Из Китая с любовью: история автомобильного бренда Changan
Changan – китайский производитель автомобилей, который в последние несколько лет активно начал покорять рынки ближнего зарубежья и, в частности, российский рынок. Название марки состоит из двух иероглифов: Chang можно перевести, как «длительный, долговременный», а Аn переводится, как «безопасность». Название прекрасно отражает главную концепцию бренда – производство Changan стремится выпускать только высококачественные и технологичные автомобили, которые служили бы верой и правдой владельцу долгие годы.
Содержание
Создание бренда
История Changan начинается ещё в далёком 1862 году. Именно в том году некий Ли Хунчжан решил открыть собственное военное производство в Шанхае. Название у завода было куда сложнее, чем сейчас – Shanghai Foreign Gun Bureau. Занималась фабрика выпуском артиллерийских снарядов. Некоторые исследователи сегодня высказывают сомнения в том, что история этих предприятий взаимосвязана, сам же бренд уверяет, что именно Shanghai Foreign Gun Bureau является предтечей современного Changan. Что ж, поверим официальным заявлениям представителей марки, пока обратных доказательств не предоставлено.
Итак, завод Ли Хунчжана долгое время производил оружие, затем начал импортировать снаряжение. Затем в 1937 году производство было перевезено в Чунцин, что в центральной части Китая. А в 1949 году завод был национализирован и стал полноценной частью военно-промышленного комплекса КНР.
В 1957 году с конвейера завода сошли первые армейские внедорожники, дизайн которых подозрительно напоминал дизайн внедорожников, поставляемых в СССР из Америки. В связи со сменой направленности производства завод был переименован. Он получил название Changan Machinery Manufacturing Plant. Однако в 1963 году компания была разделена на два независимых производства: завод, выпускавший автомобили, был перенесён в Пекин, а завод в Чунцине вновь вернулся к выпуску оружия.
Во второй половине 60-х годов ВПК КНР был разделён на пять отдельных корпораций. Changan Machinery Manufacturing Plant стал частью China Ordnance Industry Corporation. Однако и такое положение дел сохранялось недолго. В начале 80-х годов финансирование ВПК значительно сократилось, а потому им пришлось ужиматься в расходах и искать варианты освоения коммерческой деятельности. В те годы Changan и заключили своё соглашение с японским производителем Suzuki, которое подразумевало выпуск автомобильных моделей для китайского рынка. Появилась Changan Automobile Group, которая включала в себя и завод в Чунцине, и завод в Цзянлине, история развития которого крайне напоминает историю развития производства в Чунцине.
В 1993 году Changan и Suzuki даже организовали совместное предприятие и автомобильный завод. Завод занимался выпуском легковых авто, а также минифургонов. В 2009 году их совместное предприятие включало уже пять брендов (ещё три компании, которые раньше сотрудничали с Suzuki в КНР, приняли решение стать частью конгломерата – Hafei, Харбинский моторный завод и Changhe). Однако в 2018 году Suzuki решили покинуть китайский рынок, продав свою долю партнёру и продлив лицензию на некоторые свои модели до 2023 года.
Suzuki были не единственным известным брендом, с которым у Changan было соглашение. В 2001 году Changan создали совместное предприятие с Ford. Оно занималось выпуском легковых моделей авто (например, Fiesta, Focus и Taurus были совместными запусками). А в 2012 году Changan заключили контракт с Mazda (что не удивительно, ведь ранее Mazda частично принадлежала всё тому же Ford).
Столь богатый опыт производства, накопленный за долгие годы существования на рынке, позволил Changan в 2006 году, наконец, задуматься о создании автомобилей собственного производства. Так что именно 2006 год можно считать годом рождения этой марки. В числе первых собственных моделей автомобилей были выпущены: BenBen, Yuexiang (Alsvin), Zhixiang, Eado, Raeton, UNI-T и многие другие.
Технологии компании
Changan хоть и начали в последние годы активно изучать зарубежные рынки и искать пути сотрудничества, всё же полностью открывать все секреты своего производства не торопятся. Посетителям завода разрешено наблюдать за многочисленными тест-драйвами, но никакую съёмку или записи вести нельзя.
На данный момент известно, что Changan выпускает автомобили, оснащённые 9 типами двигателей, каждый из которых включён в 4 различные серийные группы:
- D Series;
- H Series;
- EA Series;
- NE Series.
Кроме того, компания активно трудится над разработкой беспилотных автомобилей. В 2016 году она даже провела масштабный тест-драйв, во время которого беспилотные автомобили прошли путь от Чунцина до Пекина (расстояние составило примерно 1800 км), а в 2018 году и вовсе в тест-драйве участвовало 55 беспилотных авто (этот пробег, кстати, попал в Книгу рекордов Гиннеса). В 2019 году марка официально представила технологию беспилотного вождения L4 на масштабной презентации.
Особенное внимание Changan уделяют проработке системы искусственного интеллекта, которая способна распознавать желания автовладельца. И система беспилотного вождения, и ИИ стали важной частью модели UNI-T, которая считается самой технологичной у бренда на данный момент. В ней сочетается лаконичный дизайн и интеллектуальная система управления, которая делает вождение максимально комфортным и удобным.
Известные модели
Наиболее известными моделями автомобилей у Changan сегодня являются:
- Changan BenBen;
- Changan CS35;
- Changan CS35 Plus;
- Changan CS55;
- Changan CS55 Plus;
- Changan UNI-T;
- Eado DT;
- Eado;
- Changan Raeton.
Представительство в России
Дебют Changan в России состоялся в 2013 году. На территории нашей страны до 2019 года велась продажа кроссовера Changan CS35. В 2019 году каталог пополнился ещё одной моделью – Changan CS55, который составил серьёзную конкуренцию популярным маркам. В 2022 году было объявлено о начале продаж моделей Changan CS55 Plus и Changan CS35 Plus, и теперь каждый может заехать в салон за новеньком Changan или купить авто в кредит в Москве и других крупных городах.
Сделано в Чунцине: как делают автомобили Changan в Китае
Автомобильный концерн Changan строит грандиозные планы экспансии всего автомобильного мира. И Казахстан в них тоже числится, причем не как составная часть региона, скажем «си-ай-эс», а как значимый для бренда самостоятельный рынок. Планам дали громкое название Vast Ocean Plan, сообщили в компании.
Так компания обозначила для себя стратегию по расширению присутствия на внешних рынках, где видит бескрайний океан новых возможностей для дальнейшего развития. Если перевести слова в цифры, то к 2030 году Changan намерен увеличить свой вклад в мировой автопром до 5 млн автомобилей в год, а также экспортировать за пределы Поднебесной порядка 1,2 млн своих автомобилей. Хотя и сегодня позициям концерна уже можно позавидовать: он входит в топ-3 автокомпаний в самом Китае и в топ-10 крупнейших автопроизводителей во всем мире, выпуская более 2 млн автомобилей в год.
Насколько реалистичны цели компании и что стоит за ее абсолютной уверенностью в успехе, узнали казахстанские журналисты и блогеры, побывав на заводе Changan в Чунцине.
Что нужно знать о заводе Changan: 1 автомобиль в минуту
Чунцин – самый большой город Китая с населением более 32 млн человек и столица автомобильного бренда Changan. Это настоящий китайский Детройт, где производятся миллионы автомобилей в год – и не только Changan, но и Mazda, Suzuki, Ford, связанные с Changan совместными предприятиями.
Из 33-х заводов бренда, расположенных в разных точках мира, 10 предприятий, а также головной R&D-центр находятся именно здесь. После отмены карантинных ограничений казахстанцам повезло стать не только первой зарубежной гостевой группой, получившей разрешение на посещение производственных объектов Changan, но и увидеть самый новый завод, где производятся модели UNI-V и CS55PLUS на ДВС и гибридных двигателях.
Фото: Changan Kazakhstan
На фото и видео попали не все этапы производства автомобилей, ограниченный доступ – стандартная практика для многих предприятий. Так, из четырех цехов маршрут экскурсии прошел только через два – сварочный и сборочный, но даже так увиденного было достаточно, чтобы сильно удивиться уровню автоматизации. Почти 500 роботов трудятся днем и ночью в цеху сварки, выполняя до 90% всех операций, и еще 325 в сборочном цеху – здесь машины смогли взять на себя 37% всех работ, включающих сборку шасси и интерьера, внутренних элементов кузова и финальную проверку. Что обратило на себя внимание еще: безупречная чистота, растения в цехах и музыка, играющая на заводе фоном для настроения трудящихся.
Без видимой спешки и суеты с конвейера ежеминутно сходит по одному автомобилю, а в сутки это уже 1300 единиц. По словам представителей компании, номинальная производственная мощность только этого завода равна 240 тыс. автомобилей в год, максимальная – до 350 тыс., к примеру, в прошлом году было выпущено порядка 300 тыс. машин.
R&D-центр Changan: от «сделано в Китае» к «создано в Китае»
Сегодня глобальная сеть исследований и разработок Changan включает в себя 16 инновационных институтов и технологических центров, расположенных в 6 странах и 10 городах. Но самый большой и он же головной Research&Development центр находится в Чунцине.
Из показанного и увиденного здесь: шоурум с автомобилями 13 новейших моделей, среди которых представлены седаны, кроссоверы, пикапы Changan, а также несколько экземпляров суббрендов Deepal, Avatr и Lumin. Особый интерес привлекли к себе премиальный кроссовер Avatr 11 – зверь-машина с электромотором мощностью 578 л.с. и разгоном до первой сотни за 4 сек. и ми-ми-мишный электромикрокар Lumin с «мультяшной улыбкой и глазками на лице».
Фото: Changan Kazakhstan
Ежегодно на разработку новых автомобилей и технологий Changan тратит $1-1,5 млрд, или 5% своей выручки. Сейчас фокус на развитии электрокаров и различных «разумных» технологиях, включая системы автопилотирования.
В испытательных лабораториях R&D-центра снова строгое ограничение по фото и видеосъемке, поэтому масса интересных и любопытных деталей, увиденных журналистами и блогерами, осталась за кадром, а это:
- акустические безэховые камеры, где воспроизводятся условия близкие к абсолютной тишине (говорят, здесь слышно, как бьется собственное сердце и течет кровь по венам);
- и наоборот, реверберационные акустические камеры со стенами особой конструкции, которая максимально отражает звук;
- термические камеры с диапазоном температурных режимов от -35 до +55°C;
- множество coming soon-автомобилей, пока скрытых под камуфляжем, но уже тестируемых и доводимых до ума.
По словам специалистов, до старта серийного производства каждая модель проходит более 12 400 испытаний в 16 различных областях. Безусловно, китайцы уже совершили рывок в развитии технологий и качества и, очень верится, что совершат еще не один, поделились эмоциями присутствующие.
Ни пройти, ни проехать: испытательный полигон Changan
А еще у Changan есть собственный автополигон – Dianjiang Test Ground, крупнейший в западном Китае площадью в 233 га. Здесь проводятся испытания всех разрабатываемых автомобилей Changan на управляемость, устойчивость, тормозные качества, внешние шумы, надежность электронных систем управления.
Комплексный испытательный полигон Changan насчитывает 14 трасс и более 70 видов различного покрытия. Трассы имитируют различные неровности и виды грунта, подъемы с уклонами от 10 до 60 градусов и т.п. Круговая высокоскоростная трасса длиной 5,4 км с четырьмя полосами движения позволяет разогнать автомобиль до 250 км/ч.
Фото: Changan Kazakhstan
Где не было никаких ограничений так это на тест-драйве. 9 моделей автомобилей Changan – гоняй не хочу, снимай не хочу: UNI-V (ДВС и гибрид), Avatr 11, Deepal SL03 и S7, UNI-K (ДВС и гибрид) и крошка Lumin.
Changan в Казахстане
В Казахстане «Чанъань» (к слову, произносить правильно именно так) пока еще на слуху не у всех, хотя у себя на родине это очень популярный бренд. Официально Changan в Казахстане представляет дочерняя компания «Астана Моторс», бренд зашел в Казахстан осенью прошлого года и уже успел открыть 12 дилерских центров в 8 городах и занять 6-ю позицию по итогам мая в рейтинге популярных брендов.
Фото: Changan Kazakhstan
«Мы видим большой потенциал в казахстанском автомобильном рынке. Во-первых, это обусловлено стремлением наших стран к экономическому партнерству на самом высоком уровне, во-вторых, новыми рыночными трендами, которые говорят о заинтересованности казахстанцев в автомобилях китайских брендов. И дело уже не только в доступной цене, но и в лояльности самих потребителей, которым мы предлагаем богатую комплектацию, высокое качество, гарантию и постпродажное обслуживание. А подписанный меморандум по участию Changan в проекте «Астана Моторс» по строительству мультибрендового завода в Алматы дополнительно подтверждает наши намерения стать автомобильным брендом №1 в Казахстане», – отметил Виктор Сунь, заместитель генерального директора Changan International Corporation.
Сегодня автомобили Changan поступают в Казахстан напрямую с заводов в Китае. А в 2025 году на мультибрендовом заводе в Алматы стартует казахстанское производство трех моделей-бестселлеров Changan – Alsvin, CS35PLUS, CS55PLUS. В пределах СНГ завод станет первой площадкой, где бренд доверит локальному партнеру мелкоузловое производство.
«А вдруг и действительно в будущем «ничего не будет – будет один сплошной Changan»?» — заключили в компании.
Changan изнутри: как делают самые популярные китайские автомобили
Самый любопытный факт о Changan: у себя на рынке в Китае это наиболее популярный «легковой» китайский бренд, который оставил далеко позади известные у нас Chery, Lifan, Geely и Great Wall. Мы побывали на заводе и испытательном полигоне Changan и, кажется, выяснили секрет успеха.
Бум-бум-бум-бум… Господи, как же они измываются над машинами! Мы на испытательном полигоне под Чунцином. С непроницаемым будничным лицом китаец-испытатель уверенно кидает наш кроссовер то на булыжник, то на «лежачих полицейских», то на целую серию бетонных «ребер»… Неровности на любой вкус, и все проходим на самой неприятной скорости – ни быстро, ни медленно, в районе 40-50 км/ч, когда удары ощущаются особенно болезненно. Ни одного лязга отбойников и… ни единого сверчка в отделочном пластике, только глухие удары. Неужели китайцы научились собирать интерьеры?
Похоже на то. На Чунцинском автосалоне, куда группу журналистов привез Changan, я устроил спонтанный «ароматический тест». Сначала посидел, понюхал салон продаваемого у нас Changan CS35. Не то, чтобы навязчивый и мерзкий, но легкий химический запашок присутствует. Захлопываю дверь, прохожу десяток метров и сажусь в Ford EcoSport. Тот же самый запах! Готов поклясться, Форд пахнет так же, как «китаец».
Я покривлю душой, если скажу, что мне нравится этот «одорант». Машины из 80-х, 90-х и даже «нулевых», даже не самые дорогие, пахнут намного вкуснее. Честнее как-то, что ли, благороднее. Но теперь настал тот исторический момент, когда мировые производители сделали большой шаг в сторону оптимизации затрат и удешевления, а китайцы совершили рывок в развитии технологий и качества. И кривые этих графиков встретились совсем недавно.
Бренд автомобилей Changan, его особенности и перспективы на российском рынке
Вводная информация: китайский автомобильный бренд Changan принадлежит к пятёрке крупнейших автопроизводителей Китая, в число которых входят Chery, BYD, Geely и Lifan. По объёму выпускаемой продукции рассматриваемый бренд находится на четвёртом месте, если говорить о компаниях из Китая. И, несмотря на всё вышесказанное, легковые автомобили Changan в нашей стране официально продаются не так давно – с февраля 2014 года. Этому есть простое объяснение: 5 лет назад компания Changan в рейтинге китайских производителей авто оставалась десятой. В 2009 году, если говорить о бренде Changan, темпы прироста количества выпускаемой продукции составили порядка 100%, и дальше тенденция к укрупнению производства сохранялась всё время. Результаты этой тенденции можно было увидеть в ходе мероприятия, проводимого в московском дилерском центре Changan-Восток 27 февраля. Мы говорим о презентации моделей легковых автомобилей Changan, предназначенных для продажи в России.
Вот что мировые СМИ сообщали о рассматриваемом бренде в июле 2006 года: компания Changan Auto, сотрудничающая с известными мировыми концернами Ford и Suzuki, стала предлагать свою продукцию за пределами Китая. К этому можно добавить, что автомобили под шильдиком Changan выпускаются с 1984 года. Так уж повелось, что многие компании работают только для внутреннего рынка, не решаясь представить свою продукцию в других странах. В Китае таких фирм – десятки. В Японии тоже существуют бренды, предназначенные для внутреннего рынка (такие как Autozam), но заведует подобным брендом обычно какая-либо крупная компания, известная во всем мире.
Модельный ряд и его особенности
Сейчас Changan Auto продаёт в России автомобили следующих моделей: седан Raeton представительского класса, седан гольф-класса под наименованием EADO, компактный городской кроссовер CS35. Ещё две новинки компания представила в ходе автосалона ММАС-2014 – речь идёт о кроссовере C-класса CS75 и хэтчбеке EADO XT. Между прочим, последнюю из указанных моделей китайские покупатели считают наиболее красивым авто в кузове «хэтчбек». От себя добавим, что в дизайне двух указанных новинок, представленных на Московском автосалоне, прослеживается сходство с внешностью кроссовера Ford EcoSport. Странно, ведь разработкой дизайна автомашин рассматриваемого бренда занимаются итальянцы, а у компании Ford приобретаются только проекты шасси…
Конструкция двигателей автомобилей, предлагаемых компанией Changan сегодня, не потрясает воображение. Здесь используются всё те же рядные бензиновые «четвёрки» с многоточечным впрыском, объём которых составляет от 1,6 до 1,8 литра. Нормам Euro 4 соответствуют все без исключения двигатели компании Changan, которые ввозятся в РФ. Обобщить характеристики силовых агрегатов можно так: ничего плохого, но и ничего удивительного. Свой поход на российский рынок в Changan Auto проводят под лозунгом «Научная технология, мода и безопасность». И каждая из перечисленных моделей авто действительно соответствует 5-ти звёздам, правда, только согласно испытаниям C-NCAP. По нормам Euro-NCAP, как можно понять, испытания не проводились. Жаль, что отзывов о качестве исполнения автомобилей Changan доступно мало (просмотрев видео в конце материала, можно ознакомиться с одним из них).
Шаг за шагом, до 2020 года…
В 2016-м году планируется локализовать производство некоторых моделей Changan в России. К тому времени на территории страны будут действовать 90 дилерских центров компании, а к 2020-му году их число достигнет двухсот. Смысл вот в чём: покупая любой автомобиль Changan, через пару лет можно будет рассчитывать на десятилетнюю гарантию производителя. Либо, потребитель сможет выбрать другие условия гарантии – её действие завершится, когда одометр покажет цифры «260 000». Неслабо, правда?
Вроде бы, компания Changan тестировала предназначенные для нас модели машин в северных регионах России, там, где температура нередко опускается ниже -50 C. А вообще, каждая из новинок рассматриваемого бренда проходит набор испытаний, который обозначен аббревиатурой CA-TVS (данный стандарт появился в Европе). Если прибавить сюда результаты, полученные в ходе краш-тестов C-NCAP, можно поверить, что лозунг, под которым компания Changan Auto работает сегодня в России, имеет под собой реальную основу. Будем надеяться.
Changan Auto, просто Changan или Chana – всё это названия одного и того же бренда. Период гарантии на авто, которые продаются в России, составляет 100 000 км пробега либо 3 года (на выбор владельца). Прибавим к этому действие акций, в результате которых можно получить существенную скидку к цене, и мы в итоге получим довольно заманчивое предложение. Продукцию Changan на российском рынке позиционируют так, будто конкуренцию ей не могут составить ни другие китайские бренды, ни отечественный автопром. А возможно, так оно и есть?