Выехал за стоп-линию на зелёный и загорелся красный — что делать?
Ситуация, когда вы выехали на перекрёсток, где вам нужно повернуть налево на разрешающий свет светофора, а завершить манёвр не успели, достаточно распространённая. И всё бы ничего, если бы в ПДД не было чётко регламентировано останавливаться на красный сигнал светофора перед стоп-линией, а камеры, фиксирующие такой выезд, умели бы распознавать ситуации, когда выезд был на зелёный. А так формально по ПДД выехавший за стоп-линию в таком положении подлежит штрафу. Что делать, если водитель выехал за стоп-линию на зелёный, и загорелся красный, который не дал водителю завершить манёвр на перекрёстке?
Ситуация, на самом деле, актуальна для большинства водителей, и ПДД здесь имеют большую дырку. Дело в том, что право завершать манёвр при выезде на перекрёсток есть у вас только в том случае, когда вы уже выехали в границы перекрёстка. Но как быть, если границы перекрёстка вы пока не пересекли, зато стоп-линию проехали? Обязанности стоять перед стоп-линией при зелёном сигнале у вас нет, даже если впереди собралась пробка из поворачивающих налево.
Итак, пункт 13.7 ПДД регулирует, что если на зелёный (или мигающий зелёный и жёлтый в определённых случаях) свет вы уже заехали на перекрёсток, то можете завершить манёвр и покинуть пределы перекрёстка, даже не обращая внимания на сигналы светофора на выезде:
13.7. Водитель, въехавший на перекрёсток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрёстка.
Между тем, останавливаться перед стоп-линией вы обязаны только при запрещающем сигнале светофора:
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16).
А границы перекрёстка определяются началами закруглений края проезжих частей дорог, которые примыкают к перекрёстку:
1.2 «Перекрёсток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удалённые от центра перекрёстка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Для наглядности вот перекрёсток и его границы соответственно пункту 1.2 ПДД:
А теперь давайте рассмотрим распространённый на сегодня, 2023 год случай, когда при повороте налево или развороте вы проехали стоп-линию, ожидая в очереди тех, кто пропускает встречный поток транспорта, но зажёгся запрещающий свет светофора, а вы не успели повернуть или развернуться.
На рисунках выше показана типичная ситуация — водитель красного автомобиля выехал на зелёный сигнал светофора за стоп-линию и стоит в ожидании очереди пропускающих встречные машины, чтобы повернуть налево. На втором рисунке загорелся красный сигнал светофора. Водители зелёного и жёлтого автомобилей, согласно пункту 13.7 ПДД, процитированному выше, должны закончить манёвр. Только вот к водителю красного авто 13.7 никак не относится, потому что он прописан только для тех транспортных средств, чьи водители уже заехали на перекрёсток.
Как быть красному? Увы, но либо сдавать задним ходом, чтобы остановиться перед стоп-линией, причём, делать это он должен до того, как запрет движения ознаменует красный свет светофора. А, если это нереально по причине остановившихся позади него других транспортных средств, то стать жертвой штрафа в размере 800 рублей за стоп-линию.
Правомерен ли в этом случае штраф?
Если при таких обстоятельствах вам будет выписан штраф — независимо, на камеру автофиксации или непосредственно сотрудников ГИБДД, то такой штраф неправомерен.
Как поступить водителю, который остался на перекрестке на красный сигнал светофора?
Так, в условиях частых городских пробок и заторов, проезд перекрестков порой бывает затрудненным. Многие водители интересуются, что делать в той ситуации, когда остался на красный сигнал светофора на перекрестке и возможности его пересечь нет.
Движение прямо. Согласно действующему законодательству, в правилах четко сказано о том, что если водитель выехал на перекресток и попал под запрещающий сигнал светофора, то он может продолжить движение и завершить маневр, а именно пересечь перекресток. Вот только сделать это нужно как можно быстрее, не создавая проблем другим участникам дорожного движения, которые планируют двигаться на зеленый и начинают это делать.
Как показывает практика, зачастую водитель лояльно относятся друг к другу, поэтому пропускают таких любителей завершать маневр в неудобном месте. Но так или иначе, нужно понимать, что ситуации могут быть разными, поэтому аварийных вариантов лучше избегать, заранее продумывая как именно будет пересекаться перекресток.
Исключение. Выезжать на перекресток категорически запрещено, если за ним образовался затор. В правилах это четко прописано и в принципе тут все предельно понятно. Водитель, выехавший на перекресток, будет только увеличивать пробку в этом случае и создавать серьезные проблемы другим участникам дорожного движения. При совершении данного действия предусмотрен штраф, в размере одной тысячи рублей.
Поворот. При повороте налево требуется пропустить все транспортные средства, которые движутся навстречу. Когда автомобиль меняет свое положение на 90 градусов, машины, едущие по направлению к вам, оказываются помехой справа. Поэтому маневр нельзя начинать до тех пор, пока поток не иссякнет.
Именно совершая левый поворот водители чаще всего задерживаются на перекрестках, создавая проблемы другим участникам дорожного движения. Сотрудники правоохранительных органов уверены в том, что таких ситуаций не возникает у опытных водителей, которые заранее продумывают всю ситуацию и стараются понять, как именно им нужно продолжать движение в случае попадания на перекресток.
При правом повороте сложности возникают реже: уступать дорогу другим автомобилям в данном случае не приходится. Здесь главное удостовериться в том, что на боковом участке дороги нет пробки.
Стоп-линия и граница перекрестка являются двумя совершенно разными понятиями, каждое из которых имеет свои нюансы и должно учитываться водителями. Как правило, стоп-линия располагается раньше границы перекрестка. Если автомобиль успел выехать на перекресток полностью, приоритет будет за вами. А вот если вы просто наехали на стоп-линию, то двигаться дальше на красный свет запрещено. Пытаться сдать назад запрещено категорически. Все дело в том, что сзади расположенные автомобили по наитию пристраиваются слишком близко за нарушившим правила автомобилем. Сдавая назад можно оказаться в неприятной ситуации и создать аварийную ситуацию.
Движение задним ходом оценивается штрафом, сумма которого всего 500 рублей. Но во в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий водителям придется совершать более существенные затраты.
Заключение. Важно помнить о том, что каждый перекресток является местом повышенной опасности и аварийности. Водителям нужно быть предельно осторожными для того, чтобы избежать возникновения неприятностей. Любой перекресток нужно проезжать соблюдая все правила движения и внимательно контролируя ситуацию на дороге.
Когда проезд на красный свет не будет нарушением ПДД
Перекресток. На светофоре загорелся красный, а автомобиль продолжил движение на запретный свет. Грубейшее нарушение правил? Да! Этот момент зафиксировала автоматическая камера или сотрудник ГИБДД? Тогда штрафа не избежать. Это случилось не в первый раз? Штраф увеличиться кратно, а можно и попрощаться с правами на срок до полугода. Но как известно, из каждого правила есть исключения. Та и в случае с запретом проезда на красный свет такие исключения тоже существуют.
Источник: pixabay.com
Вот в каких ситуациях водитель может проехать на красный свет светофора и данный факт не будет трактоваться как нарушение ПДД:
На перекрестке, при работающем светофоре, управление движением осуществляется регулировщиком
Указания регулировщика, в данном случае, имеют приоритет перед сигналом светофора (пункт 6.15 ПДД). Как водители, так и пешеходы обязаны подчиняться указаниям регулировщика (даже если они противоречат сигналу светофора). Поэтому, если светофор красный, движение можно продолжить на вполне «законных» основаниях.
Завершение маневра на перекрестке
Источник: pixabay.com
Водитель выехал на перекресток в тот момент, когда для него движение было разрешено (на светофоре еще горел зеленый свет). Но получилось так, что перекресток он проехать еще не успел, а светофор уже переключился на красный. В таком случае можно и нужно продолжить движение и завершить маневр. Это не будет считаться нарушением, не смотря на то, что сигнал светофора в этот момент является запрещающим для водителя (пункт 13.7). Другие автомобили, находящиеся на перекрестке, должны пропустить автомобиль завершающий маневр даже не смотря на то, что движение в этот момент им уже разрешено. Но в данной ситуации есть один нюанс. В случае, если перед каждым светофором перекрестка имеется стоп-линия, то водитель будет обязан подчиняться сигналам каждого из светофоров.
Ситуация является чрезвычайной
В случае чрезвычайной ситуации возможен проезд перекрестка даже если уже включился красный свет на светофоре, или регулировщик жестом уже запретил движение. Проезд на красный не будет трактоваться как нарушение в том случае, если в салоне находится пассажир в тяжелом состоянии, которого срочно необходимо доставить в больницу. Хоть данная ситуация не будет приравнена к нарушению, но необходимо учесть обстановку на перекрестке для исключения возможности создания аварийной ситуации.
Невозможность остановки без экстренного торможения
Источник: pixabay.com
В ситуации, когда на перекрестке уже включился желтый сигнал светофора (или регулировщик подает сигнал остановиться), а из-за гололеда или сильного дождя остановить автомобиль без экстренного торможения невозможно, разрешается продолжение движения без остановки (пункт 6.14 ПДД). В этом случае необходимо подать звуковой сигнал, предупреждающий всех участников движения об «экстренной ситуации», и убедиться, что дальнейшее движение не ставит под угрозу жизнь и здоровье как самого водителя, так и других участников движения.
Специальные машины экстренных служб
Источник: pixabay.com
Специальные машины экстренных служб, находящиеся на вызове (дежурстве), с включенными звуковым сигналом и проблесковыми маячками имеют право проезда на красный свет (это же право предоставляется машинам колонны, если колонну сопровождают автомобили экстренных служб). Перед проездом перекрестка на запрещающий сигнал светофора водитель специальной машины должен убедиться, что другие водители, которым в данный момент пересечение перекрестка разрешено, видят машину экстренных служб, остановились и готовы её пропустить.
Не соблюдая безукоснительно Правила Дорожного Движения вы подвергаете риску не только свои жизнь и здоровье, но и жизнь и здоровье других людей!
Что делать, если на перекрестке пересек стоп-линию и загорелся красный?
В городе достаточно часто можно столкнуться с ситуацией, когда автомобилисту необходимо повернуть налево, он заехал на перекресток на зеленый, но вот завершить маневр не успел, а на светофоре уже горит красный. Сложность в том, что согласно ПДД, необходимо останавливаться строго за стоп-линией, если горит красный, а вот камеры не умеют дифференцировать ситуации, кода выезд был совершен на зеленый. Формально же, если водитель пересечет стоп-линию, когда на светофоре красный, то его ждет штраф. Но что делать, если он просто не успел завершить маневр?
Эта встречается довольно часто но в ПДД на этот счет имеется небольшая дырка – завершать маневр можно лишь в том случае, если авто уже выехало на перекресток. Но очень часто границы перекрестка еще не пересечены, а вот стоп-линия уже осталась позади.
Итак, согласно пункту 13.7 правил дорожного движения, если водитель уже находится на территории перекрестка, то даже при загоревшемся красном сигнале светофора, он может завершить маневр. Также по указаниям пункта 6.13, перед стоп-линией необходимо останавливаться только если на светофоре горит красный свет. Перекресток же определяется началом закруглений краев проезжей части дорог, примыкающих к нему.
Вооружившись этими знаниями, давайте рассмотрим распространенную ситуацию, когда во время разворота или поворота налево, водитель проехал стоп-линию, но не успел заехать на территорию перекрестка и завершить маневр до того, как зажегся красный.
К сожалению, так как он еще не пересек границ перекрестка, то завершать маневр ему нельзя. В этой ситуации придется сдавать задним ходом, но только если красный еще не загорелся. Также стоит понимать, что это может быть опасно – есть риск задеть другие автомобили. Если же сделать это нереально, то ничего не поделаешь – за пересечение стоп-линии выпишут штраф на 800 рублей.
Стоит отметить, что штраф этот будет неправомерным. Дело в том, что в числе обязательных составляющих любого правонарушения должна быть вина самого водителя. Однако, мало того, что это произошло не по его вине, так еще и остановка перед стоп-линией обязательна только при горящем красном, а в данном случае водитель проехал ее на зеленый.
Поэтому для того, чтобы не быть несправедливо наказанным, можно обжаловать штраф. Доказательством невиновности может стать запись с установленного в автомобиле видеорегистратора.