Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Россия
ОАЭ
Тайланд
Финляндия
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
5 чудес Подмосковья
В Подмосковье есть настоящие чудеса природы. В области находится несколько мест, в которых можно искупаться в водопаде, побродить по пещерам и устроить пикник в пустыне.
Водопад Радужный
В Долине Семи Ключей находится одно из чудес Подмосковья — водопад Радужный. На берегу реки Нары расположилось несколько родников, но именно этот низвергается с высоты пяти метров. Температура воды в нем 8 градусов. Под самим водопадом есть небольшой проход, так что туда можно пробраться, хотя и придется немного промокнуть.Путеводители уверяют, что особенно красив Радужный в зимнее время.Как добраться: Калужское шоссе,
45 км от Москвы, р. Нара, перед деревней Папино поворот направо.
Водопад Гремячий
Красивый водопад расположился на берегу реки Вондиги. которая в этом месте протекает крайне бурно. Рядом есть источник, который считается целебным, часовня во имя Сергия Радонежского и купальня. Так что приехав на Гремячий можно не только полюбоваться на его красоту, но и поправить здоровье. Как добраться: правый поворот на Ботово, затем правый поворот по указателю на водопад.
Белая пустыня Подмосковья
Песок, покрывающий всю поверхность пустыни около поселка Фосфоритный, поражает своей белизной. Добравшись сюда, у туристов создается ощущение, что вместо Подмосковья они вдруг оказались на одном из заграничных пляжей. Купаться тут тоже есть где, в пустыне расположилось рукотворное озеро. Вот только забираться в него нежелательно, в воду сливают жидкую пульпу.Как добраться: с Казанского вокзала электричкой Рязанского направления до платформы 88-й км. Затем автобусом «Воскресенск — Фосфоритный».
Песчаные дюны
В сотне километров от столицы находится настоящая пустыня, в которой есть и песчаные барханы, и редкие карликовые растения. Здесь можно устроить пикник на берегу чистого озера или посмотреть на сноубордистов, которые не дождавшись снега, катаются по золотистому песку.Как добраться: на автомобиле по Новорижскому шоссе, на 98-м км — поворот на Сычёво.
Пещеры Сьяны
Отправляться в это место лучше в компании опытного проводника, ведь подземные ходы бывшей каменоломни тянуться на несколько километров. Раньше здесь в течение нескольких лет добывали камень для облицовки кремлевских храмов, а сейчас пещеры стали излюбленным местом искателей приключений и дигггеров. Как добраться: Ехать через Горки Ленинские на Новленское, после моста налево. Пешком спуститься к реке Пахре, вход в пещеры во втором овраге
Лопатинские карьеры
Маршрут замечателен, прежде всего, красивыми объектами, созданными в сотрудничестве человека и природы на обширной территории Лопатинского фосфоритного рудника – рекультивированных фосфоритных карьеров к востоку от г. Воскресенск. Лопатинский рудник – крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов, используемых для производства минеральных удобрений. Первые разработки начались в 1930-х гг., а наиболее активная добыча – в 1960-х. На карьерах работали огромные монстры – абзетцеры (многоковшовые экскаваторы).
Последние из этих машин еще можно наблюдать, в том числе и в работе, на действующем карьере №12 (точка для наблюдения ABSETZER, в 3 км к югу от маршрута).
Вся остальная территория рудника ныне не действует. Гряды и желоба заровняли и засадили сосновыми посадками. Теперь там очень красивый и интересный ландшафт: плоские равнины и пологие холмы, покрытые чистым и легко проходимым сосновым лесом, неожиданно перемежаются высокими песчаными буграми, крутыми склонами гряд и желобов. Многочисленные понижения заполнились водой и образовали озёра самых разных размеров и форм. На озёра приезжают загорать и купаться отдыхающие, а необычный ландшафт бывших карьеров привлекает туристов и организаторов спортивных соревнований. В районе Лопатинских карьеров проводились соревнования по ориентированию (в том числе, велосипедному), такие, как One Man Relay, ММБ, Bike-Off-Road. Предлагаемый вам маршрут Трофимово – Шиферная является одним из любимых беговых и лыжных маршрутов группы Дмитриева. Два наиболее заметных объекта на маршруте за свою характерную форму получили в узком кругу туристов громкие собственные имена: озеро “Байкал” и гора “Эльбрус” (сейчас от него уже срыли большой кусок).
Другие объекты, связанные с производством минеральных удобрений: стела в пос. Фосфоритный, посвящённая добыче фосфоритов (точка STELA), горы-отвалы из фосфогипса: Белая (BEL-GORA, видна с Осташовского поля) и заросшая Зеленая (ZEL-GORA видна из Шиферной). Белая гора (Полигон №2 “Лопатинский”) – это склад отходов производства фосфорной кислоты. Имеет высоту 80 метров и поперечник 700 метров. Хорошо заметна с окрестных полей и даже с самолёта, если вылетать из Москвы в восточном направлении. Находится в сфере внимания экологов, так как является источником загрязнения окружающей среды: частички фосфогипса развеиваются ветром и вымываются водой. До недавнего времени Белая гора активно посещалась туристами и фотографами, сейчас объект находится под охраной.
Растительность и животные
В районе Лопатинского рудника основная порода леса – сосна, которой засажены бывшие карьеры. Заболоченные понижения заросли березой. Остальной лес – смешанный (сосна, ель, осина, береза, дуб). На полянах, опушках и возле дороги много земляники.
На маршруте можно встретить характерных для Подмосковья животных: кабанов, лосей , зайцев, бобров, а в сосновом лесу – белок.
Важно знать
Ограничения и особенности
Время прохождения пешком в спокойном темпе составляет 12 ходовых часов (2-3 дня).
Существенная часть маршрута проходит по хорошим песчаным дорогам, но также имеется много заболоченных участков и луж, проходов по колее в высокой траве.
В лесах на участке от пл. Трофимово до пересечения с шоссе А-108 имеются очаги поражения елового леса короедом-типографом: сухостой и труднопроходимые завалы. Встречаются и завалы после ураганов лета 2017г. На маршруте завалы в основном пропилены, но не везде, а в пропиленных проходах могут быть глубокие лужи. На лугах – высокая трава, в том числе, крапива.
Тем, кто не хочет промочить ноги, рекомендуется иметь высокую обувь, а в отдельных местах актуальны и резиновые сапоги.
Летом в сырых местах много комаров. Рекомендуется иметь репеллент и накомарник.
По характеру местности маршрут можно разделить на три участка:
- Трофимово – Усадище, 9.8 км. В основном леса – суровые, с завалами, болотами, большими лужами на дороге и комарами. Имеется завал на дороге длиной 150м, хотя есть надежда, что он будет расчищен.
- Усадище – Фосфоритный, 11.9 км. От Усадища до Лопатинских фосфоритных карьеров идет колея по полю. Есть небольшие заболоченности и участки с высокой травой. В районе фосфоритных карьеров начинаются хорошие песчаные дороги.
- Фосфоритный– Шиферная, 15.7км. Хорошие песчаные дороги, с небольшим участком по колее в высокой траве в районе р. Медведка. Наиболее интересная часть маршрута. Здесь расположены основные достопримечательности. Затем тропа идет по лесу и по окраине г. Воскресенск.
Часть маршрута, пролегающая по району Лопатинских карьеров, может быть частично или полностью включена в велосипедный маршрут, но следует учитывать, что на дорогах много песка. Остальные участки не рекомендуются для велосипеда.
Как добраться
Маршрут проложен по Воскресенскому району Московской области между железнодорожными платформами Трофимово и Шиферная Рязанского направления.
Ближайшие города: Воскресенск (
До пл. Трофимиво или Шиферная можно доехать на электричке от Москвы-Казанской, время в пути чуть меньше двух часов. При выборе пунктов старта и финиша рекомендуется учитывать расписание: на пл. Трофимово между электричками есть большие перерывы. Также следует учитывать, что участок Москва Казанская – Голутвин, в отличие от всех остальных российских железных дорог, имеет левостороннее движение – будьте внимательны при нахождении рядом с путями и выборе платформы для отъезда.
Недалеко от середины маршрута находится пос. Фосфоритный с регулярным автобусным сообщением на Воскресенск и Егорьевск. Поэтому можно пройти часть маршрута (Трофимово – Фосфоритный, 21.7 км, или Шиферная – Фосфоритный, 15.7 км), уложившись в один день. Также можно уехать на автобусе из дер. Берендино и Осташово. Населенных пунктов непосредственно на маршруте только два: пос. Фосфоритный и микрорайон “Коммуна” (г. Воскресенск), примыкающий к ст. Шиферная.
Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекса.
Места для отдыха и ночевок
Для ночевки, отдыха и купания хорошо подходят места на берегах озер: REST1, REST2, REST3, REST4, REST5, GORN-OZERO, PERESHEEK. Также уютное место для ночевки имеется у родника (RODNIK2).
Летом в выходные стоянки у озер могут быть заняты отдыхающими, приехавшими на автомашинах.
Питьевую воду можно набрать в родниках (RODNIK1, RODNIK2), в ручье (RUCH), условно питьевую – в ручье (ZD1).
Следует учитывать, что вода в озерах фосфоритных карьеров может обладать привкусом. Воду, взятую не из родников, необходимо кипятить.
Поскольку на маршруте имеются длинные участки без питьевой воды, рекомендуется иметь при себе емкости для воды из расчета 2 литра на человека, что позволяет переночевать с ужином и завтраком в любом удобном месте, не привязываясь к воде.
Магазины
Пополнить запасы еды и питья можно в магазинах пос. Фосфоритный.
Не забыть с собой
- Репеллент и накомарник.
- Запасы еды и питья.
- Подходящую одежду и обувь.
- Личное и групповое снаряжение.
- Аптечку.
- Распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.
Подробное описание маршрута
Маршрут промаркирован в обе стороны, от южного (дальнего от Москвы) конца платформы Трофимово до южного (дальнего от Москвы) конца платформы Шиферная. Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Марка может быть снабжена стрелкой, указывающей направление поворота. Дополнительная маркировка (в отдельных местах): красный скотч, красно-белые таблички RUTRAIL.
Маркировка дополнена тремя информационными табличками: в начале и в конце маршрута, а также у родника (точка RODNIK2).
Сокращения: ТШ – в направлении Трофимово – Шиферная; ШТ – в направлении Шиферная – Трофимово. Фото Ольги Семенковой, Алины Токмашевой, Александра Тониса. На маршруте очень много перекрестков и развилок дорог. В легенде даны только основные – те, которые необходимы для навигации по маршруту. На остальных перекрестках и развилках следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.
0км (TROFIMOVO). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Трофимово, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Начало маршрута и маркировки. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы и, не переходя пути, идите по тропинке вдоль них дальше от Москвы, на юг. Будьте осторожны: поезд по ближайшему к вам пути приближается сзади (левостороннее движение!). ШТ: Конец маршрута. Электричка на Москву останавливается у левой платформы (левостороннее движение!).
0.2км. ТШ: Перед мостом через р. Натынка, у километрового столба “84” тропа отходит от путей налево и спускается вниз, к речке. ШТ: Тропа поднимается на ж/д насыпь и идет вдоль путей.
0.25км. ТШ справа/ШТ слева от тропы – труба, из которой бьет вверх вода. Вода не питьевая – выкачивается из р. Натынка. Рядом табличка с информацией о маршруте. И Т-образный перекресток: ТШ направо/ШТ налево уходит дорога. Нам прямо.
Дорога идет по красивому полю с лесополосами, за которыми прячутся канавы. Обходя эти канавы, наш маршрут выписывает S-образную змейку.
0.5км (X01). Т-образная развилка. ТШ: Нам направо, а не прямо. ШТ: Справа приходит дорога. Нам налево.
2км (X02). ТШ: Поляна справа от дороги. В конце ее – развилка: справа приходит дорога. Нам налево. ШТ:
Поляна. При выходе на нее – развилка: левее уходит дорога. Нам направо.
2.2км. Дорога пересекает болото. В этом месте на дороге большая лужа.
2.7км. На дороге большая лужа. Обход осложнен бревнами в траве.
3.8км (X03). Т-образный перекресток. ТШ: Лесная дорога выходит на улучшенную грунтовую дорогу в месте ее поворота. Нам прямо по ней. ШТ: Главная дорога поворачивает направо. Нам прямо, по лесной дороге.
4.3км (X04). Перекресток. ТШ: Наша дорога пересекает асфальт и, становясь асфальтовой, уходит в сторону дер. Щербово. А нам сразу после перекрестка надо направо, по лесной дороге. ШТ: Лесная дорога выходит на асфальт. Нам по нему налево, до перекрестка и дальше по улучшенной грунтовке.
4.5км. Т-образный перекресток. На юг (ТШ направо/ШТ налево) уходит дорога, выводящая на асфальт. Нам прямо. Севернее (ТШ слева/ШТ справа) небольшое озерцо.
4.8км (X05). ТШ: Выход дороги на Щербовское поле. Нам направо. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль границы леса. ШТ: Налево в лес уходит дорога, приходящая из дер. Щербово. Нам по ней налево.
5.05км (X06). Развилка. ТШ: Справа из леса приходит разъезженная дорога. Нам по ней дальше вдоль границы леса. ШТ: Дорога поворачивает налево, в лес. Нам дальше вдоль границы леса, по более слабой колее.
5.45км (X07). Развилка. ТШ: Слева, из дер. Щербово приходит дорога. Нам по ней дальше вдоль границы леса.
ШТ: Прямо дорога уходит в Щербово. Нам налево, дальше вдоль границы леса.
5.6км (X08). Развилка. ТШ: Направо, в лес уходит дорога. Нам по ней. ШТ: Выход дороги на Щербовское поле.
Нам налево. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль границы леса.
6.45-6.65км. Большая красивая поляна. Местами дорога заболочена.
7.8-7.95км (ZAV-X – ZAV-Y). Суровые завалы поперек дороги – последствия ураганов. Препятствие осложнено большими лужами и болотом. Есть надежда, что проход будет расчищен.
8.45км. Пересечение с ЛЭП. ТШ: Отсюда 0.75 км по прямой до другого пересечения маршрута с этой ЛЭП, до которого по маршруту идти без малого 3 км. Но срезать по ЛЭП не рекомендуем: дороги там нет, есть препятствия в виде травы, кустов и болот. А также нет оборудованного перехода шоссе А-108.
Дорога на этом участке приятная, идет по хорошему сосновому лесу. Правда, ближе к выходу на Усадищевское поле дорога сильно разбита лесовозами.
9.15км (X09). ТШ: Выход дороги на поле, развилка. Прямо дорога идет в Усадище. Нам направо, параллельно границе леса. Начинается большое поле – более 4 км, до самых Лопатинских карьеров. ШТ: Справа, из Усадища приходит наезженная дорога. Нам по ней налево, в лес. Далее лес с небольшими перерывами продолжается почти до пл. Трофимово.
9.4-9.7км. Трудный участок: колея в высокой траве, встречаются крапива и заболоченные участки.
9.73-9.87км. Пересечение шоссе А-108. Настоятельно рекомендуем не нарушать ПДД и перейти А-108 по пешеходному переходу. Это точка A108, в 60м к северо-востоку от выхода маршрута с обеих сторон к шоссе. Там же автобусная остановка “Берендино, трасса”, откуда можно уехать на автобусе в Воскресенск. Или приехать сюда из Воскресенска, если хочется исключить из маршрута трудный участок 1. ТШ: В точке X10 выход полевой колеи на асфальт (заезд в Усадище), почти к А-108. Нам направо, через А-108 и дальше на юго-восток. ШТ: После перехода А-108 отходим от него по асфальту в сторону Усадища и почти сразу (X10) сворачиваем налево, на небольшую дорожку.
10.4км (X11). Развилка. ТШ: Прямо колея уходит к железной дороге и дальше в Берендино. Нам же надо
направо. ШТ: Справа приходит колея. Нам налево, вдоль ЛЭП.
11.05км (REST1). К западу от дороги – небольшой островок соснового леса, пострадавший от низового пожара. Хорошее место для обеда: много дров, рядом в канаве есть вода, а в 100-150 м в сторону железной дороги – хороший ручей.
11.2км (ZD1). Пересечение с железной дорогой – под мостом, вместе с ручьем. При должной сноровке можно перейти, не замочив ног. В ручье можно набрать воды для обеда или ночевки. ТШ: Далее надо повернуть направо, вдоль ж/д, а вскоре (X12) – налево.
12.7км. С поля открывается вид на Белую гору (BEL-GORA).
13.1-13.3км (X13-X14). Участок по слабой колее в поле между шоссе и границей леса. Маркировка турами-треногами. Дополнительные ориентиры: ТШ – идти в угол поля; ШТ – идти на две трубы – внезапный кусок индустриального пейзажа среди большого поля.
Точка X14 – граница между большим полем и фосфоритными карьерами.
14.4км (X15). Т-образный перекресток. ТШ: повернуть направо; ШТ: повернуть налево.
14.6км (ELBRUS). Гора “Эльбрус” – высокий двуглавый песчаный бугор посреди открытой равнины и озер. Несколько лет назад он действительно был похож на Эльбрус, но сейчас кусок горы срыли, и вершина видна как двуглавая только с юго-восточной стороны. В обрыве поселились ласточки. Торопитесь посмотреть на это чудо – того и гляди, совсем сроют!
На вершину можно залезть. Наиболее пологий подъем – с северо-запада, по краю обрыва. Сверху открывается завораживающий вид на окрестные озера.
15.95км (REST2). ТШ справа/ШТ слева – стоянка со столом на берегу небольшого озера. Место отдыха. Песчаная дорога вьется по сосновым посадкам среди озер, иногда пересекая протоки между ними, подтапливающие дорогу.
17.5км (X16). Отсюда на 500м к востоку – сложный перекресток большого количества дорог в поле. Надо придерживаться приблизительного генерального направления восток-запад (по магнитному компасу, т.е. плюс 10 градусов восточного склонения), поперек ЛЭП. Ну и следить за флажками из красного скотча на ветках.
19.4км (REST3). ТШ слева/ШТ справа – пляж на берегу озера. Место отдыха и купания.
20км (X17-X18). Крутой ТШ спуск/ШТ подъем по склону между двумя плоскими равнинами. Будьте внимательны, и в X17, и в X18 – очень резкие повороты, больше 90 градусов.
20.4км. ТШ слева/ШТ справа – свежий карьер с крутыми, местами почти отвесными песчаными стенами.
20.8км (X19). ТШ: Сход с дороги направо по слабозаметной тропе. ШТ: Тропа выходит на хорошую дорогу. Нам по ней налево.
20.95км (ZD2). Пересекаем однопутную железную дорогу. Здесь со ст. Рудниковская курсирует несколько электричек в день между Егорьевском и Воскресенском, в основном в выходные дни.
21.05км (X20). ТШ: Входим в пос. Фосфоритный и продолжаем движение на юг по улице, которая вскоре
поворачивает налево (хочется срезать петлю трека и пройти прямо, но нельзя: путь преграждает частное владение), а в точке X21 снова направо. ШТ: Выходим из Фосфоритного по тропе – продолжению повернувшей направо улицы.
21.65км (X22). ТШ: Улица выходит на шоссе Егорьевск – Воскресенск. Надо пересечь его по пешеходному переходу, расположенному правее (ZEBRA+BUS), и продолжить по той стороне движение по тропе вдоль шоссе на запад. Здесь же и автобусная остановка “Стадион”, с которой можно быстро уехать в Воскресенск или Егорьевск. ШТ: Пересекаем шоссе по пешеходному переходу (ZEBRA+BUS) и почти сразу сворачиваем с шоссе налево. Дальше в точке X21 снова поворачиваем налево, а потом вместе с улицей направо.
21.8км (STELA). Стела, посвященная добыче фосфоритов. С другой стороны – стадион.
21.95-22.05км (X23-X24). Налево по улице поселка и при первой возможности снова направо, на тропу.
22.25км (X25). ТШ: Тропа вливается в дорогу. Нам дальше по ней. ШТ: Свернуть левее, по тропе.
22.6км (RODNIK1). К юго-востоку от дороги (ТШ слева/ШТ справа) родник. Место отдыха и набора воды. Там же озеро в старом карьере, заросшее ряской.
22.75км (X26). Сложный перекресток пяти дорог. Нам ТШ налево/ШТ направо.
Дорога идет по сосновому лесу на возвышенности, затем спускается в долину Медведки (ТШ).
23.45км (X27). Т-образный перекресток. Нам ТШ направо/ШТ налево. Рядом забавный бугор.
23.9км (MEDVEDKA). Старый мостик через р. Медведка. Бревна скользкие!
До и после мостика тропа идет в высокой траве и местами заболочена.
24.6км (RODNIK2). ТШ слева/ШТ справа от тропы – родник в овраге. Рядом уютное место для ночевки.
24.65км (X28). Т-образный перекресток на небольшой поляне. ТШ: Тропа выходит на дорогу. Нам по ней направо. ШТ: От дороги налево уходит слабозаметная заросшая тропа. Нам по ней.
24.95км (X29). Развилка дорог. ТШ: Справа сзади приходит дорога. Нам прямо. ШТ: Основная дорога уходит правее. Нам по левой дороге.
25.4км (REST4). ТШ налево/ШТ направо назад отходит дорога к северной оконечности озера “Байкал”. Там есть хорошее место для отдыха и ночевки.
26.35-28км (X30-X35). На этом участке маршрут проложен углами по дорогам в сосновых посадках. Правые и левые повороты чередуются.
28км (X35). Поворот к месту отдыха и купания на берегу “Байкала”. Есть стол.
28.05-28.1км (X36-X37). Направо и сразу налево.
28.1км-29.4км (X37-X40). Прямая просека по плавным сосновым холмам. В точках X38 и X39 – пересечения с дорогами под острым углом. Сосны растут стройными рядами. Осенью там очень много маслят. Хотя стоит ли собирать их, выросших на обогащенной фосфатами почве, – вопрос.
29.4км (X40). Развилка дороги и просеки под острым углом. ТШ: Нам дальше по дороге. ШТ: Нам левее, по просеке.
29.6км (X41). Развилка. Надо держаться ТШ левее/ШТ правее.
29.85км (X42). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее.
29.95км (GORN-OZERO). Дорога поднимается на вершину холма (с восточной стороны – сквозь выемку). В 50 метрах к югу – прекрасное место отдыха: поляна с видом на горное озеро, блестящее внизу.
30.35км (CAR). Забавный артефакт: ржавый сожженный автомобиль на просеке.
30.95км (X43). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее. Песчаная дорога все идет через ровные ряды сосновых посадок. Ее регулярно пересекают другие такие же дороги – просеки в посадках.
32.15км (X44). Перекресток, на котором надо повернуть ТШнаправо/ШТ налево.
32.6км (PERESHEEK). Перешеек между озерами – ворота фосфоритных карьеров. Здесь граница между ними и лесом у Шиферной. На озерах можно купаться. Много мест для отдыха и ночевки.
33.25км (RUCH). Тропа пересекает ручей в овраге. Здесь можно набрать воды, если ручей не пересох.
33.25-34.95км (RUCH-X45). Тропа идет по прямой просеке, пересекая в точке ZD3 (34.7км) местную ж/д ветку. На тропе встречаются заболоченные места, а после сильных осадков, судя по рассказам, некоторые участки могут быть даже подтоплены.
34.95км (X45). Развилка. Основная, она же маркированная тропа ТШ уходит с просеки налево/ШТ приходит на просеку справа.
35.45-36.65км. Маршрут проходит по хорошей грунтовой дороге.
36.45км (X46). Развилка на границе микрорайона “Коммуна”. ТШ: Входим в поселок. ШТ: Входим в лес.
36.65-37.05км. Маршрут проходит по улице поселка.
37.05км (X47). Надо пересечь под острым углом улицу и двигаться дальше вперед.
37.07-37.2км (X47-X48). Маршрут проходит по тропе, срезающей угол между улицами.
37.2-37.35км (X48-X49). Идем по улице параллельно железной дороге. В точке X49 – табличка с информацией о маршруте и ТШ начало/ШТ конец маркировки.
37.4км (SHIFERN). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Шиферная, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Конец маршрута. Касса на островной платформе (на Москву), магазин есть в 200 м от противоположного конца платформы. ШТ: Начало маршрута. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы, перейдите, если надо, на левую сторону (если Шиферная – не конечная остановка для электрички, то переходить не надо) и выйдите по тропинке на улицу поселка. Будьте осторожны: на ж/д левостороннее движение!
2010-09-25. Лопатинский рудник и гора фосфоритов.
Лопатинский фосфоритный рудник — под этим названием сейчас в интернете часто объединяют заброшенный отвал фосфогипса, расположенный в Воскресенске и заброшенные рудники ЗАО «Кварцит», расположенные в нескольких километрах от города. Несмотря на то, что на самом деле эти два места очень сильно различаются.
Лопатинский рудник
Для того, чтобы избежать путаницы, мы будем дальше называть фосфогипсовые отвалы в самом Воскресенске — Белой горой, а песчаные карьеры ЗАО «Кварцит», расположенные километрах в 15 от города — Лопатинским рудником.
Если честно, в жизни и карьер, и отвал фосфогипса смотрятся гораздо менее впечатляюще чем на фотографиях. Но если вы оказались рядом, можно заехать и посмотреть.
Лопатинский фосфоритный рудник это большой песчаный карьер с такой же огромной перерабатывающей техникой. Огромная старая заброшенная машина и ржавая железная дорога придают пейзажам оттенок постапокалиптичности. В принципе, больше смотреть здесь не на что, вокруг только песок, сосенки и елочки.
Железная дорога
По состоянию на лето 2014г. на карьере опять ведутся работы. По железке катаются поезда, по дороге — грузовики, поэтому ходить нужно осторожно. Но пока пройти и посмотреть на технику можно без проблем, никакой охраны нет.
Координаты:
Фосфогипсовый террикон у Воскресенска: 55.324073, 38.748286
КПП рудника ЗАО «Кварцит»: 55.268056, 38.816111
Cам песчаный карьер и техника: 55.267323, 38.849433
Как добраться до лопатинского рудника?
Шлагбаум на въезде
До карьеров можно добраться только на автомобиле или пешком. Сначала нужно доехать до фосфогипсоого отвала (см. выше) по дороге Егорьевск-Воскресенск. В конце д. Хорлово повернуть налево на Елкино. В Елкино сначала по главной до Т-образного перекрестка. На нем повернуть налево, затем первый поворот направо через речку. Ехать по грунтовке до пруда с левой стороны, напротив него повернуть направо (есть 2 дороги, которые дальше сливаются в одну). Доезжаем до Ж/Д, едем вдоль нее до поворота налево. Оказываемся у КПП.
До самого карьера и техники можно дойти пешком (около 1,5 км), либо если совсем не жалко машину — можно доехать. Вам нужен поворот налево (55.270772,38.813424) метров за 150 до КПП. Дорога там чуть хуже, чем отвратительная, подвеску можно угробить. По этой дороге двигаетесь до первого поворота направо, проезжаете еще метров 100 — и вы на территории рудника.
Современное состояние
С начала 90-х годов рудник практически полностью заброшен, большинство карьеров затоплено, дорогостоящая импортная спецтехника ржавеет под открытым небом и постепенно разделывается на металлолом. Единственный функционирующий в настоящее время карьер расположен в окрестностях поселка Фосфоритный, к югу от реки Медведки, однако теперь здесь добывается преимущественно кварцевый песок. По сохранившейся одноколейной железнодорожной ветке время от времени курсирует тепловоз-«кукушка».
Комплекс мероприятий по добыче фосфоритов привел к созданию в этой местности невероятного ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды — высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет. В настоящее время большинство карьеров затоплены, и в результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озер с песчаными берегами и чистейшей водой. Здесь можно увидеть странные песчаные пустыни; разноцветные — черные, белые и красноватые барханы; фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками; множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте… Эти совершенно неземные пейзажи в сочетании с возвышающимися над ними заброшенными монстрами-абзетцерами делают Лопатинские карьеры уникальнейшим природно-техногенным заповедником, одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье, привлекающим все больше и больше туристов.
Белая гора в Воскресенске
Белая гора
Белая гора расположена на окраине Воскресенска, доехать до нее гораздо проще, но, судя по висящим табличкам посторонним находиться на объекте запрещено. Охраны особо не видно, но по некоторым данным, более близкое знакомство с отвалами может закончиться в Воскресенском отделении милиции.
Гору можно рассмотреть поближе со стороны дачных участков, но если хочется действительно красивых пейзажей нужно идти по дороге до вершины, а для этого либо договариваться с охраной (что может и не получиться), либо лезть на гору со стороны СНТ, рискуя быть замеченным той самой охраной.
Как добраться до белой горы в Воскресенске?
На автомобиле: От Воскресенска: с Новорязанского ш. поворачиваем по бетонке на Воскресенск. По ул. Горького, Менделеева и Октябрьской едем все время по главной до перекрестка с Советской. Поворачиваем налево и едем через Ж/Д пути. Дальше опять по главной (Федотовская, Лопатинская) до пересечения с Рудничной. По ней налево, затем 2 поворот направо на шоссе Егорьевск-Воскресенск. После Ж/Д нужно повернуть налево и ехать вдоль белой горы до первого поворота направо к СНТ. Здесь можно посмотреть на отвалы поближе.
Лопатинские карьеры
Сокращения: ТШ – в направлении Трофимово – Шиферная; ШТ – в направлении Шиферная – Трофимово. Фото Ольги Семенковой, Алины Токмашевой, Александра Тониса. На маршруте очень много перекрестков и развилок дорог. В легенде даны только основные – те, которые необходимы для навигации по маршруту. На остальных перекрестках и развилках следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.
0км (TROFIMOVO). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Трофимово, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Начало маршрута и маркировки. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы и, не переходя пути, идите по тропинке вдоль них дальше от Москвы, на юг. Будьте осторожны: поезд по ближайшему к вам пути приближается сзади (левостороннее движение!). ШТ: Конец маршрута. Электричка на Москву останавливается у левой платформы (левостороннее движение!).
0.2км. ТШ: Перед мостом через р. Натынка, у километрового столба “84” тропа отходит от путей налево и спускается вниз, к речке. ШТ: Тропа поднимается на ж/д насыпь и идет вдоль путей.
0.25км. ТШ справа/ШТ слева от тропы – труба, из которой бьет вверх вода. Вода не питьевая – выкачивается из р. Натынка. Рядом табличка с информацией о маршруте. И Т-образный перекресток: ТШ направо/ШТ налево уходит дорога. Нам прямо.
Дорога идет по красивому полю с лесополосами, за которыми прячутся канавы. Обходя эти канавы, наш маршрут выписывает S-образную змейку.
0.5км (X01). Т-образная развилка. ТШ: Нам направо, а не прямо. ШТ: Справа приходит дорога. Нам налево.
2км (X02). ТШ: Поляна справа от дороги. В конце ее – развилка: справа приходит дорога. Нам налево. ШТ:
Поляна. При выходе на нее – развилка: левее уходит дорога. Нам направо.
2.2км. Дорога пересекает болото. В этом месте на дороге большая лужа.
2.7км. На дороге большая лужа. Обход осложнен бревнами в траве.
3.8км (X03). Т-образный перекресток. ТШ: Лесная дорога выходит на улучшенную грунтовую дорогу в месте ее поворота. Нам прямо по ней. ШТ: Главная дорога поворачивает направо. Нам прямо, по лесной дороге.
4.3км (X04). Перекресток. ТШ: Наша дорога пересекает асфальт и, становясь асфальтовой, уходит в сторону дер. Щербово. А нам сразу после перекрестка надо направо, по лесной дороге. ШТ: Лесная дорога выходит на асфальт. Нам по нему налево, до перекрестка и дальше по улучшенной грунтовке.
4.5км. Т-образный перекресток. На юг (ТШ направо/ШТ налево) уходит дорога, выводящая на асфальт. Нам прямо. Севернее (ТШ слева/ШТ справа) небольшое озерцо.
4.8км (X05). ТШ: Выход дороги на Щербовское поле. Нам направо. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль границы леса. ШТ: Налево в лес уходит дорога, приходящая из дер. Щербово. Нам по ней налево.
5.05км (X06). Развилка. ТШ: Справа из леса приходит разъезженная дорога. Нам по ней дальше вдоль границы леса. ШТ: Дорога поворачивает налево, в лес. Нам дальше вдоль границы леса, по более слабой колее.
5.45км (X07). Развилка. ТШ: Слева, из дер. Щербово приходит дорога. Нам по ней дальше вдоль границы леса.
ШТ: Прямо дорога уходит в Щербово. Нам налево, дальше вдоль границы леса.
5.6км (X08). Развилка. ТШ: Направо, в лес уходит дорога. Нам по ней. ШТ: Выход дороги на Щербовское поле.
Нам налево. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль границы леса.
6.45-6.65км. Большая красивая поляна. Местами дорога заболочена.
7.8-7.95км (ZAV-X – ZAV-Y). Суровые завалы поперек дороги – последствия ураганов. Препятствие осложнено большими лужами и болотом. Есть надежда, что проход будет расчищен.
8.45км. Пересечение с ЛЭП. ТШ: Отсюда 0.75 км по прямой до другого пересечения маршрута с этой ЛЭП, до которого по маршруту идти без малого 3 км. Но срезать по ЛЭП не рекомендуем: дороги там нет, есть препятствия в виде травы, кустов и болот. А также нет оборудованного перехода шоссе А-108.
Дорога на этом участке приятная, идет по хорошему сосновому лесу. Правда, ближе к выходу на Усадищевское поле дорога сильно разбита лесовозами.
9.15км (X09). ТШ: Выход дороги на поле, развилка. Прямо дорога идет в Усадище. Нам направо, параллельно границе леса. Начинается большое поле – более 4 км, до самых Лопатинских карьеров. ШТ: Справа, из Усадища приходит наезженная дорога. Нам по ней налево, в лес. Далее лес с небольшими перерывами продолжается почти до пл. Трофимово.
9.4-9.7км. Трудный участок: колея в высокой траве, встречаются крапива и заболоченные участки.
9.73-9.87км. Пересечение шоссе А-108. Настоятельно рекомендуем не нарушать ПДД и перейти А-108 по пешеходному переходу. Это точка A108, в 60м к северо-востоку от выхода маршрута с обеих сторон к шоссе. Там же автобусная остановка “Берендино, трасса”, откуда можно уехать на автобусе в Воскресенск. Или приехать сюда из Воскресенска, если хочется исключить из маршрута трудный участок 1. ТШ: В точке X10 выход полевой колеи на асфальт (заезд в Усадище), почти к А-108. Нам направо, через А-108 и дальше на юго-восток. ШТ: После перехода А-108 отходим от него по асфальту в сторону Усадища и почти сразу (X10) сворачиваем налево, на небольшую дорожку.
10.4км (X11). Развилка. ТШ: Прямо колея уходит к железной дороге и дальше в Берендино. Нам же надо
направо. ШТ: Справа приходит колея. Нам налево, вдоль ЛЭП.
11.05км (REST1). К западу от дороги – небольшой островок соснового леса, пострадавший от низового пожара. Хорошее место для обеда: много дров, рядом в канаве есть вода, а в 100-150 м в сторону железной дороги – хороший ручей.
11.2км (ZD1). Пересечение с железной дорогой – под мостом, вместе с ручьем. При должной сноровке можно перейти, не замочив ног. В ручье можно набрать воды для обеда или ночевки. ТШ: Далее надо повернуть направо, вдоль ж/д, а вскоре (X12) – налево.
12.7км. С поля открывается вид на Белую гору (BEL-GORA).
13.1-13.3км (X13-X14). Участок по слабой колее в поле между шоссе и границей леса. Маркировка турами-треногами. Дополнительные ориентиры: ТШ – идти в угол поля; ШТ – идти на две трубы – внезапный кусок индустриального пейзажа среди большого поля.
Точка X14 – граница между большим полем и фосфоритными карьерами.
14.4км (X15). Т-образный перекресток. ТШ: повернуть направо; ШТ: повернуть налево.
14.6км (ELBRUS). Гора “Эльбрус” – высокий двуглавый песчаный бугор посреди открытой равнины и озер. Несколько лет назад он действительно был похож на Эльбрус, но сейчас кусок горы срыли, и вершина видна как двуглавая только с юго-восточной стороны. В обрыве поселились ласточки. Торопитесь посмотреть на это чудо – того и гляди, совсем сроют!
На вершину можно залезть. Наиболее пологий подъем – с северо-запада, по краю обрыва. Сверху открывается завораживающий вид на окрестные озера.
15.95км (REST2). ТШ справа/ШТ слева – стоянка со столом на берегу небольшого озера. Место отдыха. Песчаная дорога вьется по сосновым посадкам среди озер, иногда пересекая протоки между ними, подтапливающие дорогу.
17.5км (X16). Отсюда на 500м к востоку – сложный перекресток большого количества дорог в поле. Надо придерживаться приблизительного генерального направления восток-запад (по магнитному компасу, т.е. плюс 10 градусов восточного склонения), поперек ЛЭП. Ну и следить за флажками из красного скотча на ветках.
19.4км (REST3). ТШ слева/ШТ справа – пляж на берегу озера. Место отдыха и купания.
20км (X17-X18). Крутой ТШ спуск/ШТ подъем по склону между двумя плоскими равнинами. Будьте внимательны, и в X17, и в X18 – очень резкие повороты, больше 90 градусов.
20.4км. ТШ слева/ШТ справа – свежий карьер с крутыми, местами почти отвесными песчаными стенами.
20.8км (X19). ТШ: Сход с дороги направо по слабозаметной тропе. ШТ: Тропа выходит на хорошую дорогу. Нам по ней налево.
20.95км (ZD2). Пересекаем однопутную железную дорогу. Здесь со ст. Рудниковская курсирует несколько электричек в день между Егорьевском и Воскресенском, в основном в выходные дни.
21.05км (X20). ТШ: Входим в пос. Фосфоритный и продолжаем движение на юг по улице, которая вскоре
поворачивает налево (хочется срезать петлю трека и пройти прямо, но нельзя: путь преграждает частное владение), а в точке X21 снова направо. ШТ: Выходим из Фосфоритного по тропе – продолжению повернувшей направо улицы.
21.65км (X22). ТШ: Улица выходит на шоссе Егорьевск – Воскресенск. Надо пересечь его по пешеходному переходу, расположенному правее (ZEBRA+BUS), и продолжить по той стороне движение по тропе вдоль шоссе на запад. Здесь же и автобусная остановка “Стадион”, с которой можно быстро уехать в Воскресенск или Егорьевск. ШТ: Пересекаем шоссе по пешеходному переходу (ZEBRA+BUS) и почти сразу сворачиваем с шоссе налево. Дальше в точке X21 снова поворачиваем налево, а потом вместе с улицей направо.
21.8км (STELA). Стела, посвященная добыче фосфоритов. С другой стороны – стадион.
21.95-22.05км (X23-X24). Налево по улице поселка и при первой возможности снова направо, на тропу.
22.25км (X25). ТШ: Тропа вливается в дорогу. Нам дальше по ней. ШТ: Свернуть левее, по тропе.
22.6км (RODNIK1). К юго-востоку от дороги (ТШ слева/ШТ справа) родник. Место отдыха и набора воды. Там же озеро в старом карьере, заросшее ряской.
22.75км (X26). Сложный перекресток пяти дорог. Нам ТШ налево/ШТ направо.
Дорога идет по сосновому лесу на возвышенности, затем спускается в долину Медведки (ТШ).
23.45км (X27). Т-образный перекресток. Нам ТШ направо/ШТ налево. Рядом забавный бугор.
23.9км (MEDVEDKA). Старый мостик через р. Медведка. Бревна скользкие!
До и после мостика тропа идет в высокой траве и местами заболочена.
24.6км (RODNIK2). ТШ слева/ШТ справа от тропы – родник в овраге. Рядом уютное место для ночевки.
24.65км (X28). Т-образный перекресток на небольшой поляне. ТШ: Тропа выходит на дорогу. Нам по ней направо. ШТ: От дороги налево уходит слабозаметная заросшая тропа. Нам по ней.
24.95км (X29). Развилка дорог. ТШ: Справа сзади приходит дорога. Нам прямо. ШТ: Основная дорога уходит правее. Нам по левой дороге.
25.4км (REST4). ТШ налево/ШТ направо назад отходит дорога к северной оконечности озера “Байкал”. Там есть хорошее место для отдыха и ночевки.
26.35-28км (X30-X35). На этом участке маршрут проложен углами по дорогам в сосновых посадках. Правые и левые повороты чередуются.
28км (X35). Поворот к месту отдыха и купания на берегу “Байкала”. Есть стол.
28.05-28.1км (X36-X37). Направо и сразу налево.
28.1км-29.4км (X37-X40). Прямая просека по плавным сосновым холмам. В точках X38 и X39 – пересечения с дорогами под острым углом. Сосны растут стройными рядами. Осенью там очень много маслят. Хотя стоит ли собирать их, выросших на обогащенной фосфатами почве, – вопрос.
29.4км (X40). Развилка дороги и просеки под острым углом. ТШ: Нам дальше по дороге. ШТ: Нам левее, по просеке.
29.6км (X41). Развилка. Надо держаться ТШ левее/ШТ правее.
29.85км (X42). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее.
29.95км (GORN-OZERO). Дорога поднимается на вершину холма (с восточной стороны – сквозь выемку). В 50 метрах к югу – прекрасное место отдыха: поляна с видом на горное озеро, блестящее внизу.
30.35км (CAR). Забавный артефакт: ржавый сожженный автомобиль на просеке.
30.95км (X43). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее. Песчаная дорога все идет через ровные ряды сосновых посадок. Ее регулярно пересекают другие такие же дороги – просеки в посадках.
32.15км (X44). Перекресток, на котором надо повернуть ТШнаправо/ШТ налево.
32.6км (PERESHEEK). Перешеек между озерами – ворота фосфоритных карьеров. Здесь граница между ними и лесом у Шиферной. На озерах можно купаться. Много мест для отдыха и ночевки.
33.25км (RUCH). Тропа пересекает ручей в овраге. Здесь можно набрать воды, если ручей не пересох.
33.25-34.95км (RUCH-X45). Тропа идет по прямой просеке, пересекая в точке ZD3 (34.7км) местную ж/д ветку. На тропе встречаются заболоченные места, а после сильных осадков, судя по рассказам, некоторые участки могут быть даже подтоплены.
34.95км (X45). Развилка. Основная, она же маркированная тропа ТШ уходит с просеки налево/ШТ приходит на просеку справа.
35.45-36.65км. Маршрут проходит по хорошей грунтовой дороге.
36.45км (X46). Развилка на границе микрорайона “Коммуна”. ТШ: Входим в поселок. ШТ: Входим в лес.
36.65-37.05км. Маршрут проходит по улице поселка.
37.05км (X47). Надо пересечь под острым углом улицу и двигаться дальше вперед.
37.07-37.2км (X47-X48). Маршрут проходит по тропе, срезающей угол между улицами.
37.2-37.35км (X48-X49). Идем по улице параллельно железной дороге. В точке X49 – табличка с информацией о маршруте и ТШ начало/ШТ конец маркировки.
37.4км (SHIFERN). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Шиферная, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Конец маршрута. Касса на островной платформе (на Москву), магазин есть в 200 м от противоположного конца платформы. ШТ: Начало маршрута. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы, перейдите, если надо, на левую сторону (если Шиферная – не конечная остановка для электрички, то переходить не надо) и выйдите по тропинке на улицу поселка. Будьте осторожны: на ж/д левостороннее движение!
Догнать и перегнать
Сегодня Лопатинский фосфоритный рудник выглядит памятником советской эпохи и своеобразным кладбищем для когда-то передовых железных монстров. Между тем во времена СССР это было успешно функционирующее месторождение, где добывалось сырьё для получения сельскохозяйственных минеральных удобрений. Рудник расположен в 90 километрах к юго-востоку от Москвы и занимает обширную территорию между городами Воскресенском и Егорьевском. Он имеет форму ромба с вершинами в посёлках Лопатинский и Фосфоритный и в деревнях Максимовская и Берняково. Здесь было открыто крупнейшее в Европе месторождение ценных полезных ископаемых — фосфоритов, уникальное тем, что они находились на небольшой глубине и их можно было добывать открытым способом. Изначально месторождение называли Егорьевским, геологоразведочные работы здесь велись с 1922 года, а промышленная эксплуатация участка стартовала в 1932 году. Общие запасы фосфоритов оценивали в 375 миллионов тонн, они располагались на площади 350 квадратных километров. Образование этих фосфоритоносных отложений относится к концу юрского — началу мелового периодов мезозойской эры (то есть им от 120 до 150 миллионов лет), когда это место было дном древнего океана. В породах сохранились раковины моллюсков и части скелетов морских рептилий. Постепенно количество работающих на месторождении предприятий выросло до восьми. Для добычи выкапывали пятикилометровые карьеры. После выработки каждый карьер выравнивали и засаживали деревьями. Таким образом создавался уникальный ландшафт — огромные гряды отвалов, перемежающиеся с ровными полосами леса. Наиболее активные работы велись в 1960-е годы — когда партийные чиновники провозгласили лозунг, что советское сельское хозяйство должно догнать и перегнать американское, и стране требовалось большое количество удобрений.
Лопатинский фосфоритный рудник
Если честно, в жизни и карьер, и отвал фосфогипса смотрятся гораздо менее впечатляюще чем на фотографиях. Но если вы оказались рядом, можно заехать и посмотреть.
Лопатинский фосфоритный рудник это большой песчаный карьер с такой же огромной перерабатывающей техникой. Огромная старая заброшенная машина и ржавая железная дорога придают пейзажам оттенок постапокалиптичности. В принципе, больше смотреть здесь не на что, вокруг только песок, сосенки и елочки.
Координаты:
Фосфогипсовый террикон у Воскресенска: 55.324073, 38.748286
КПП рудника ЗАО «Кварцит»: 55.268056, 38.816111
Cам песчаный карьер и техника: 55.267323, 38.849433
Лопатинский рудник, Фосфоритный, абзетцеры. Часть 2.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Ночлег и отдых в селе Нижний Мамон
Фотограф Артём Задикян рассказывает… Ведомственный дом отдыха «Опалиха» Минсредмаш СССР
Кондуки, Романцевские горы, Ушаковские карьеры
Их погубила баллистическая ракета?
Дом отдыха «Опалиха»
Пеликан на кладбище «Быково»
Интересные места в Московской области еще остались. Одно из таких мест – окрестности поселка Фосфоритный в Воскресенском районе. Здесь находятся Лопатинский рудник, многочисленные карьеры и абзетцеры – гигантские экскаваторы.
Читайте интересные статьи по меткам: Лопатинский рудник и кладбище
Начало ЧАСТЬ 1.
Вернемся к окрестностям Фосфоритного. Сам поселок – окраина обширной территории, которую условно можно назвать заброшенными карьерами Лопатинского рудника. Форма этой территории примерно напоминает ромб с вершинами в поселках Фосфоритный, Лопатинский и в деревнях Берняково, Максимовская. Лопатинский рудник и его окраина – поселок Фосфоритный – место интересное. Рельеф экзотичен: белые песчаные пустыни, местами красноватые, желтые и темно-серые барханы.
(Фотографии при клике открываются в отдельном окне)
Говорят, что именно здесь снималась часть фильма «Кин-дза-дза». Мы не удержались и сделали фотографии «по мотивам» фильма.
Вокруг лабиринт карьеров, песчаных гор, маленьких озер и речушек. В подробностях это не обозначено ни на одной карте. Вдумайтесь, всего в ста с лишним км от Москвы вы можете почувствовать себя путешественником-географом! Причем рельеф постоянно меняется, т.к. он рукотворен, и эта игра в приключения в неизведанном месте бесконечна!
У любителей приключений территория Лопатинского рудника прославилась абзетцерами – гигантскими многоковшовыми экскаваторами.
Абзетцер (немецкое Absetzer) – цепной многоковшовый экскаватор для переукладки мягких и рыхлых пород в отвалах.
«Многоковшовый экскаватор – удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов – двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать “приставным” шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой – путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.
Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый желоб, по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой, были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути. По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько. По третьему – грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова – медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону, и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км) параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров. Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами, получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.
Комплекс этих мероприятий привел к созданию невероятного ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды – высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет. Увеличивается не только возраст, но и высота, и вот, мечта друида – огород становится настоящим лесом! Для полноты картины необходимо учесть, что рудник, по большей части, заброшен, а многие старые карьеры и другие техногенные впадины затоплены. В результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озер с песчаными берегами и чистейшей водой, большая часть которых, вдобавок, не обозначена ни на одной карте». Источник.
Интересно, что на месте, где работали гигантские абзетцеры, 150 млн. лет назад находилось древнее море. В нем жили другие монстры, например, хищные ихтиозавры.
«В 80-е и 90-е годы здесь находили очень красивые раковины аммонитов, часто с сохранившимся перламутром. В коренных отложениях можно было обнаружить скелеты морских рептилий – ихтиозавров, плиозавров и плезиозавров. Отдельный фрагменты их скелетов – позвонки, фаланги пальцев конечностей, фрагменты ребер – попадались и в отвалах. Отвалы проходили через огромные роторные экскаваторы и хрупкие окаменелости разрушались, но все-таки большое число аммонитов, белемнитов и даже костей ящеров каким-то образом сохранялось.
Фосфоритовые слои относились к волжскому ярусу верхней юры. Карьеры Лопатинского рудника славились, прежде всего, своими аммонитами. Чаще всего там попадались ребристые раковины аммонитов рода Virgatites. Встречались и другие аммониты – Kachpurites, Craspedites, Dorsoplanites Местами юрские глины были перекрыты меловыми отложениями и иногда в отвалах попадались очень редкие в Подмосковье раковины меловых аммонитов.
Но в конце 90-х разработка фосфоритовых слоев была закончена. Карьеры закрылись, началась их рекультивация. Большая часть карьеров была засыпана песком и засажена елочками и соснами. Часть отвалов остались под открытым небом и в течение полутора десятков лет постепенно зарастали. Заброшенные отвалы юрских глин, фосфоритов и песков – горы черного и желтого песка, представляли собой удивительное зрелище. Это была единственная в наших краях антропогенная пустыня. Но постепенно природа взяла свое.
Сейчас юрские глины покрыты плотным ковром мхов и трав, а окаменелости, оказавшиеся на поверхности отвалов и в приповерхностных слоях, или собраны палеонтологами и проходящими практику студентами, или разрушены атмосферными осадками, бактериями и мхами.
На разных карьерах ситуация немного отличается – где-то искать совершенно нечего, где-то изредка еще попадаются небольшие аммониты, ростры белемнитов, фрагменты зубов юрских акул. Но эти находки редкие, единичные и с каждым годом вероятность найти что-либо все ближе к нулю. Единственный шанс найти что-то интересное – копать отвалы, но здесь слишком велика вероятность ошибки – трудно определить стоящий отвал, внутри которого находится достаточное количество целых раковин аммонитов». Источник.
Как добраться до этих экзотичных мест? Доверимся бывалым людям.
«В целом. Лопатинский рудник расположен примерно на равном расстоянии от Москвы и Рязани чуть к востоку от города Воскресенска, что в Московской области. К разным частям рудника удобнее добираться с разных сторон и разными способами. В данном случае мы рекомендуем исключительно пеший вариант перемещения, поскольку именно так, с нашей точки зрения, удастся в полной мере прочувствоваться духом местности.
На своих двоих. От Москвы до пл. Москворецкая – электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Голутвин и Рязань. От платформы идти в генеральном направлении на восток, вверх по течению речки Семиславки. Всего ходу до начала карьеров около 5 км по нормальной лесной дороге с колеей. Дорога, уже в лесу, пересекает Семиславку дважды, потом вливается в бетонку, служащую в данном месте условной границей рудника. Последний уцелевший экскаватор – по бетонке направо (на юг) где-то в полукилометре. Существует также отличная тропа (гораздо более приятная, чем дорога от пл. Москворецкой) от поселка Строителей (близ пл. Цемгигант, конечная остановка автобуса №4), однако найти ее сложнее. Кроме того, есть тропа из окрестностей станции Шиферная (больше электропоездов), но она проходит севернее и по ней попадать к последнему экскаватору менее удобно.
Общественным транспортом. От Москвы до пл. 88-й км – электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Вoскpесенск, Шиферную, Голутвин и Рязань. Оттуда пешкoм дo автoвoкзала (пo хoду пoезда напpавo через мост и впеpед). Далее автобусом №24 “Воскресенск – Фосфоритный”, в ходу буквально круглые сутки (с 4 утра до 10 вечера), около 30 рейсов в день. Также можно воспользоваться автобусами №22 “Воскресенск – Ёлкино” и №37 “Воскресенск – Ёлкино – Медведка”, каждый из которых очень удобен, но имеет лишь по 4 рейса в день. Также на станции Воскресенск можно пересесть на электропоезда кольцевого направления, следующие в Егорьевск и Куровскую (в сумме около 8 отправлений в день), до остановок Лопатино, Берендино, Хорлово, Рудниковская – по выбору. Далее пешком. Повторимся, приятнее и полезнее идти пешком с самого начала (см. выше).
Личным транспортом. Автомобильные дороги подходят как со стороны Воскресенска, так и со стороны Егорьевска. К последнему уцелевшему экскаватору следует двигаться от деревни Ёлкино через Новочеркасское, далее в генеральном направлении на запад – юго-запад, по бетонке приемлемого качества. Объект расположен чуть к югу от уреза 112,8 на речке Семиславке, пока виден издалека». Источник.
Вернемся к поселку Фосфоритный. Въехав в него, и вспоминая карту Google, начинаешь искать глазами песчаный карьер и озеро в низине. И не находишь. Почему? Потому что обычный карьер – это яма в земле, а карьер в Фосфоритном – это, по меркам Подмосковья, исполинская гора, заросшая деревьями, преимущественно соснами. Обычное озеро находится… где. правильно, в низине. А озеро в Фосфоритном находится на вершине исполинской песчаной горы, в искусственной плоской воронке, напоминающей осыпавшийся вулканический кратер. Экзотика!
Забраться на эту гору на внедорожнике реально. Она же большая, и контролировать весь периметр круглосуточно затруднительно.
Есть официальный заезд. Там нам не рады. Наши небольшие деньги не нужны. Обещают стрелять. На предложение водки не реагируют.
Есть неофициальные заезды. Там стоят самопальные шлагбаумы. Иногда их вскрывают и так бросают. Можно заехать. Можно на обратном пути столкнуться с тем, что охрана заперла этот вскрытый шлагбаум. Или охрана у него дежурит.
Есть дикий заезд. Вершину видно? Видно! Значит, есть направление. Остальное решает высокий клиренс, малые свесы кузова и силовой бампер. Именно так мы и забирались на эту гору (террикон) рядом с поселком Фосфоритный. Специфика заезда в том, что засесть насмерть шансов мало. Скорей всего, даже крепко севший джип при таком уклоне обратно сам выберется. Просто свалится вниз под своим весом. Если только не упал на бок или не провалился в подземную полость, которых здесь навалом.
Примерные GPS координаты карьера в Фосфоритном: 55°19’30″N 38°55’2″E
Ученые утверждают, что фосфориты не представляют опасность для здоровья человека только, если они передозированы в качестве удобрений для растений, и человек питается этими растениями систематически. Однако, в Интернете не утихают жаркие споры касательно того является ли песок в Фосфоритном опасным для здоровья человека или нет, коррозирует ли от этой химии кузов автомобиля, можно ли купаться в этом рукотворном озере и т.п. Ведь озеро посередине карьера – технологическое. В него идет жидкая пульпа (отходы, пустая порода) от фосфоритов. Обилие труб делает пейзаж техногенно-природным.
Валяющиеся по краям карьера ржавые трубы – не металлолом, а часть технологического процесса! По мере поступления породы с водой по трубам, наращивается и техническое озеро и масса песка по берегам. Соответственно повышается общая высота этого сооружения. Трубы засыпаются. Для того, чтобы процесс не останавливался, придумали два дублирующих друг друга трубопровода. Трубы поочередно перекладывают по обеим сторонам берега. Поэтому, кажется, что они валяются никому не нужные, на самом деле их разбирают. Просто сначала действует один трубопровод, наращивает массу своего берега, а потом включают другой. При этом тот, что уже отключен, разбирают и перекладывают повыше, чтобы он в песке совсем уж не утонул. Так что валяющиеся по краям пустыни трубы совсем не металлолом, а настоящий инопланетный индустриальный пейзаж из мельчайшего бело-серого песка и ржавых труб, по которым когда-то шли грунтовые отходы после изъятия полезных ископаемых.
Является ли это удивительное место экологически опасным? Не знаем. Пока живы. Красота неописуемая. Но возможно, эта красота требует жертв.
Кстати, фосфор не только светится, он еще и необходимый элемент питания, без него растения гибнут. Фосфор ускоряет и улучшает цветение, способствует его обилию и продолжительности, ускоряет развитие корневой системы. При недостатке фосфора листья многих растений приобретают серо-зеленую или красноватую окраску, нижние листья желтеют и буреют, а затем отмирают. Развитие растений замедляется, их созревание затягивается, они имеют угнетенный вид. Крайне необходим фосфор молодым растениям. Возможно по этим причинам, озеро на вершине песчаной горы в Фосфоритном активно зарастает зеленью. Как и соседний пруд внизу горы.
Мы не удержались и устроили пикник. Светиться от фосфора не стали. Зеленью, как озеро, не заросли. Машины потом тщательно отмыли, принеся жертву страхам коррозии под воздействием таинственных химических веществ. Сами? Ну сами тоже дома помылись. Мы ж цивилизованные люди!
Белый песок Фосфоритного вспоминается промозглой московской зимой.
Всего в нескольких километрах от белой пустыни Подмосковья в Фосфоритном находится желтая пустыня – Хорлово.
Ехать туда специально нет смысла, а вот заехать по пути из Фосфоритного можно.
К сожалению, значительное количество мусора в окрестностях Хорлово сильно портит эстетическую ценность этого места.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Фото абзетцеров взяты из источников: , , .
Читайте интересные статьи по меткам: Лопатинский рудник и кладбище
Интернет-СМИ «Интересный мир». 07.07.2013
Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи! На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир»
продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на
карту Сбербанка: Visa 4276400051181130
Ширяева Лариса Артёмовна.
Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек:
410015266707776
. Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.
Tags: Лопатинский рудникМосковская областьРоссия
Рассказ о поездке на Лопатинский рудник
Играет: | Joe Satriani – Starry Night |
90 фотографий и слайдов, 18 мегабайт
Информационная справка Несколько сот милиионов лет назад на месте нынешней Московской области простиралось море, в котором среди прочей живности обитали хищные рептилии и причудливо скрученные в раковины аммониты. Те времена давно прошли, о них напоминают лишь меловые отложения, которые выходят на поверхность недалеко от Москвы, создавая удобные условия для добычи фосфоритов.
Лопатинский рудник является частью Егорьевского фосфоритного месторождения. Месторождение открыли в двадцатых годах прошлого века (в то время велась активная разведка), и уже в 1932 году началась добыча. Уникальность заложения заключалась в мягкости пород и поверхностном типе заложения, которое не требовало рытья шахт, однако обуславливало применение специальной техники для добычи – циклопических размеров многоковшовых экскаваторов (“абзетцеров”).
находки Лопатинского рудника – фото сайта ammonit.ru
Абзетцеров бывает великое множество – выбор той или иной модификации диктуется условиями добычи. В Егорьевском месторождении использовали три вида и если вы родились не в шахтерском городке, сейчас вам станет интересно.
Первый вид абзетцеров двигался на гусеницах. Представьте себе махину высотой с добротный трехэтажный дом, которая движется подобно танку. Впечатляет? Второй вид был еще круче – это был пятиэтажный дом, достигавший в длину 150 метров, двигавшийся по рельсам, и вдобавок снабженный путепередвигателем для самостоятельного передвижения рельс. Третий вид был поскромнее – 6-7 метров в высоту (чаще всего это так называемый “драглайн” – однковшовый экскаватор), но этот малый был снабжен шагающим ходом.
Посмотреть на всю эту невероятную технику – было первой причиной за которой мы собрались на Лопатинский рудник.
Вторая причина заключалась в уникальном ландшафте тех мест. Тут стоит сказать несколько слов о том, как происходит добыча фосфоритов многоковшовыми экскаваторами. Карьер рудника это длинная (от 0,5 до 5 км) глубокая ступенчатая траншея, по одной из ступеней которой движется абзетцер (либо гусеничным ходом, либо проложены рельсы). Параллельно ему проложен второй ряд рельсов – по ним движется вагонеточный состав. “Многоковшовым” абзетцер называют по той причине, что в своем составе он имеет многоковшовую ленту, которая вскрывает относительно мягкую породу и по длинной стреле (до 70 метров) сбрасывает их в вагонетки состава.
фото с сайта dustyroads.narod.ru
Достигнув конца траншеи, абзетцер вместе с рельсами переходит на параллельную сторону карьера и добыча начинается с начала. В результате такой разработки получались длинные параллельные трашеи, шириной от 50 до 100 метров, глубиной до 50 метров и протяженностью до 5 километров. После выработки, карьер затапливали, а его берега засаживали параллельными рядами сосен. Иногда карьеры засыпали, образуя обширные песчаные поля, которые также засаживались ровными рядами сосен.
Можете себе представить насколько невероятный ландшафт сформировался за 70 с лишним лет добычи? – Десятки глубоких параллельных друг другу вытянутых озер с кристалльно чистой водой, ровные ряды высоких сосен, и все это, если взглянуть на спутниковую карту, расположено в невероятном геометрическом рисунке! Все это делает Егорьевское местопрождение одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье.
Сегодня Лопатинский рудник по большей части заброшен. Многие старые карьеры засыпаны, или затоплены. Техника брошена, заржавела и большей частью разобрана и вывезена. Фосфориты в основном добывались для нужд сельского хозяйства, и с развалом СССР данный вид удобрений оказался невостребованным по причине повсеместной стагнации посевных работ. Семь из восьми карьеров закрылись, последний оставшийся сегодня используется для добычи песка и тоже уже находится за гранью вымирания. —
Наши приключения Уже не вспомню как родилась идея побывать на Лопатинском руднике. Я и о месте-то таком не слыхивал. Но помню, что когда впервые увидел фотографии гигантских стальных рудодобывающих монстров в справочнике достопримечательностей Подмосковья, загорелся все это увидеть своими глазами.
Идея несколько месяцев то возникала на повестке, то забывалась, ждали подходящей погоды. И вот такой день настал. Светило яркое солнце, воздух прогрелся настолько, что можно было купаться. Календарь показывал 8 мая, шел 2010-й год.
Как обычно, никаких особых предварительных приготовлений – посмотрели карты, наметили маршрут, забросили в машину фототехнику и направились в сторону Воскресенска. Собралось нас трое – Макс, Маша и я. В тот день ранним утром я купил новый широкоугольный объектив – Tokina 11-16 f/2.8, лучшего случая обстрелять технику было и не придумать.
Было не до конца понятно как пробиваться на территорию карьера, поэтому всю дорогу пока Макс крутил баранку я с телефона гуглил карты. Решено было добраться до Воскресенска, въехать в город, проследовать до его южной окончености и попробовать попасть на территорию заброшенных карьеров через микрорайон “Южная часть” и деревню “Новоселки”. Дорогу до места назначения частично опущу – ничего интересного )
Воскресенск оказался очень нестандартным городом, что и обусловило некоторые сложности при возвращении обратно (указатели на Москву отсутствуют как вид). Воскресенск расположен на реке Москве, в 80 км к юго-востоку от столицы. Город имеет сложную планировочную структуру, состоящую из шести обособленных жилых образований, разделённых промышленно-складскими зонами, транспортными трубопроводами и притоками Москвы-реки. Промышленных образований не просто много, а невероятного много, весь город буквально напичкан химическими заводами.
Проезжаем город, минуем последний железнодорожный переезд и.
. поскребывая днищем машины по колдобинам и почти “на брюхе”, мы выбираемся на широкую карьерную дорогу, по которой время от времени проносятся МАЗы, и делаем нашу первую остановку.
Обратите внимание, на спутниковом снимке рядом с местом остановки располагается ряд небольших параллельных друг другу “надрезов”, как будто кто-то царапнул когтистой лапой. Это небольшой затопленный карьер.
День стоял погожий и жаркий, поэтому местные дачники вовсю там купались. Мы же с интересом знакомились с первым карьерным представителем. На снимке ниже – вышеупомянутый карьер.
Заполненные водой траншеи перемежаются горками высотой 3-4 метра.
Их облюбовали большущие муравьи, превратив в гигантские муравейники. Мы эту фишку сразу не просекли, поэтому через какое-то время каждый на своей штанине наблюдал от полусотни очень шустрых и больших особей. Это были зверские твари, стоило на несколько секунд замереть, и они уже лезли по тебе, как Суворовцы на штурм Измаила.
Надо ли говорить, что дороги были отвратительные?
Куда дальше ехать мы не знали, однако бегло осмотрев местность приняли, как впоследствии оказалось, правильное решение и двинулись по раскатанной карьерной дороге на север. Такой роскошной спутниковой навигации с красными стрелками, как у вас сейчас, у нас не было ) Вскоре состоялась вторая остановка у непонятного скопления техники и людей, которое оказалось КПП, мы встали на стоянку, как позже выяснилось – уже до самого вечера.
Первое, что встречает тебя на кпп – запчасти. Чем-то напоминает черепа на входе в пещеру людоеда.
А это уже характерный карьерный ландшафт – песок, невысокая поросль и следы больших грузовиков на широких дорогах. Деревья вырастают на местах, где раньше стояла техника, или на засыпанных местах выработки.
Начало затопленного карьера протяженностью несколько километров. Его хорошо видно на спутниковой карте – длинная прямая линия.
Собственно, мы достигли финальной точки маршрута. Где-то совсем рядом должны были стоять гигансткие монстроподобные абзетцеры:
Однако нас ждало разочарование. Вместо абзетцеров мы обнаружили следы выемки грунта.
. и следы когда-то здесь стоявших гигантов.
Позже в сети я прочитал, что их распилили и отправили в утиль.
Вот так выглядели эти “последние из магикан” (сходство пейзажа на фото легко угадывается несмотря на разницу во времени года):
Фото позаимствовано с сайта odintsovo.info
Делать было нечего, своей цели мы не достигли. Однако судя по карте, в нескольких километрах пути должен был быть большой действующий карьер. Сохранялась небольшая надежда, что там найдется что-то интересное.
wild_hedgehogs
Поселок Фосфоритный – популярное место среди любителей экзотики в пределах Московской области. Почему? Секрет популярности прост.
- 56 comments
- —
Я слышал что Кин-дза-дза снималась на Куршской косе. И правда, место очень похожее.
Обо всем об этом
Приветствую! Я живу на Фосфоритном, все места вокруг облазил. Сейчас на 12ом карьере трудятся: абзетцер Takraf ERS710 и НКМЗ драглайн. Также советую посетить Афанасьевский карьер который находится неподалеку от пл. Москворецкая. В этом месте можно наблюдать не только карьерные разработки но и мертвый драглайн (его еще не разобрали) а также старую деревенскую церковь (на месте карьера когда то была деревня). Оч советую заглянуть на wikimapia.com
А вот по поводу окаменелостей — их тут есть в большом количестве (чертовы пальцы), если не знаете где — спросите меня как