Как индексация утильсбора повлияет на авторынок в 2023 году?
В условиях ослабления курса рубля и падения платежеспособности граждан Правительство РФ приняло решение об индексации утилизационного сбора на автомобили с 1 августа 2023 года. Как это скажется на ценах и уровне спроса на российском авторынке? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам.
Вячеслав Жигалов, вице-президент и исполнительный директор, РОАД:
— Повышение утильсбора сейчас на дефицитном рынке этот самый рынок может добить. Повышение утильсбора как защита отечественного автопрома – шаг правильный, но когда этого отечественного автопрома достаточно. Ведь под угрозой как параллельный импорт, так и сокращение официальных поставок тех же машин из Китая, а следовательно, вырастет шанс разорения дилерских центров. Сейчас автоматически уже подорожал импорт, а после 1 августа подрастет еще существеннее, вплоть до 500 тыс. рублей на некоторые модели.
Мы обратились в правительство с просьбой об отсрочке повышения минимум на год – из-за возникающих проблем, которые незамедлительно нанесут существенный, значительный урон российскому автомобильному рынку. Во-первых, резко сократится объем ввоза новых легковых автомобилей и LCV с территории КНР, что прямо ударит по растущим российско-китайским отношениям и новым проектам в этой области. Во-вторых, объем продаж автомобилей не сможет восстановиться до средних нормальных значений в ближайший год. В-третьих, авторынок останется незаполненным (по-прежнему будет ощущаться дефицит), транспортные средства вынужденно увеличатся в цене в примерном диапазоне 120 – 600 тыс. рублей (тягачи 12 т), что негативно скажется на покупательской способности населения и объеме спроса. В-четверых, значительная часть работников отрасли в связи со снижением спроса потеряет рабочие места. Таким образом, постановление правительства получит обратный эффект – будут не защита российского автобизнеса и дополнительные поступления в бюджет, а потеря доходов и объема продаж, говорится в письме РОАД, направленном в адрес главы кабинета министров Михаила Мишустина.
Мы рассчитываем на поддержку Минпромторга в данном вопросе, ведь сохранение автоотрасли и повышение технологического суверенитета как никогда важны в данный период.
Анна Уткина, директор по коммуникациям, ГК «АвтоСпецЦентр»:
— Для всех импортных автомобилей коэффициенты утилизационного сбора повысили практически в два раза: для машин с мотором объемом меньше 1 литра – с 48 200 рублей до 81 200 рублей, для тех моделей, на которых установлены двигатели от 2 до 3 литров – с 281 600 рублей до 844 000 рублей. Дороже всего придется платить юридическим лицам за ввоз автомобилей премиум-сегмента с двигателями более 3 литров – от 970 тысяч до 1,2 млн рублей вместо 259 600 – 445 000 рублей.
Соответственно, все автомобили – как новые, так и с пробегом – станут дороже, поскольку дополнительные расходы будут заложены в итоговую стоимость. Однако колебание курсов валют и рост издержек на логистику более значимо отразятся на прайсах. Закупочная стоимость моделей может вырасти в пределах 20%. При этом резкого скачка цен на новые и подержанные машины не будет, так как потребители с учетом нестабильности экономики не готовы сразу платить за автомобиль на 10% больше.
Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления, автомобильный маркетплейс FRESH:
— Постановлением Правительства РФ согласована индексация тарифов утилизационного сбора на новые автомобили и с пробегом с августа 2023 года, импортируемые в нашу страну из-за границы, в том числе при помощи параллельного импорта. Данная мера коснулась не только юридических лиц, в частности – дилеров, но и физических, которые привозят автомобиль из-за рубежа для перепродажи. Им придется оплачивать увеличенную сумму утильсбора в случае, если автомобиль имеет мотор с объемом более 3 литров. Нововведение увеличит средний размер утилизационного сбора в 1,7 – 3,7 раза для легковых машин в зависимости от объема их двигателя.
Сильнее всего повышение тарифа скажется на объемах параллельного импорта, так как ввозить большое количество автомобилей было не очень выгодно и до увеличения утильсбора, а сейчас юридическим лицам это станет просто не по карману. Таким образом, рост расходов на утильсбор окажет определенное влияние на ценообразование в автопроме, но меньше, чем волатильность курса валют, рост логистических издержек на доставку автомобилей в Россию. Поэтому в нашем маркетплейсе мы не прогнозируем резкого и рекордного роста цен на автомобили, а также снижения спроса на них как в сегменте новых машин, так и с пробегом.
Данная индексация негативно отразится на стоимости новых и подержанных автомобилей для россиян, предпочитающих приобретать их у официальных дилеров, так как расходы на утильсбор включаются в конечную стоимость машины. Например, утилизационный сбор для автомобилей с двигателями объемом от 2 до 3 литров составит 844 тыс. рублей, для премиальных машин, большинство из которых оснащены более мощными моторами, – 970 тыс. рублей. Кроме того, гражданам РФ, которые ввозят автомобили из-за границы для перепродажи, придется платить ставку, равную расходам юридических лиц. Это может привести к росту продаж автомобилей по доверенности.
С другой стороны, рост утильсбора может стать стимулом для зарубежных производителей локализовать сборку в России, особенно, если рост цен на импортные машины будет более значимым, чем ожидается, и россияне просто не будут готовы платить такие суммы за автомобиль. Вероятно также сокращение модельного ряда, который сейчас ввозится в Россию. Например, наибольшее снижение возможно в сегменте премиальных иномарок.
Владимир Желобов, директор по продажам автомобилей с пробегом, ГК «Автодом»:
— Целесообразность индексации утилизационного сбора в условиях ослабления курса рубля и падения платежеспособности граждан является спорным вопросом. С одной стороны, повышение цен на новые автомобили может отрицательно сказаться на спросе, так как клиенты могут столкнуться с финансовыми трудностями и отложить покупку автомобиля. С другой стороны, индексация утилизационного сбора может быть необходима для финансирования развития собственного производства и создания российского продукта в автомобильной индустрии.
Подорожание новых автомобилей из-за индексации утилизационного сбора будет зависеть от конкретных моделей и их стоимости. Официально поставляемые китайские автомобили могут подорожать в большей степени. Вероятно, у параллельного импорта будет больше возможностей удовлетворить спрос на более доступные автомобили. Однако точные изменения в доле каждого сегмента зависят от различных факторов, таких как конкуренция, качество продукции и маркетинговые стратегии.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
К чему приведет повышение утильсбора на автомобили
Правительство с 1 августа 2023 г. индексирует ставки утилизационного сбора на легковые и легкие коммерческие (LCV) автомобили и грузовики. Об этом говорится в постановлении, опубликованном 7 июля.
Ставка сбора на легковые автомобили будет в среднем индексирована в 1,7-3,7 раза в зависимости от объема двигателя, на LCV – в 2,5-3,4 раза, на грузовики – в 1,7 раза, пояснила пресс-служба Минпромторга. Сбор на автобусы, по данным ведомства, в среднем вырастет в 2,2-4,8 раза, на электробусы – сразу в 8,7 раза.
Российские автоконцерны снова просят поднять утильсбор
Значительное увеличение сбора по электробусам независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев объясняет высокой ценой отечественных машин. Наш электробус сегодня стоит 45-50 млн руб., европейский – 20-30 млн руб., а китайский – 15-20 млн., объясняет он.
Индексация будет проведена в отношении новых и подержанных транспортных средств (ТС), которые будут ввозиться в Россию после 1 августа 2023 г. Индексация не коснется легковых электромобилей, уточняют в Минпромторге.
Министерство также отметило, что индексация касается новых и подержанных автомобилей, ввозимых юрлицами. Физлиц, ввозящих технику с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, она не коснется, останется льготный тариф в 3400 руб. за машины до трех лет и 5200 руб. – за машины старше трех лет. Но придется платить повышенный утильсбор тем физлицам, кто после 1 августа будет ввозить автомобили с целью перепродажи. «Полный размер утильсбора будет уплачиваться, если физлицо ввозит более одного автомобиля за год – начиная со второго автомобиля»,–- уточнил Минпромторг.
Минпромторг считает, что рост утильсбора не приведет к росту цен на отечественные автомобили, «их сдержат госпрограммы поддержки отрасли», направленные на перезапуск простаивающих площадок, наращивание объемов производства и развитие собственной компонентной базы, на стимулирование спроса. «Представители отрасли продолжат придерживаться принципов ведения ответственной ценовой политики. Повышение сбора при этом повысит инвестпривлекательность локализации автопроизводства в РФ для партнеров из дружественных стран», – говорится в сообщении ведомства.
Утилизационный сбор — единовременный платеж, он взимается на будущую утилизацию техники с сентября 2012 г. Выплачивается за каждый автомобиль, его размер определяется исходя из базовой ставки (20 000 – 172 500 руб. в зависимости от типа машины), умноженной на коэффициент, отличающийся для разных видов техники с разными массой, возрастом и объемом двигателя.
Утилизационный грабеж: почему купить автомобиль лучше сейчас
Власти решили в очередной раз повысить утилизационный сбор на автомобили, чтобы поддержать отечественных производителей и оградить рынок от наплыва иномарок. Однако данная мера больно скажется на рядовых потребителях: выбор машин сократится, а цены на них вырастут.
На фоне скачков валютных курсов, из-за которых продолжают расти цены на всё, правительство приняло решение об индексации утилизационного сбора на автомобили с 1 августа 2023 года. По замыслу властей, дополнительные поступления в бюджет позволят продолжить реализацию государственных программ поддержки отрасли, направленных на перезапуск простаивающих автозаводов, наращивание объемов выпуска для насыщения рынка, развитие производства собственных автокомпонентов, стимулирование спроса с помощью льготных автокредитов.
Инициативу правительства активно поддержали отечественные автопроизводители. Например, на КАМАЗе повышение утильсбора назвали своевременной и необходимой мерой в период адаптации, когда отечественные автозаводы работают в новых условиях и требуются механизмы регулирования рынка.
— Индексация утильсбора позволит защитить российских автопроизводителей и увеличить их долю на рынке. Принятое решение подкрепляется широкой мировой практикой. Яркий пример – Китай, где индексация работает уже давно и показывает высокую эффективность, – отмечают в пресс-службе автозавода «Москвич», технологическим партнером которого является КАМАЗ.
В свою очередь в компании «Соллерс» рассчитывают, что решение правительства существенно повысит инвестиционную привлекательность производственных и локализационных проектов в российском автопроме, а также позволит обеспечить внутренний спрос прежде всего за счет выпуска автомобилей на существующих мощностях автозаводов в России.
— Повышение утилизационного сбора не повлияет на ценовую политику «АвтоВАЗа» в связи с высокой локализацией всех автомобилей Lada. Это также даст нам возможность создавать новые привлекательные модели для российского и экспортных рынков. Более того, принятое решение позволит сохранить более 1 млн рабочих мест в российском автопроме и компонентной отрасли, а также приведет к трансферу технологий и развитию компетенций в индустрии, – заявили в пресс-службе «АвтоВАЗа».
По мнению директора по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» Владимира Желобова, целесообразность индексации утилизационного сбора в условиях ослабления курса рубля и падения платежеспособности является спорным вопросом. С одной стороны, повышение цен на новые автомобили может отрицательно сказаться на спросе, так как клиенты могут столкнуться с финансовыми трудностями и отложить покупку автомобиля. С другой стороны, индексация утилизационного сбора может быть необходима для финансирования развития собственного производства и создания российского продукта в автомобильной индустрии.
— Рост утильсбора может стать стимулом для автоконцернов из дружественных стран локализовать свое производство в России, особенно если рост цен на импортные машины будет более значимым, чем ожидается, и россияне просто не будут готовы платить такие суммы за авто. Вероятно также сокращение модельного ряда, который сейчас ввозится в Россию. Сильнее всего повышение налога скажется на объемах параллельного импорта, так как ввозить большое количество автомобилей было не очень выгодно и раньше, а сейчас юридическим лицам это станет просто не по карману, – говорит руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин.
Действительно, индексация утилизационного сбора коснется ввоза импортных новых и б/у автомобилей юридическими лицами, однако не затронет физических лиц, ввозящих автомобили с объемом двигателя до трех литров для личного пользования. Для таких граждан продолжит действовать механизм уплаты утильсбора по льготному тарифу – 3,4 тысячи рублей за новые автомобили до трех лет и 5,2 тысячи рублей за автомобили старше трех лет.
Полную ставку утилизационного сбора (как у юридических лиц) необходимо будет уплачивать гражданам, ввозящим импортный автомобиль после 1 августа 2023 года и планирующим перепродать его на территории России в течение одного года с даты ввоза. После оплаты полного утильсбора автомобиль может быть зарегистрирован на нового собственника.
Также полный размер утильсбора будет уплачиваться, если физическое лицо ввозит в Россию более одного автомобиля за год, начиная со второго автомобиля. Для ввоза частным лицом импортного легкового автомобиля с объемом двигателя более трех литров с 1 августа так же регламентирована уплата полной ставки.
Ставка утилизационного сбора будет индексирована в среднем в 1,7-3,7 раза на легковые машины (в зависимости от объема двигателя), в 2,5-3,4 раза на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза на грузовики. Утильсбор на автобусы увеличится в среднем в 2,2-4,8 раза (в зависимости от объема двигателя), на электробусы – в 8,7 раза. Индексация подразумевается в отношении как новых, так и б/у транспортных средств, импортируемых в Россию после 1 августа 2023 года. При этом в отношении седельных тягачей экологического класса 6 Минпромторгу и Минтрансу даны полномочия по определению квоты ввозимых ТС, на которые продолжат действовать прежние коэффициенты расчета утильсбора. Для других автомобилей, произведенных в России или ввезенных в страну до 1 августа, так же сохраняются прежние условия. Кроме того, на данный момент индексация не затрагивает электромобили.
Как считает директор по коммуникациям ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина, после индексации утильсбора все автомобили – как новые, так и с пробегом – станут дороже, поскольку дополнительные расходы будут заложены в итоговую стоимость. Однако колебание курсов валют и рост издержек на логистику более значимо отразятся на прайсах. Закупочная стоимость моделей может вырасти в пределах 20%. При этом резкого скачка цен на новые и подержанные машины не будет, так как потребители с учетом нестабильности экономики не готовы сразу платить за авто на 10% больше.
— В условиях ослабления рубля цены на автомобили растут сами собой. Повышение утильсбора спровоцирует еще большее повышение стоимости – от 180 тысяч рублей на машину с двигателем до двух литров и до 850 тысяч за моторы объемом два и более литров. Такой двойной удар по ценам скажется негативно на покупательской способности. В этой связи стоит поторопиться и купить машину, растаможенную до 31 июля. Потом будет дороже, – советует заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.