Помеха справа правило кто должен уступить дорогу
Перейти к содержимому

Помеха справа правило кто должен уступить дорогу

  • автор:

Помеха справа при проезде перекрестков

Помеха справа

В этой статье речь пойдет о термине «помеха справа», означающем, что требуется уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

В предшествующей статье «Помеха справа при перестроении» было рассмотрено применение правила при одновременном перестроении автомобилей.

Сегодня будет рассмотрено применение данного правила на перекрестках:

Правило «Помеха справа»

Само по себе правило довольно простое: нужно уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Причем уступить нужно лишь в том случае, если траектории транспортных средств пересекаются.

Помеха справа при проезде равнозначных перекрестков

Помеха справа на перекрестке

Рассмотрим пункт 13.11 правил дорожного движения для нерегулируемых перекрестков:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Обратите внимание, данный пункт предполагает, что правило «помехи справа» применяется только на нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог.

Нерегулируемый перекресток — перекресток, на котором:

  1. Нет регулировщика.
  2. Нет светофоров.
  3. Есть светофоры, но они не работают.
  4. Есть светофоры с желтым мигающим сигналом.

Перекресток может быть перекрестком равнозначных дорог в следующих случаях:

1. Явно установлен предупреждающий знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог».

Знак 1.6 Пересечение равнозначных дорог

2. Перед перекрестком установлен знак 2.2 «Конец главной дороги».

Знак 2.2 Конец главной дороги

3. Перед перекрестком отсутствуют знаки приоритета 2.1, 2.3.1-2.5 и пересекающиеся дороги имеют одинаковое покрытие.

Знак 2.1 Главная дорогаЗнак 2.3.1 Пересечение со второстепенной дорогойЗнак 2.3.2 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.3 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.4 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.5 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.6 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.7 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.4 Уступите дорогуЗнак 2.5 Движение без остановки запрещено

Например, перекрестком равнозначных дорог является пересечение полевых дорог или асфальтированных дорог, если на перекрестке отсутствуют знаки приоритета.

И только в том случае, когда и перекресток нерегулируемый, и дороги равнозначные, нужно использовать правило «помехи справа». На практике нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог встречаются довольно редко.

Рассмотрим подробнее возможные ситуации на равнозначном перекрестке:

  1. Белый автомобиль поворачивает направо. В этом случае никому уступать не нужно, т.к. при возможном пересечении траекторий красная машина оказывается слева.
  2. Белая машина едет прямо, красный автомобиль едет по дороге справа и при этом поворачивает направо. Если на перекрестке достаточно места (например, 2 полосы в данном направлении), то можно проехать одновременно с красным автомобилем. Если такой возможности нет, как на рисунке выше, то пропустите автомобиль.
  3. Белый едет прямо, а красный автомобиль едет либо прямо, либо налево. В этом случае нужно пропустить красную машину.
  4. Белый автомобиль поворачивает налево, а красный — направо. Траектории не пересекаются, можно проехать одновременно.
  5. Белый поворачивает налево, а красный едет прямо или налево. Следует уступить дорогу.

Примечание. К нерегулируемым перекресткам равнозначных дорог довольно часто относятся перекрестки с круговым движением. На таких перекрестках правило помехи справа не действует и преимущество имеют автомобили, находящиеся на круге.

Помеха справа при проезде неравнозначных перекрестков

Рассмотрим пункт 13.10 ПДД:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

В данном пункте говорится о том, что если главная дорога меняет направление на перекрестке, то водители должны руководствоваться правилами проезда равнозначных перекрестков, т.е. правилом «Помеха справа».

На перекрестке неравнозначных дорог правило «Помеха справа» применяется только в следующих случаях:

  • Белый автомобиль движется по главной дороге, которая поворачивает направо. Он должен уступить дорогу красной машине, которая въезжает на перекресток по главной дороге и приближается справа. Данный вопрос подробно рассмотрен в статье «Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге».
  • Синяя машина едет по второстепенной дороге, которая «поворачивает» направо. Она должна уступить дорогу оранжевому автомобилю, въезжающему на перекресток по второстепенной дороге и приближающемуся справа. Кроме того, синий должен уступить дорогу и всем автомобилям, въезжающим на перекресток по главной дороге (белому, красному). Данный вопрос подробно рассмотрен в статье «Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге».

Помеха справа в прочих ситуациях

Рассмотрим пункт 8.9 правил дорожного движения:

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Такие случаи встречаются довольно часто и связаны они обычно с разъездом на прилегающих территориях (во дворах, на автостоянках, парковках, рынках и т.п.). В данном случае все просто — водитель должен пропустить автомобиль, приближающийся справа.

В завершение хочу напомнить, что если приоритет регламентирован другими пунктами ПДД, то правило «Помеха справа» не применяется.

Удачи на дорогах!

Рекомендуем также прочитать: Как определить вид перекрестка? Нестандартные перекрестки с круговым движением Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге Прилегающая территория или перекресток? Какой знак главнее: уступите дорогу или движение без остановки запрещено? Приоритет автомобилей, находящихся на круговом движении

А если кто едет с права не было видно в темное время суток без габаритов он ехал кто прав в таком случае и увидел за две секунды до столкновения есть фота ток после совершения аварии

Андрей, в данном случае в ДТП виноваты оба водителя. Степень вины каждого из участников определит суд. И от этого будет зависеть размер страховых выплат.

Удачи на дорогах!

Виноват в ДТП будет водитель, не уступивший помехе справа. Второго водителя может быть штрафанут за фары. Подобные ДТП "решаются" примерно так — всегда ли не включённые фары приводят к ДТП (ответ нет). — всегда ли не пропустить справа приводит к ДТП (ответ да).

"И только в том случае, когда перекресток и нерегулируемый, и дороги равнозначны нужно использовать правило "помехи справа"."

Не совсем верно. Правило помехи справа применяется также и на перекрестках неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление. Водители, въезжающие на перекресток по главной дороге, применяют помеху справа между собой, а водители, въезжающие на перекресток по второстепенным — между собой.

Александр, описанная Вами ситуация регламентируется пунктом 13.10 ПДД:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Удачи на дорогах!

Если транспортное средство едить по трассе (шоссе) через населеный пункт, и переезжает перекресток где когда то стоял знак 2.3.2 Примыкание второстепенной дороги, а в второго водителя который выезжал с второстепенной дороги (с права относительно водителя, который двигался по трассе) был знак уступи дорогу. Но в момент ДТП знаки отсутствовали, были только столбчики на которых они весели. А с другой стороны перекрестка стоит знак 2.3.2 Примыкание второстепенной дороги. Кто не прав? Оба водители местные.

вот недавно обсуждали подобную ситуацию.

Если ранее на дороге перед первым водителем был знак 2.1 Главная дорога, а далее не было: знака 2.2, либо перед очередным перекрестком знака 2.4, либо регулируемого перекрестка, то этот водитель прав, а второй пострадал из-за хулиганов и нерасторопности дорожной службы, не восстановивших знак 2.4. В пользу этого варианта говорит и наличие знака 2.3.2 на противоположной стороне. Второй водитель Правил тоже не нарушил. СК должна оплатить ремонт и ему, потом вернув свои расходы с дорожников.

Поворачивая на право на равнозначном перекрёстке ппроизошло ДТП получается автомобиль он же помеха справа выехал на встречную полосу и врезался в меня т.к у него на полосе стояла машина на габаритных огнях + у него тормозной путь 1 метр а у меня тормозной путь 10 см назад от столкновения на перекрёстке на своей полосе я остановился. Кто виновен в ДТП подскажите пожалуйста ? Перекрёсток без разметки без знаков но машины разъезжаются спокойно

однозначный ответ трудно дать: и Вы должны были уступить (п.13.11 ПДД), и он выполнять маневр только убедившись в его безопасности (п.8.1). Поэтому надо знать точное местоположение аварийного авто относительно перекрестка и смотреть динамику: кто с какой скоростью ехал, в какой момент и где конкретно столкнулись. Вопрос "кто виноват" помогут разрешить: видео с камер, показания водителей и свидетелей.

Подскажите какие аргументы сказать что бы на разборе быть правым просто свидетелей и видеокамер нет

скажем, если тот автомобиль уже заканчивал объезд препятствия, а в это время вы повернули и не дали закончить ему маневр, то Вы никак не будете правым.

Если хотите услышать от кого-то мнение по вашей ситуации, более-менее близкое к истине: нарисуйте и пришлите перекресток, с указанием где конкретно стояло препятствие, где произошло столкновение, какая примерно скорость была у обоих, что отвечали водители в протоколе.

получается автомобиль он же помеха справа выехал на встречную полосу и врезался в меня

Автомобиль1, подъезжая к перекрестку равнозначных дорог, выехав на пересечение проезжих частей и пытаясь совершить поворот направо не пропускает мотоциклиста, который подъезжает к перекрестку справа от автомобиля1, тем самым создавая помеху справа автомобилю1. В результате чего мотоциклист врезается в левую переднюю фару автомобиля и получает увечья средней степени тяжести. Кто виноват, если учитывать, что дорожной разметки на пересекаемых дорогах нет и они имеют "двустороннее" движение при ширине проезжей части

5.5-6 метров, а мотоциклист двигался через перекресток прямо находясь ровно по середине проезжей части. Благодарю.

Денис, ДТП произошло на самом перекрестке или автомобиль уже выехал с него?

Если на перекрестке, то в ДТП виноват водитель автомобиля (пункт 13.11 ПДД).

Удачи на дорогах!

Максим, благодарю за ответ. ДТП произошло на самом перекрестке (пересечении проезжих частей). Водитель автомобиля только выехал на него в момент столкновения. Связано с тем, что на данном перекрестке плохая обзорность и для того чтобы разглядеть помеху справа нужно практически вплотную подъехать к этому пересечению проезжих частей, но многие, ввиду спешки это игнорируют.

В данном случае сомнения вызывал факт движения мотоциклиста по середине проезжей части, а не "как можно правее", как это обычно рекомендуют ПДД.

Максим, схема ДТП по ссылке:

а ДТП у вас случаем не 16.07 произошло??

Денис, ПДД не требуют, чтобы мотоциклисты двигались "как можно правее".

Если ДТП произошло на самом перекрестке, то мотоциклист мог поворачивать направо и в связи с этим траектории движения пересеклись. Нарушения со стороны мотоциклиста я не вижу. Единственное, на что можно обратить внимание, — скорость его движения перед ДТП.

Удачи на дорогах!

Просьба рассмотреть мой случай. Я выезжал прямо со второстепенной дороги на перекресток, при этом главная дорога шла в направлении перпендикулярно моей и поворачивала налево. Справа же к перекрестку со смещением от центра перекрестка и чуть под углом примыкала другая второстепенная дорога. Главная дорога имела 4 полосы, из них одна поворачивала на мою улицу направо, две налево, и одна полоса прямо и налево.Я, выехав на первую полосу дороги, пропустил машины, двигающиеся по главной, и потом продолжил движение в прямом направлении, после чего в меня врезался справа авто, ехавший с другой второстепенной дороги, при этом он не повернул направо,как обязывал знак "поворот направо", а фактически двигался прямо (не забываем его дорога чуть под углом), пересекая все полосы главной дороги. По факту ДТП место столкновения я был на полосе движения главной дороги, но еще не проехал перекресток. По идее, если бы перекресток был ровный-я должен был уступить и кто едет по главной и тем кто справа с другой второстепенной.Но! Я уже оказался на полосе главной дороги. и если бы я стал пропускать помеху справа, то тем самым создал затор тем машинам кто двигался в этой полосе с главной дороги и поворачивал.Инспектор мне сказал,что я должен был пропустить главных, помеху справа, и еще при этом не создавать помех кто подъезжает сзади со стороны главной дороги. Как так? Моё мнение-в данном случае, пропустив главных, и выехав на полосу движения, которая являлась полосой главной дороги, я становился участником движения по главной дороге, т.к. в противном случае моя остановка создала бы помеху машинам, поворачивающим по главной дороге.

инспектор прав. Вы должны были дождаться такого продолжительного "окна" в потоке машин на гл.дороге, чтобы ваш выезд не вынудил их притормаживать (определение "Уступить дорогу"). Далее пропустить въезжающего справа (правило "помеха справа"), причём конфигурация перекрестка значения не имеет. Через какое-то время сзади на главной Вас может догнать авто, который обязан действовать в соответствии с п.10.1 ПДД. (Т.е. он будет вынужден притормаживать не из-за вашего внезапного выезда перед ним, а потому что подъезжая к перекрестку, увидит впереди помеху).

В действиях въезжающего справа вероятно тоже было нарушение, п.8.6.

Здравствуйте , жаль у вас фото нельзя отправить, работает ли данное правило если 2 машины перестроились в один ряд, произошло столкновение задним правым крылом и задним бампером справа первого автомобиля ,и передним левым крылом и передним бампером слева второго . После столкновения оба автомобиля стоят в ряду первый спереди второй сзади. И кто из водителей виноват?

На дороге 3 ряда , сужение в два, левый ряд уходит на лево , знаков регулирующих движение нет , на асфальте в левом ряду нарисована стрелка на лево, первый автомобиль перестраивался из левого ряда , второй по сути уже в нем находился в результате произошло столкновение, первый автомобиль находится впереди, второй сзади, на месте столкновения, расстояние между машинами около 4 метров. Между рядами разметка сплошные линии.

Максим, а кто должен уступать при проезде равнозначных перекрестков в случае, если красный на этом перекрестке разворачивается, а белый поворачивает направо?

Федот, красный уступает дорогу, т.к. в момент пересечения траекторий автомобилей красный оказывается слева от белого.

Удачи на дорогах!

Возникло сомнение по поводу "помехи справа", точнее того, как именно понимать эту формулировку. "Уступить обязан автомобилю, приближающемуся справа". Приближающемуся к чему? К перекрёстку? К месту начала манёвра? Или к точке пересечения траекторий? Формулировка в ПДД достаточно размыта и не однозначна. Вопросов не возникает в обычных, стандартных ситуациях. Но вот если я приближаюсь к перекрёстку, намереваясь проехать его, допустим, прямо вижу приближающийся справа автомобиль, понимаю, что он для меня " помеха справа". Но этот автомобиль начинает манёвр разворота и поворачивается уже правым бортом ко мне, ситуация меняется в корне- уже я нахожусь справа относительно его. И как быть? Кто кому должен уступать?

Необходимо пояснить правила проезда перекрёстков — равнозначных и неравнозначнх.

Начнём с неравнозначных. Под "Уступи дорогу" — уступаем всем (и справа, и слева) — кто находится на ПЕРЕСЕКАЕМОЙ (главной) дороге. Обратите внимание — здесь важно — по какой дороге (главная — второстепенная) автомобиль въезжает на перекрёсток.

Приближающемуся к чему? К перекрёстку? К месту начала манёвра? Или к точке пересечения траекторий? Формулировка в ПДД достаточно размыта и не однозначна.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Теперь видим — на перекрёстке. Теперь видим — не важно, маневрируем или нет. Теперь видим — именно в точке "пересечения траекторий". И не важно — справа или слева автомобиль был изначально — до въезда на перекрёсток.

Здравствуйте, сегодня столкнулся с такой неоднозначной ситуацией. Ситуация не моя, а из видео. Перекрёсток, машина перед автором перестроилась в левую, как выяснилось затем для разворота. Но изначально эту конкретику мы знать не можем, мы видим лишь поворотник. В общем, при выезде на перекрёсток, автор решил обогнать, а авто впереди начало разворачиваться. Виноват автор должен быть, не спорю, но произошла дискуссия, виноват по помехе или дистанции? Помогите определиться, если можно, с обоснованием.

Роман, здравствуйте.

Этот вопрос подробно рассмотрен в статье ДТП при развороте на перекрестке. Автор видео нарушил требования пункта 8.9 ПДД.

Удачи на дорогах!

Максим,а кто должен уступить при проезде равнозначного перекрестка в случится, если красный на этом перекрестке едет по левой стороне прямо а белый остановился на перекрестке тоже с левой стороне чтобы пропустить красного , но слегка вылез на перекресток

Павел-210, хоть я и не Максим, но для начала предложу Вам внимательно прочитать определение понятия "уступить дорогу / не создавать помех" в ПДД. В Вашем вопросе имеется один движущийся автомобиль и один стоящий автомобиль. При такой комбинации участников дорожного движения вообще разговор про "уступить дорогу" не имеет смысла. Вы, видимо, хотели спросить что-то другое. Например, будет ли нарушением требования уступить дорогу, если кто-то остановится, но сделает это слишком поздно и всё-таки перегородит путь имеющему приоритет. Да будет, но не после запоздалой остановки на перекрестке (после такой остановки уже можно вести речь не о помехе, а о препятствии), а ещё до перекрестка в тот момент, когда уже надо было начинать тормозить, а он ещё в носу ковырялся (из-за чего и не смог остановиться перед пересечением ПЧ, а вылез на него).

Ну, и немного пофантазировав на тему, решил дополнить. Если там где-то за красным еще едет синий по соседней полосе, то белый не может возобновить движение, чтобы освободить левую полосу для красного, так как при возобновлении движения будет создана помеха этому синему в следующей полосе. Аналогично, белый не может возобновить движение, если красный принял решение перестроиться правее и проехать перед его носом. Задом двигаться нельзя на перекрестке. Поэтому единственный вариант без повторного нарушения — это убедиться, что синего нет, что красный остановился в своей полосе и ждет, когда белый оттуда уедет, и только после этого возобновить движение и освободить перекресток.

А если перекрёсток закрытый и ничего не видно водителю, кот должен пропустить "правого". Знаков абсолютно никаких нет. Произошло ДТП. Всё равно виноват только выше указанный водитель?

Татьяна-303,водитель обязан соблюдать всю систему правил дорожного движения РФ, а не только все те правила, которые объединяются народным выражением "помеха справа".

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Если интенсивность движения такая, что для того, чтобы увидеть — та самая видимость дороги (всей дороги, а не только своей полосы), нет ли кого на участке, видимость которого перекрыта другими ТС, а также чтобы успеть при необходимости затормозить до полной остановки, скорость должна быть 1 сантиметр в час, значит быстрее скорости улитки в этот момент ему двигаться запрещено. Если же он соблюдает ПДД, то и вопросов "а нет ли там кого, кому я должен уступить" не возникает.

Пункт 8.1 тоже никто не отменял — не убедился, что не создается опасность или помеха — не начинай маневра (это если "помеха справа" что-то типа встречного при повороте налево).

Всё равно виноват только выше указанный водитель?

что означает равнозначный перекресток?

если помеха справа выезжала с дороги, расположенной вдоль частных домов, ширина которой примерно 3,5м, а вторая дорога полноценная 2х полосная.

знаков нет. есть толь уступи дорогу на выезде с другого конца этой узкой улицы.

наталья-365, перекресток равнозначных дорог — перекресток, на котором нет ни главной, ни второстепенных дорог.

Ширина дороги не имеет значения при выборе главной/второстепенной дороги. Значение имеют следующие факторы:

"Главная дорога" — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Поищите указанные признаки на Вашем перекрестке. Если они присутствуют, то одна из дорог является главное. Если этих признаков нет, то на перекрестке две равнозначные дороги.

Действует ли теперь правило «помехи справа» и в каких случаях?

Необходимость пропускать помеху справа объясняется водителям с первых уроков в автошколе. Когда на дорогах еще не было белой разметки и не все перекрестки сопровождались знаками «уступи дорогу», все водители пользовались этим золотым правилом. Однако с обустройством дорожной инфраструктуры люди уже не всегда понимают, в каких случаях можно положиться на это основное правило. Этими моментами пользуются мошенники и подставлялы, которые на паркингах или на многополосных трассах провоцируют небольшие столкновения и затем вымогают деньги. В этом отношении Верховный суд Российской Федерации при разборе ряда дорожных происшествий в течение последних лет выпустил несколько предписаний, кого и в каких случаях считать виновными. Так что же решили судьи в отношении старинного правила «правой руки»?

С правой полосы в левую

Разобраться в ситуации помогает член Ассоциации юристов России Ольга Митева.

Как пишет «Автоньюс», причиной для разбирательства Верховного суда в этом вопросе, стал инцидент на дороге в октябре 2019 года. Водитель Александр Кучмий на своем минивэне Hyundai Grand Starex ехал по Большой Дорогомиловской улице. Перед ним справа с выделенной полосы для общественного транспорта съехал легковой автомобиль Mercedes-Benz. Не ожидавший увидеть на своем пути легковушку Кумчий не успел притормозить и врезался в перестраивающуюся машину.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации действий водителя по части 2 статьи 12.13 или части 3 статьи 12.14 КоАП РФ необходимо учитывать, что преимущественным признается право на первоочередное движение транспортного средства в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, которые не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить участников движения, имеющих по отношению к ним преимущество, изменить направление движения или скорость (пункт 1.2 ПДД РФ).

Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ, например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением, либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения. Правило «помеха справа» здесь не действует.

Тем самым, у других водителей, к примеру, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот, отсутствует обязанность уступать дорогу.

Из двух полос в одну

Аналогичный случай произошел в 2015 году, который тоже стал прецедентным и разбирался Верховным судом. Водитель из города Набережные Челны Республики Татарстан попал в аварию и был оштрафован на 500 рублей за то, что на повороте не уступил дорогу автомобилю, движущемуся в попутном направлении справа.

Подобные ситуации на дорогах очень распространены. Оба авто поворачивали налево. Только один водитель делал это из крайней левой полосы движения, а другой автомобиль ехал по соседней полосе, то есть находился справа.

После поворота дорога сужалась до одной полосы, и водители в общем потоке транспорта были вынуждены пропускать друг друга. Однако двое не смогли выяснить, кто имеет приоритет и столкнулись. Началась судебная тяжба.

Сначала инспектора ГИБДД признали виновным в ДТП водителя автомобиля, который не уступил дорогу «помехе справа». Суды в двух инстанциях поддержали это решение. Однако Верховный суд его отменил.

Оказывается, в рассматриваемой дорожной ситуации так называемая «помеха справа», то есть водитель автомобиля, поворачивающего из правого ряда, не имел преимущества. Так как в соответствие с требованиями пункта 8.5 ПДД, перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, правило «правой руки» здесь не действовало.

Когда пропускать «правых» надо?

Между тем, есть случаи, когда «правило «пропусти помеху справа» действует беспрекословно. При проезде перекрестков равнозначных дорог, где не установлено знаков приоритета, водители пользуются этим основополагающим правилом.

При одновременных перестроениях на многополосных дорогах, водители так же должны пропускать тех, кто пытается переместиться справа.

На круговом движении, когда совершается поворот при въезде на перекресток либо при выезде с него, так же автомобилисты должны предоставлять дорогу тем, кто справа, так как у них приоритет.

На дорогах может возникнуть много аналогичных ситуаций, которые требуют как и раньше пользоваться старым правилом «правой руки».

Данные разъяснения ВС РФ нашли свое широкое применения в судебной практике по рассмотрению административных дел данной категории.

Помеха справа правило кто должен уступить дорогу

Все водители и даже некоторые пешеходы, слышали о том, что на дороге действует так называемое правило «помехи справа». Причем, каждый трактует это правило по-своему. Например, многие считают, что нужно уступать дорогу всем автомобилям, приближающимся справа не зависимо от других условий, что, конечно же, в корне неверно. Так что же такое на самом деле «помеха справа»?

Правило «помехи справа» применяется в двух ситуациях: при одновременном перестроении и при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность проезда не оговорена правилами. По сути, правило «помехи справа» это последнее (а не первое) правило, которое нужно применять на дороге. Последнее не в том смысле, что его не нужно знать, а в том, что применяется оно после других правил.

Кстати, такого понятия, как «помеха справа« в правилах дорожного движения вообще нет.

Одновременное перестроение

В правилах дорожного движения про перестроение говорится следующее:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Рассмотрим все по порядку, т.к. случаев перестроения может быть множество.

1. Вы едете по своей полосе, а автомобиль перестраивается с соседней полосы. Уступать ему Вы не обязаны, независимо от того, движется автомобиль справа от Вас или слева. Можете сделать это только по собственному желанию. Правило «помехи справа» не действует.

2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока автомобили на соседней полосе не закончатся. Правило «помехи справа» не действует.

3. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева от Вас. Автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение. По правилам дорожного движения автомобиль должен уступить Вам дорогу, причем это не зависит от того, куда перестраивается он. Действует правило «помехи справа». Хотя в данной ситуации Вы имеете преимущество, врываться на левую полосу с криком «Ура! Правило помехи справа действует!» не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, что дорогу Вам действительно уступают.

4. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа от Вас. Автомобиль на правой полосе выполняет перестроение. В этом случае дорогу должны уступить Вы. Действует правило «помехи справа».

Обобщенные правила перестроения

На основе всего вышесказанного можно получить обобщенные правила перестроения:

1. Если я не перестраиваюсь, то и уступать никому не должен.

2. Если я перестраиваюсь направо, то уступить дорогу должен всем.

3. Если я перестраиваюсь налево, то меня должны пропустить (могут и не пропустить) только те, кто перестраивается одновременно со мной.

Кто должен уступить по ПДД по правилу правой руки и когда это не работает

В процессе управления автомобилем каждый водитель должен строго следовать правилам дорожного движения. Это повышает безопасность, позволяет предотвратить аварийные ситуации и ДТП. Среди автомобилистов широкую популярность получило понятие «правило правой руки» или «помеха справа». Несмотря на видимую простоту, его применение в некоторых ситуациях вызывает затруднения. Поэтому важно разобраться, когда оно работает, а когда – нет.

Что такое помеха справа и кто по правилам должен уступить дорогу

Сразу после получения водительских прав новичок руководствуется важнейшими правилами езды. Некоторые из них он изучает в процессе обучения, другие усваивает из опыта общения с бывалыми автомобилистами. Правило правой руки является признанным в кругу многих водителей.

Как понять правило

Это понятие скрывает за собой требование, которое обязывает водителя пропустить находящийся справа автомобиль. Несмотря на видимую простоту, его частенько нарушают.

Например, это происходит на больших парковках, где рядами расположены парковочные места, между которыми перпендикулярно проходят проездные полосы движения. Находясь на такой дороге, многие водители чувствуют себя на главной дороге, поэтому игнорируют тех, кто выезжает сбоку с парковочных мест.

На самом деле, по правилам дорожного движения вся территория стоянки является равнозначной. Здесь нет главной или второстепенной дороги. При таких обстоятельствах следует опираться на пункт 8.9 ПДД, согласно которому при пересечении траекторий двух транспортных средств нужно придерживаться правила «правой руки».

Таким образом, водитель на центральной дорожке должен уступить проезд выезжающему со стоянки автомобилю.

Прилегающие территории, жилые массивы и проходящие по ним выездные дороги являются второстепенными по отношению к проходящим мимо городским магистралям. Поэтому здесь водителям, управляющим авто по центральной части, не нужно пропускать выезжающих из прилегающих территорий.

Поворот после пешеходного перехода

Пропускать находящийся справа автомобиль нужно при условии равнозначных дорог.

Когда применяется

Если в городе с помощью дорожных знаков, разметки отмечены все пересекающиеся направления, то никаких трудностей с правилом правой руки не возникает. На практике зачастую водители сталкиваются с непонятными ситуациями, которые могут вызвать кратковременное замешательство. Это усугубляется некоторыми стереотипами восприятия автомобилистов. Например, многие думают, что на Т-образном перекрестке прямолинейное движение имеет преимущество. На самом деле, это далеко не так.

Поворот направо на перекрестке

При сужении проезжей части траектории движения транспортных средств обычно пересекаются. Если параллельно движутся два равнозначных транспортных средства, то одно из них должно уступить дорогу другому.

При отсутствии знаков и разметки здесь могут возникать непонятные ситуации. Нередко водитель левой полосы чувствует свое преимущество и попросту выдавливает авто справа. На самом деле, здесь нужно ориентироваться на помеху справа, поскольку автомобили находятся в равных условиях.

Правило правой руки работает при отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров, которые определяют очередность проезда.

Правила проезда равнозначного перекрестка

Следует помнить, что трамваи имеют преимущество почти во всех случаях пересечения траекторий транспортных средств. Единственным исключением является их выезд из депо, поскольку здесь речь идет о прилегающей территории.

Таким образом, желательно всегда уступать машинам, которые находятся справа. Чаще всего траектории движения пересекаются на перекрестках.

Есть ли такой пункт в ПДД

Понятие «помеха справа» не прописывается в правилах дорожного движения, поэтому оно считается народным. На самом деле, положения «правила правой руки» описывают целых 3 пункта правил:

    Согласно пункту 13.11 ПДД, придерживаться данного требования следует при проезде перекрестка равнозначных дорог. Исключением является проезд участков с круговым движением. Здесь преимущество имеет то автомобиль, который находится уже на кольце. При этом отсутствие знаков приоритета не имеет значения. В этом случае главное – наличие знака 4.3 «Круговое движение».

Проезд по круговому перекрестку

Правило правой руки и сложные ситуации ПДД

Дорога состоит из участков различной сложности. Например, в городских условиях часто встречаются пересечения траекторий движения нескольких транспортных средств. Для безопасного преодоления некоторых из них следует учитывать помехи справа.

На равнозначном перекрестке

При проезде пересечения равноценных дорог водитель обязан пропустить автомобиль, который находится справа. Это прописано пунктом 13.11 ПДД. Данное положение распространяется только на перекрестки, где отсутствуют светофоры, регулировщики, дорожные знаки, которые устанавливают очередность проезда.

Схема проезда Т-образного перекрестка

Другими словами, правило правой руки действует по отношению к нерегулируемым перекресткам.

Такой тип перекрестка можно определить в следующих случаях:

  • при наличии дорожного знака «пересечение равнозначных дорог»;
  • стоящего на обочине указателя, который обозначает окончание главной дороги;
  • когда нет каких-либо знаков приоритета.

Таким образом, правило помехи справа можно применять на перекрестке в случае, если он нерегулируемый, а пути являются равнозначными. Если здесь присутствуют указатели, знаки, нанесена соответствующая разметка, то нужно при движении ориентироваться на них.

На повороте налево

Помеха справа абсолютно никак не соотносится с поворотом налево или разворотом.

Согласно пункту 13.12 ПДД, водитель колесного транспортного средства при поворачивании налево или развороте обязан пропустить все, что движется навстречу по равнозначной дороге прямолинейно или направо.

Даже водители встречных трамваев должны руководствоваться этим принципом. Таким образом, правила дорожного движения для таких маневров не предусматривают использование понятия «помеха справа».

Поворот налево на дороге

При перестроении

Во время движения по дороге с несколькими полосами автомобиль может менять их. При выполнении перестроения важно соблюдать требования безопасности. Для этого лучше придерживаться правил дорожного движения. При простом перестроении водитель должен пропускать абсолютно все транспортные средства, которые движутся в попутном направлении по определенной полосе без изменения направления.

«Правило правой руки» начинает действовать при одновременном изменении полосы движения двумя автомобилями. Здесь следует пропускать транспортное средство, которое находится справа. При этом не имеет значения, находятся ли авто на одном уровне или одно впереди другого.

Здесь особое внимание уделяется безопасности. Перед выполнением этого действия водитель должен обязательно убедиться в том, что он не создает препятствий и помех для движения другого транспорта. Для предупреждения других нужно обязательно использовать указатели поворота.

Простое и сложное перестроение

Левый автомобиль не может перестраиваться, если это заставит другого водителя резко тормозить или менять направление движения.

Когда не работает

В повседневной жизни водители практически всегда придерживаются «правила правой руки». С другой стороны, бывают ситуации, когда это не действует. Например, на равнозначном пересечении дорог могут оказаться одновременно подъехавшие со всех сторон автомобили. Теоретически, каждый водитель может претендовать на право первоочередного проезда, поскольку слева от него находится другое авто.

Чтобы благополучно разъехаться при таких неоднозначных обстоятельствах, водителям нужно найти оптимальное решение. Здесь кто-то должен уступить, пропуская другого участника движения миганием фар.

Проезд равнозначного перекрестка со всех сторон

Как только один автомобиль проедет перекресток, остальные водители быстро сориентируются и смогут без труда разъехаться в нужных направлениях. Встречные автомобили могут проехать одновременно.

С другой стороны, после проезда хотя бы одной машины разобраться станет легче. Здесь на первый план выходит способность водителей эффективно общаться на дороге.

Таким образом, приближаясь к нерегулируемому пересечению равноценных дорог, нужно быть готовым уступить дорогу автомобилю, который подъезжает справа. С другой стороны, если вы уверены в своем преимуществе, то все равно желательно проявлять определенную осторожность. Восприятие ситуации людей за рулем может не совпадать. Да и не стоит забывать о “правиле трех Д” (Дай Дорогу Дураку), которое часто спасает жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *