Трансмиссионное масло: в чем особенности
Для нормальной работы каждого узла в автомобиле необходимо качественное смазывание всех деталей. Поскольку разные системы и агрегаты работают в разных режимах, то им требуется разная по свойствам и составу смазка. Двигателю нужно моторное масло, а в коробку передач — трансмиссионное масло. Что это за вид смазочного материала, должен знать каждый автовладелец.
Для чего нужна смазка в коробке передач
Трансмиссия любого автомобиля состоит из множества деталей, которые взаимодействуют между собой. Вращаясь на высоких скоростях, поверхности деталей изнашиваются от трения и высоких температур, на них образуются задиры.
Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли лить моторное масло в коробку передач. Из этой статьи вы узнаете о том, в каких случаях и на каких КПП допустимо использование масла для двигателя, а также что нужно учитывать в случае заливки в коробку передач моторного масла.
Группа трансмиссионных масел
Отвечая на вопрос о том, что такое трансмиссионное масло, можно сказать, что это специальный смазывающий состав (жидкость) для защиты деталей коробки передач от избыточного трения, коррозии, перегрева и прочих негативных воздействий. Кроме того, масло снижает уровень шума, возникающего во время работы КПП.
При этом масло для трансмиссии отличается от моторного. Изготавливается такая смазка из минеральных или полусинтетических основ с добавлением в них присадок, содержащих хлор, серу, фосфор, дисульфид. Все это нужно для придания жидкости необходимых свойств, таких как:
- стабильность химического состава на протяжении всего срока хранения или работы;
- минимальный ущерб резиновым деталям КПП;
- низкий уровень пенообразования;
- необходимый уровень антизадирного и антикоррозийного действия;
- высокий порог значений вязкости и рабочих температур.
Классификация трансмиссионных масел
Трансмиссионное масло классифицируется, в первую очередь, по степени вязкости. Здесь можно выделить три основные группы, которые маркируются буквами SAE (международный стандарт):
- SAE-85W Это густое масло, больше предназначенное для использования в теплое время года.
- SAE-80W Это смазка, имеющая среднюю вязкость и предназначена для круглогодичного использования.
- SAE-75W В эту группу входят полусинтетические и синтетические масла. Используются зимой или круглогодично.
Что же касается коробок-автомат, то в них используются особые жидкости (типа DEXRON и т.п.). Они также имеют разные эксплуатационные характеристики. В обоих случаях (как применительно к МКПП, так и АКПП) смешивание трансмиссионных масел категорически запрещено, чтобы избежать поломки АКПП.
Что в итоге
Учитывая особые условия работы, в коробках передач используются особые смазки – трансмиссионные жидкости. Тем не менее, в коробках передач старых машин советского производства, а также в некоторых новых отечественных моделях допускается в качестве смазки КПП применять обычное моторное масло.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какое масло лучше заливать в механическую коробку передач. Из этой статьи вы узнаете о маслах для МКПП, а также на чем лучше остановить свой выбор с учетом свойств того или иного продукта и условий эксплуатации ТС.
Во многих случаях можно найти более дешевую замену «родной» смазке с такими же эксплуатационными характеристиками. Однако, учитывая то, что полная или частичная замена масла в КПП делается не так часто, как в двигателе, лучше использовать рекомендованные заводом-производителем оригинальные продукты.
Как выбрать наиболее подходящее масло в коробку передач: синтетика, полусинтетика или минеральное масло в КПП, вязкость, GL-4 или GL-5. Полезные советы.
Выбор масла для механической коробки передач: виды трансмиссионных масел, особенности и отличия. Какое масло лучше заливать в МКПП, что нужно учитывать.
Нужна ли замена трансмиссионного масла в механической коробке переключения передач, почему масло МКПП лучше менять и когда выполнять такую замену.
Моторное масло вместо трансмиссионного: можно или нельзя залить масло для двигателя в коробку передач. Отличие масел для ДВС от масла для КПП, рекомендации.
Можно ли смешать масла в коробке передач: что нужно знать, возможные последствия смешивания трансмиссионных масел для КПП. Полезные советы.
Как поменять масло в роботизированной коробке: когда нужна замена, какое масло выбрать, сколько масла нужно в коробку робот. Процесс замены масла в РКПП.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Зачем нужно трансмиссионное масло
Трансмиссионное масло, как и моторное, выполняет широкий спектр задач. Коробка передач – не менее сложный агрегат, чем ДВС. И масло в трансмиссии испытывает столько же солидные нагрузки. Более того, для каждого типа КПП – механики и автомата – необходима своя смазочная жидкость.
В статье разберем, зачем конкретно нужно трансмиссионное масло и какой продукт подойдет для того или иного типа коробки.
Назначение трансмиссионного масла
Масло в КПП выполняет следующие важные задачи:
- смазывает трущиеся детали;
- предотвращает износ узлов;
- снижает ударные нагрузки на детали механизма КПП;
- снижает потерю мощности при преодолении трения;
- защищает детали коробки от коррозии и образования отложений;
- обеспечивает температурный баланс;
- снижает уровень шума от работы зубчатых пар;
- сохраняет свои свойства длительное время при агрессивной внешней среде
В случае с АКПП трансмиссионное масло также является полноценной рабочей жидкостью. Учитывая конструкционные особенности автомата, смазочная жидкость также охлаждает редуктор изнутри и передает усилия на боковые поверхности зубьев редуктора.
Трансмиссионное масло для МКПП
По сравнению с АКПП механика – более простой механизм. Тем не менее масло для него должно отвечать строгим требованиям автопроизводителей. Важно, чтобы качественная смазочная жидкость обладала следующими характеристиками:
- Высокой сопротивляемостью окислению.
- Максимальной защитой агрегата от задиров и износа.
- Стабильными вязкостными характеристиками при любых погодных условиях в течение всего срока службы.
- Сохранением текучести при низких температурах.
- Высокой температурой вспышки и низкой летучестью за счет качества базового масла.
Подробнее о маслах для МКПП мы рассказали здесь.
При покупке смазочной жидкости для механической трансмиссии необходимо учитывать рекомендации автопроизводителя – они указаны в техническом паспорте транспортного средства. Эти рекомендации в основном основаны на двух ключевых критериях – вязкости по SAE и группе качества по API.
Классификация по SAE
Вязкость масла показывает, насколько масляная пленка будет устойчива в зависимости от температуры. Здесь важно, чтобы масло не густело при низких температурах и не разжижалось при высоких. На конкретные показатели вязкости масла указывает классификация SAE, согласно которой масла делятся на зимние, летние и всесезонные:
Таблица 1. Зимние масла
Минимальная температура, °С
Минимальная вязкость при температуре 100 °C
Таблица 2. Летние масла
Минимальная вязкость при температуре 100 °C
Максимальная вязкость при температуре 100 °C
Сейчас в продаже чаще всего встречаются универсальные масла с двойной маркировкой, например SAE 80W-90, где первое число обозначает зимний класс, вторая – летний.
Классификация по API
Эта классификация основана на эксплуатационных характеристиках смазочных жидкостей. Каждый класс указывает на способность масла обеспечивать защиту подвижных частей от износа. Кроме того, классификация по API учитывает и способность самого масла противостоять вспениванию, окислению и загрязнению.
Согласно классификации API для трансмиссионных масел предусмотрены следующие допуски:
- API-GL-1;
- API-GL-2;
- API-GL-3;
- API-GL-4 (ТМ-4);
- API-GL-5 (ТМ-5).
Подробнее о классификациях трансмиссионных масел, расшифровке маркировок на этикетках, а также о последствиях неправильного выбора смазочной жидкости – в этой статье.
Масло для АКПП
В автомате отсутствуют некоторые условия, присущие моторам. Здесь нет экстремально высоких температур, продуктов сгорания и угара. Однако, есть свои нюансы: детали коробки подвержены износу, поскольку работа многих из них основана на трении с экстремально высоким уровнем давления. Если масло не справляется, то в процессе износа, частицы металла забивают масляные фильтры. Давление рабочей жидкости снижается, износ узлов АКПП ускоряется. Со временем такая ситуация может привести к полному выходу из строя всего АКПП.
Чтобы смазочная жидкость сохраняла свои эксплуатационные качества в течение всего межсервисного интервала, в современных АКПП применяют синтетические или ATF-жидкости со специальными присадками. Они защищают масло от окисления и коррозии, повышают износостойкость узлов и очищают их от загрязнений.
В зависимости от типа АКПП, к маслу предъявляют определенные требования. Современные АКПП бывают в трех конфигурациях:
- ступенчатые (классический гидротрансформатор);
- Бесступенчатые (вариатор);
- преселективные роботизированные КПП с двойным сцеплением.
Для каждого типа АКПП предусмотрено специальное масло.
Таблица 3. Требования для трансмиссионных масел
Для ступенчатых АКПП
Для вариаторов
Для преселективных АКПП с двойным сцеплением
Противозадирные и противоизносные свойства.
Совместимость с эластомерами.
Низкая склонность к пенообразованию.
Высокая стабильность к сдвигу.
Соответствие требованиям DEXRON по снижению коэффициента трения масла по мере снижения скорости скольжения в гидропередаче
Более жесткие требования по антипенным свойствам, стабильности к сдвигу, защите от износа из-за высоких прижимных усилий и способности выдерживать высокое трение в паре «металл–металл» между ремнем и вариатором для предотвращения проскальзывания
Самые высокие требования по износостойкости, защите от коррозии, вязкости и чистоте. Особые требования к фрикционным характеристикам мокрого сцепления в масляной ванне
Подробнее об особенностях масел для АКПП мы рассказали здесь.
Когда менять масло в трансмиссии
Сроки замены масла зависят от типа КПП:
- Механическая коробка переключения передач – не реже, чем через каждые 150 тысяч километров пробега.
- Ступенчатая АКПП – через каждые 30–50 тысяч километров пробега.
- Вариатор – через 40 тысяч километров пробега.
- Роботизированная КПП с двумя сцеплениями – через каждые 50–60 тысяч километров пробега.
Эти показатели – лишь примерный ориентир. В каждом конкретном случае необходимо учитывать рекомендации производителя транспортного средства.
Если пренебречь рекомендациями замены масла в КПП, это приведет к тому, что смазочная жидкость потеряет свои свойства. В результате механизм КПП начнет быстро изнашиваться, участятся его поломки и дорогостоящий ремонт.
Подробнее о нюансах замены трансмиссионного масла мы рассказали здесь.
Для выбора подходящего масла рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или воспользоваться сервисом подбора масла онлайн.
Трансмиссионные масла: роль и важность в работе автомобильной трансмиссии
Трансмиссионные масла: роль и важность в работе автомобильной трансмиссии
В мире современных автомобилей многие элементы требуют постоянного ухода и обслуживания, в том числе и трансмиссия. Одним из ключевых компонентов для надежной и эффективной работы служит специальное трансмиссионное масло. Этот продукт не просто защищает внутренние детали коробки передач, но и оптимизирует ее работу, обеспечивая плавность и точность переключения. Качество продукта и своевременная замена масла для трансмиссий играют важную роль в долговечности и эффективности работы автомобиля.
Какое наливают масло в коробку передач
Трансмиссионная жидкость создана для защиты и обеспечения бесперебойной работы механизмов коробки передач. Ее ключевая функция — минимизация трения между движущимися частями трансмиссии. Такое масло в коробку выполняет следующие опции:
- Создание прочной и долговечной пленки. При правильном выборе масляной смеси, на механизме образуется тонкая, но крайне прочная пленка. Она предотвращает прямое соприкосновение комплектующих устройства при движении, уменьшает износ.
- Сопротивление пенообразованию. В процессе работы, масло в КПП подвергается интенсивному термическому и механическому влиянию, что вызывает пенообразование. Однако хорошая масляная смесь препятствует этому процессу, сохраняя свои смазывающие свойства.
- Охлаждение. Жидкость эффективно отводит тепло от деталей механизма, предотвращая их перегрев.
- Утилизация отработанного материала. После использования качественные трансмиссионные масла безопасно утилизируются с минимальным воздействием на окружающую среду.
- Противозадирный эффект. Купить масло в коробку выгодно, потому что оно образует защитный слой на поверхностях деталей, предотвращая образование задир и минимизируя износ.
- Снижение вибрации шестерней. Такие смазки амортизируют вибрации, возникающие при работе шестерней, что влияет на комфорт езды и продолжительность службы всего устройства.
- Снижение шумовой и тепловой нагрузки. Хорошее модели обеспечивают тишину и способствует эффективному отводу тепла.
Для уверенности в полноценной работе необходимо регулярно проверять уровень масла в КПП.
Трансмиссионные масла: роль и важность в работе автомобильной трансмиссии
Каким бывает масло трансмиссионное
Масло для трансмиссии так же, как и моторное, создается на основе определенного типа базового. Тип сырья определяет многие свойства конечного продукта.
В современной индустрии базовыми типами являются:
- Минеральная основа – в качестве сырья используется нефть. Такая стабильна, но характеризуется ограниченным диапазоном рабочих температур. Имеет хорошие смазывающие свойства, но быстро стареет и требует регулярной замены.
- Синтетическая основа — создана из химических соединений. Эти характеризуются широким диапазоном рабочих температур, имеет отличные смазывающие и охлаждающие свойства, не требует частой замены, но стоимость выше.
- Полусинтетическая основа — сочетает свойства минеральных и синтетических, предлагая хороший баланс между стоимостью и качеством.
Чтобы правильно купить масла трансмиссионные, нужно точно знать вид коробки. Для автоматической применяются синтетические модели с присадками, улучшающими их свойства. Для механической — чаще всего используются минеральные или полусинтетические виды. Существуют и универсальные виды, подходящие для червячных и спирально-конусных КПП крупной силовой техники.
Трансмиссионные масла: роль и важность в работе автомобильной трансмиссии
Как классифицируются масла для коробки передач в международном формате
Распространенной стала классификация по показателю API (American Petroleum Institute). Выделяют такие группы:
- API MT-1: для несинхронизированных механических КПП и редукторов;
- GL-4: для спирально-конических и цилиндрических КПП;
- GL-5: для гипоидных КПП, где требуется высокая прочность смазочной пленки.
Маркировка на упаковке включает в себя код класса и вязкости, что помогает при выборе продукта.
С какой вязкостью лучше купить трансмиссионное масло
Параметр вязкости смазочной смеси важен при выборе продукта. Он указывает на способность продукта сохранять свои свойства при разных температурах и измеряется международным стандартом SAE. Есть классификации, основанные на кинематическом показателе вязкости (например, SAE 75W, 80W), а также классы, рассчитанные на низкотемпературное применение (например, SAE 75W-90).
Перед тем как купить масло в коробку передач важно учесть условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль.
*Комментарий: редакция не несёт ответственности за содержание и мнения, изложенные в статьях со знаком Ⓟ.