуляторные батареи для автотехники отвечает ГОСТ Р 53165-2008. Особый интерес в этом документе могут представлять разве что нормативы испытаний. Часть из них включены «зарулевцами» в программу тестирования новых изделий. Это строгие пробы тока прокрутки в условиях холодного климата (-18°C) и суровых морозов (-29°C).
Другое дело прежний государственный стандарт ГОСТ 959-2002, который ныне утратил силу. Ценность этого документа по сравнению с настоящей версией в том, что в нем подробно раскрыты гарантии изготовителя АКБ:
- Гарантийный срок годности обслуживаемой версии (с крышечками в корпусе) – 18 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. В эквиваленте – это 60 тыс. км пробега или 2 500 моточасов.
- Гарантия на необслуживаемую модификацию – 24 месяца с момента установки под капот, что эквивалентно 75 тыс. км или 2 500 моточасам.
Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля
Почему-то 5-7 лет полноценной службы самого простого обслуживаемого аккумулятора на борту автомобиля приравниваются к аномальному явлению. В таких случаях принято говорить, что владельцу изделия повезло, и никак иначе. Вместе с тем, из фокуса выпадает самый главный аспект – этот самый владелец, кроме всего прочего, ухаживал за АКБ. можно констатировать факт, что широко распространённая в кругу советских автомобилистов культура обслуживания бортовых источников питания ныне находится в забвении.
Сухое перечисление фактов, влияющих на срок службы АКБ, можно найти в любой статье интернет-источника, принадлежащего к аккумуляторной тематике. Мы же решили привязаться к устройству источника питания, и показать, что будет, если не соблюдать то или иное правило.
Определенный тон нашей дискуссии задал главред Autobann.su Василий Теркин, держа в руках распечатку из архивного номера «За рулем». Экземплярчик, необходимо признаться, отменный – 15-й номер, год 1934. Оказывается, в довоенное время аккумулятор был на одной полке с редкими и драгоценными вещами, и продлить ему жизнь считалось делом чести.
- Не допускать сильных вибраций и ударов. Дело в том, что известные всем пластины аккумулятора, расположенные в каждой из шести банок, состоят из металлической решетки и намазки (активной массы). Различные встряски – лишний повод для осыпания активной массы на дно банки, отчего теряется емкость, и многократно возрастает риск замыкания банок.
- Следить за уровнем электролита в банках. При понижении уровня электролитической жидкости открываются пластины. Сухая часть работать не будет, и засульфатируется до критической степени. Падает емкость, батарея начинает быстро заряжаться и разряжаться. Проблема на самом деле стоит остро, особенно для необслуживаемых моделей, в числе которых все прогрессивные конструкции. Суть в том, что часть воды при перезаряде и на некоторых стадиях зарядки, переходит в газ и улетучивается. Пластины оголяются не сразу, процесс носит накопительный характер. Со временем неплохо бы долить воду или смочить стекловолоконные маты (касается AGM), но как это сделать, если конструкция попросту герметична. Каждый находит выход по-разному: кто вскрывает крышку и проводит старомодное обслуживание банок, кто считает необходимым проверить генератор, не снимая с автомобиля с помощью мультиметра, кто покупает программируемое зарядное устройство. Так или иначе, необходимо стремиться не вгонять батарею в режим кипения, и она уж точно прослужит дольше.
- Избегать понижения напряжения до 10,8 В и ниже. По мере разрядки падает плотность и прогрессирует сульфатация пластин. К тому же электролит пониженной плотности замерзает уже на небольшом морозе. Допустим, AGM-конструкциям замерзание нипочем, но от сульфатации они никак не застрахованы.
- Не допускать сильного разрядного и зарядного тока. От этого коробятся пластины, осыпается активная масса со всеми вытекающими последствиями.
- Дать выход гремучим газам из внутренностей аккумулятора. В завершение зарядки ток разлагает воду на кислород и водород. Эту смесь принято называть гремучим газом. К слову, смесь эта взрывоопасная и если не найдет выхода наружу, то разорвет корпус источника питания. Исходя из этого примите к сведению следующие советы: откручивайте крышки на обслуживаемых моделях и чистите в них отверстия, очищайте клапан VRLA на необслуживаемых изделиях, не курите вблизи заряжаемой батареи, и хорошо вентилируйте помещение.
- Заряжайте АКБ до 100% уже при 12,4 В на выводах (при температуре 20…25°C). Для этих целей необходимо выбирать не автоматические зарядные устройства или, как их принято называть в среде аккумуляторщиков, «кипятильники», а программируемые ЗУ. Важно, чтобы зарядник вел «добивку» заряда до 100% с минимальными потерями воды (в импульсном режиме). Да, с программируемым ЗУ необходимо разбираться, и хорошо знать, как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством , но срок службы от этого возрастает в 1,5-2 раза.
- Проводите десульфатацию, но не чаще 1 раза в год. Этот сложный процесс иначе называется «восстановление емкости батареи», и представляет собой набор контрольно-тренировочных циклов «разряд-заряд». Процесс требует углубленного знания аккумуляторной тематики и специального зарядного устройства с функцией десульфатации. Например, АКБ типа Ca/Ca нельзя разряжать даже до напряжения 10,8 В, максимум – до 11,5 В.
Итого, если не допускать глубоких разрядов, вовремя заряжать аккумуляторную батарею до 100%, не допуская кипения, периодически растворять крупные сульфаты свинца (десульфатация) с целью восстановления рабочей площади пластин до заводского состояния, следить за уровнем электролита, то изделие прослужит, что-говорится, «сверх нормы».
Если не соблюдать эти простые правила, то обычного аккумулятора хватит на две с лишним зимы. Всякие перспективные технологии никак не аннулируют общие требования к обслуживанию АКБ. В качестве аргументов служат отзывы на форумах, когда владельцы уже на четвертую зиму испытывают трудности с AGM-изделиями.
Скоро ли помрет ваш аккумулятор? — вот простейшая диагностика
Сколько должна служить АКБ? Мой рекорд из «жигулевской эпохи» – девять лет. Срок службы современных батарей в нынешних условиях во многом зависит от характера поездок, погодных условий и состояния автомобиля, но средние показатели известны: 4–5 лет. Ваша АКБ такого возраста? Тогда готовьтесь к замене. Есть и другой способ предсказать будущее аккумулятора: надо ориентироваться на пробег автомобиля. В среднем, по наблюдениям за автомобилями редакционного парка, – около 100 000 км. А если к тому же впереди зима, то замена будет оправданной.
Пощупаем, понюхаем
Как проверить состояние батареи? Первым делом убедимся в исправности бортового электрооборудования. Берем в руки электронный тестер и измеряем напряжение на клеммах АКБ при работающем моторе. Оно должно быть примерно 14,0–14,4 В. Если гораздо меньше, дело не в батарее, надо искать причину в генераторе или провóдке.
Напряжение при выключенном двигателе и полностью заряженной АКБ должно составлять 12,6–12,7 В. Для чистоты эксперимента желательно, чтобы этот замер проводился спустя несколько часов после остановки ДВС, иначе показания окажутся завышенными. Если прибор покажет 12,3 В или ниже, то батарея явно недозаряжена.
Надо попробовать ее зарядить и понаблюдать за дальнейшим поведением. Восстановится – ура, нет – в отставку.
А самая банальная проверка самочувствия АКБ – посмотреть в ее глазок. Однако не все производители его устанавливают, да и толку не очень-то много: он показывает уровень электролита и его плотность лишь в одной банке из шести.
Физиогномика
Иногда для диагностики батареи достаточно внимательно проверить, нет ли трещин или потеков. Особенно это актуально зимой, когда существует опасность замерзания электролита в незаряженной АКБ. Образовавшийся лед может изуродовать пластины и корпус батареи. Впрочем, в любое время года возможны механические повреждения АКБ – например, при ДТП. В таких ситуациях аккумулятор нужно немедленно заменить.
Пагубный образ жизни
Напряжение и плотность в норме, генератор исправен, механических повреждений нет, а батарея через пару недель после проверки всё же помирает – почему? Угробить исправную батарею зачастую помогает специфика езды в современном мегаполисе. Холодный энергозатратный пуск утром, затем – вялая толчея в городских пробках со всеми включенными потребителями (фары, дворники, обогревы стекол и сидений, вентиляция). Вечером всё повторяется. В таком режиме батарея получает от генератора энергии меньше, чем отдает. Тем более что на морозе она не принимает заряд, пока не прогреется, а потому постоянно разряжается, не получая почти ничего взамен. Хуже всего приходится автомобилям с наружным расположением аккумулятора: согреть беднягу некому и негде. Такую батарею, даже если она совсем новая, нужно время от времени снимать с машины и подзаряжать.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Срок эксплуатации автомобильного аккумулятора
- Заряд
- Короткое замыкание
- Температурный режим
- Сульфатация
Введение
Прежде чем покупать новый автомобильный аккумулятор, важно знать как много времени он прослужит. Каждая модель от кальциевого до продвинутого AGM имеет свой минимальный и максимальный срок эксплуатации, который заранее предусмотрен изготовителем. Год, месяц и день выпуска легко найти на корпусе производства – далее от автолюбителя потребуется лишь определиться, аккумулятор с какой долговечностью нужен на замену родному.
В статье пойдет речь о том, на долго ли рассчитан тот или иной тип аккумулятора, а приведем пару советов о том, как продлить срок службы и избежать поломок.
Сколько может служить автомобильный аккумулятор?
Эксплуатационный период зависит от вида устройства, но средний срок службы для большинства аккумулятора, за который он будет стабильно вырабатывать и отдавать электроэнергию, составляет 3-5 лет. Однако это не означает, что он не может служит меньше или дольше – все определяют условия использования. По ГОСТу большинство производителей дают гарантию стабильной работы в 1-2 года. Качество же дальнейшего использования полностью ложится на плечи владельца, и ни одна фирма не сможет дать точных гарантий. Если же АКБ попал на полку магазина уже бракованным, то проблема заявит о себе в первые месяц-два после установки на автомобиль. Если это оригинальный продукт, а не подделка, то на него распространяются гарантия. Дешевые китайские устройства, если и имеют гарантийные обязательства, то они, как правило, не превышает одного года, а служат такие устройства немногим дольше. Соответственно на поддельные аккумуляторы никакой ГОСТ или положения иного нормативного документа вообще не распространяются, и вы покупаете их на свой страх и риск.
Всего существует семь основных разновидностей авто аккумуляторов:
Сурьмянистые (Sn) – самые слабые свинцово-кислотные батареи, имеющие наименьший срок эксплуатации в 2-4 года.
Малосурьмянистые – их мощность и емкость чуть больше, и соответственно долговечность может доходить до 5 лет.
Кальциевые (Ca/Ca) – по своим показателям емкости и пускового тока они превосходят своих сурьмянистых собратьев, а также намного дольше и стабильнее способны сохранять свои полезные свойства. Их средний срок службы 5-6 лет.
Гибридные (Sn/Ca, Ca+) – по своим свойствам промежуточный вариант между малосурьмянистыми и кальциевыми свинцово-кислотными АКБ. Служат в среднем 4 года.
EFB – улучшенная разновидность гибридного аккумулятора со сроком службы в 6-7 лет.
Гелевые – новая технология, которая существенно улучшает показатели пускового тока, емкости и продолжительности работы, которая может доходить до 15 лет;
AGM – подтип гелевых аккумуляторов, они служат чуть меньше, – 8-10 лет, – что все равно существенно дольше чем, у кальциевых и гибридных аккумуляторов.
Все эти цифры достаточно условны, так как ни один производитель или эксперт специального теста не сможет предсказать в каких условиях и с какой интенсивностью будет использоваться аккумулятор. О том, что оказывает влияние на реальный (именно реальный, а не гарантийный) срок эксплуатации, речь ниже.
Сигналом о том, что жизнь АКБ уже подходит к концу, служит низкое напряжение под нагрузкой, быстрый заряд и быстрый разряд. Если устройство показывает меньше 8,5 В во время запуска двигателя, то уже очевидно, что половина емкости уже потеряна.
Что влияет на срок службы?
Как долго будет служить аккумулятор, зависит от ряда причин, и не все автовладельцы могут самостоятельно определить, почему у них «летит» одно устройство за другим. Чаще всего это именно человеческий фактор, или по-простому халатность водителя. Если у человека под капотом стоит необслуживаемый кальциевый аккумулятор, то большинство водителей сразу же о нем забывает, а вспомнить о том, что аккумулятор – это тоже устройство со своими требованиями, его заставит отказавший стартер или короткое замыкание.
Заряд
Уровень заряда выступает одним из частых причин быстрого выхода из строя аккумуляторов. Иногда устройство с неподходящими автомобилю характеристиками вызывает как нестабильность в работе, так и быстрое «выгорание». Прежде чем покупать новую модель, обязательно посмотрите технический паспорт автомобиля и сравните с характеристиками АКБ на его поверхности.
Частые полные разряды также ухудшают полезные свойства и являются распространенной причиной ухудшения долговечности вне зависимости от вида. Есть типы, которые хорошо сопротивляются разрядам, есть такие для которых полный разряд почти смертелен, но в любом случае полная разрядка АКБ обязательно принесет вред.
Еще одна проблема – это перезаряд, который случается если в цепи слишком высокое напряжение. Для гелевых аккумуляторов сильный перезаряд очень опасен.
Особенно тщательно следить за уровнем заряда следует автовладельцам, у которых на борту установлено большое количество разнообразной электроники (сигнализация, бортовой компьютер, кондиционер и т.д.) Такие машины обладает повышенной электропотребляемостью и включение несколько «прожорливых» приборов во время короткой поездки не даст энергии быстро восстановиться и возникнет недозаряд. Эта проблема актуальна для жителей больших городов, где поездки часто продолжаются не более 30 минут.
Короткое замыкание
Оно может привести к тому, что аккумулятор полностью выйдет из строя – окончательно и бесповоротно. Но если АКБ «повезет» и он переживет короткое замыкание, долгие годы он прослужит очень вряд ли. Основная причина КЗ – это бракованные или запущенные детали – например, сильно ржавые или сульфированные. Со старой батареи часто осыпается паста, что вызовет замыкание разноименно заряженных частиц, так что поломка или в лучшем случае снижение срока службы вам обеспечены.
Температурный режим
Мороз, жара, резкие перепады температур всегда негативно воздействуют на работу любого устройства и аккумулятор здесь не исключение. Порой зимой они работают на пределе своих возможностей, короткие поездки в это время года особенно губительны для них. Сильный холод заставляет электролит (вещество, которое омывает пластины АКБ) кристаллизоваться – вязнуть, что начнет сильно мешать прохождению заряда и способствовать уменьшению долговечности. Есть специальные аккумуляторы с повышенной емкостью и пусковыми токами – такие больше приспособлены для работы суровой зимой.
Наоборот, сильная жара приводит к ускоренному выкипанию жидкости и оголению пластин, а значит, и к их осыпанию, а это чревато короткими замыканиями и даже возгоранием. Особенно это опасно для устройств, содержащих сурьму, так как они принадлежат к классу обслуживающих аккумуляторов, в которых расход жидкости происходит постоянно, пока устройство работает.
Любые крайние температуры и городская среда приводят к сокращению долговечности АКБ. Из-за действия особо низких или особо высоких температур происходит понижения емкости, порча электродов, деформация корпуса и коррозия.
Сульфатация
Налет, или окисление пластин АКБ, возникает из-за недостатка напряжения на электродах даже в том случае, если оно пропускается довольно долго. Это может быть вызвано резким повышением температуры и, как следствие, увеличением плотности электролита. Проблемы начинаются если напряжение падает ниже 10,8 В. Пока батарея разряжается, падает плотность, а пластины покрываются налетом.
Полезные советы: как увеличить срок эксплуатации аккумулятора
Если говорить об увеличении периода годности, то есть несколько принципов правильного использования АКБ. Для этого придется на регулярной основе заняться диагностикой, как аккумуляторной батареи, так и самой машины.
Чтобы аккумулятор работал дольше, важно постоянно следить за уровнем электролита и не давать ему выкипать. Большинство кальциевых и высокотехнологичных гелевых устройств лишены необходимости обслуживать устройство – у них даже нет специального отверстия и возможности открыть крышку. Это не решает проблему выкипания – постепенно этот процесс все же идет, но из-за герметичной крышки водитель просто лишен возможности исправить положение и хотя бы долить дистиллированную воду. Так что особенно это актуально для сурьмянистых, малосурьмянистых и гибридных аккумуляторов, в сам принцип использования которых заложен принцип обслуживаемости – определения уровня жидкости, плотности и своевременного восполнения его уровня и т.д. Если пренебречь этим, то очень скоро пластины оголятся и начнут перегреваться, что спровоцирует сульфатацию.
Есть хороший способ повысить долговечность аккумулятора, как минимум, на год или даже больше. Нужно хотя бы раз в месяц подзаряжать аккумулятор на небольших токах (1-2 А), даже если он полностью заряжен.
Заряжать аккумулятор нужно сугубо от стационарного зарядного устройства. Так вы не только позаботитесь о его долговечности, но еще и предотвратите возникновение сульфатов на пластинах АКБ. Оптимальным считается напряжение аккумулятора без нагрузки в 12,7 В. Если оно падает ниже, до 12,4, то батарею придется снять с автомобиля и зарядить внешним устройством.
Если оставляете легковой автомобиль в гараже на зиму, то обязательно отсоедините клеммы, и никогда не оставляйте машину надолго на морозе – так разряд произойдет быстрее и жидкость внутри замерзнет, что приведет к необратимому разрушению пластин.
Правильно отрегулированное реле – еще один принцип, по которому можно продлить срок службы устройства. Грамотный уровень напряжения должен быть настроен в пределе 13,8-14,4 В.
Автомобиль тоже придется наладить таким образом, чтобы стартер производил зажигание с «пол-оборота». Это уменьшит нагрузку на аккумулятор, ведь при запуске стартер и так потребляет мощность в несколько сотен ампер, что сильно нагружает его. Одна бесплодная попытка зажигания только подвергает АКБ дополнительной нагрузке. Если стартер не запускает мотор после третьего раза, то автомобилю срочно требуется ремонт или даже замена аккумулятора.
Ни в коем случае не переворачивайте устройство и не трясите его – это приведет к осыпанию пластин, короткому замыканию и поломке батареи. Специальные модели, выдерживающие тряску и вращение, существуют для использования на специальной технике для езды по бездорожью, но и их не стоит переворачивать без особой необходимости.
Заключение
Резюмируя все вышесказанное, еще раз отметим: важнее не увеличить, а сохранить гарантированный срок службы. Чтобы быть уверенным в его бесперебойной работе, придется тщательно следить за работой и знать все особенности и слабые места, которые могут даже «убить» аккумулятор на месте. Неплохо бы для начала знать, к какому типу принадлежит АКБ, какие у него характеристики и в каких погодных условиях его допускается использовать. В прошлых статьях уже назывались принципы правильного подбора аккумулятора по его характеристикам и освещалась тема года производства. Освоить все это крайне важно, чтобы точно купить хорошую модель и не тратиться потом на ремонт автомобиля или покупку нового источника энергии.
Определиться с выбором качественного аккумулятора можно в специальном разделе сайта BlackTyres . Заходите в каталог и выбирайте устройство, которое подойдет нуждам вашего автомобиля.