Как сделать чтобы радио не шипело
Перейти к содержимому

Как сделать чтобы радио не шипело

  • автор:

Борьба с помехами FM радиоприему. Информация к размышлению. Часть 1

Вкратце опишу проблему, точнее постановку задачи.
2008 год. На смену честно и достойно прослужившей отцовской «классике» 21011 была приобретена новенькая Лада 2111. Сразу же встал вопрос – магнитола. В прошлой машинке стояла простенькая немецкая магнитола Ford 2000 + активная антенна на лобовом.
Приобрел бюджетную JVC и активную антенну на лобовое стекло. Подключил, установил – все работает. И сразу же возникли сомнения, а точнее нарекания к качеству приема в FM диапазоне. При движении возникают шумы, потрескивания, шелесты. Одним словом — слушать можно, но немного напрягает. По призвукам достаточно четко отслеживаются проезды под ЛЭП, трамвайными и троллейбусными сетями. Иногда можно отследить шелест в такт с поворотами, стопами и другими потребителями, немного слышно включение насосов омывателей стекла.
И это на новом авто, с заводской радиоподготовкой. По причине отсутствия времени и пустяковости проблемы — ее решение отложено было до лучших времен. И вот, в этом году решил все-таки «добить» тему!

Перечислю практически все, что делалось, но не дало ни малейшего положительного результата:
— добротная масса на магнитолу;
— установка качественного и толкового фильтра по питанию магнитолы;
— подвод питания с разных цепей (АКБ, ЧЯ, ЭСУД);
— замена магнитолы и антенны (в различных сочетаниях – 3 разных магнитолы, 3 антенны);
— питание магнитолы и антенны от отдельного АКБ (с изоляцией и без от массы авто).
Вывод — помеха однозначно не по цепи питания.
Описания проблем, подобных моей не раз приходилось слышать и читать от владельцев авто упомянутых в начале статьи. Типичным решением было одно – врезная антенна на крышу авто – проблема уходила. Просверлить крышу и установить антенну не проблема, но как-то пока не очень хотелось бы!
Появился интерес и желание докопаться до сути, точнее до источника помехи. В том, что он «живет» в авто сомнений уже не было. Тем более, что на чуть старших 2110-12 (с панелью старого образца) этой проблемы нет, в принципе!
Классические подходы в электронике и радиотехнике предполагают приоритет борьбы с источником помех.

В результате поисков, тестов почти сразу же было замечено, что проблема исчезает при заглушенном двигателе (движение «с горки» накатом). Потом был "отсечен" еще один важный и весомый сегмент – сам двигатель с генератором, зажиганием, впрыском, датчиками – ЭСУД, одним словом. При включенном зажигании и не заведенном движке и движении с горки накатом – проблема помех во все красе, стабильная и уверенная.
Очередной «контрольный заезд» — зажигание включено, ЭСУД обесточена. Помеха в наличии.
Обесточены сигналка, ИММО. Безрезультатно! Остались «необследованными» приборка и САУО.
И вот результат: виновник всего САУО 2170-8128020.

Источник помех

САУО нового образца, такой же, как на Калинах и Приорах. Плюс ко всему еще и расположенный практически над/под, одним словом, рядом с магнитолой.
Отсоединение от его разъема жгута – и чудо – характерных помех приему в FM диапазоне практически нет!
Поверхностный осмотр с ревизией цепей питания пока результатов не дал.
На данный момент под подозрением:
— следящий привод и драйвер заслонки отопителя;
— шаговый привод заслонки распределения потоков и его драйвер;
— 2 контроллера на плате
— супрессор по питанию САУО(18В), как ни странно, но весьма реально ! ! !

Как поймать радио, если рядом с приемником звук чистый, отходишь — шипит?

Как настроить радио, если пока стоишь рядом с приемником и настраиваешь говорит чисто, без помех, а отходишь от радиоприемника — шипит?

Явный признак отсутствия антенны. То есть пока держишь приемник в руках, антенной являешься ты сам, а как поставишь, то антенны и нет. Нынешние FM приемники понатыканы практически в любом электронном устройстве. Весьма чувствительны и качественны. Но по той же причине начисто лишены антенны. Изготовители лишь рекомендуют в виде ее использовать наушники. Но без присутствия человека и этот эрзац работает плохо. Значит что? Надо делать антенну. Берем обычные телевизионные "усы". На плате приемника ищем антенный вход. Обычно он зарезервирован и как то помечен. Выводим от него и от массы два проводка. Подключаем антенну и удивляемся расширенному диапазону приема. Однако и здесь незадача. Если поднести к антенне руку, то диапапзон "уходит" — ухудшается или улучшается. Это значит что антенна не согласована с приемником. Мотаем на колечке простое согласующе устройство и в очередной раз удивляемся расширению приема и качеству звука.

Что делать если в машине плохо ловит радио

Радиоприемник в автомобиле – неотъемлемый аксессуар салона машины, без которого поездка может показаться вам скучноватой и монотонной. Для многих водителей радио в машине – хороший «тонизирующий» инструмент поддержания себя в бодром состоянии – радио не дает заснуть и развлекает в ходе длительных поездок.

Но иногда радиола начинает капризничать, неровно или плохо принимает сигнал, шипит, сбивается с заданной частоты, самопроизвольно отключается и включается, работает, то громче, то тише – в общем, начинает раздражать. Почему это происходит, и как вернуть нормальный звук салон авто?

фото 1

Почему радиола плохо ловит радиосигнал?

Не забывайте, что когда автомобиль находится в движении, ему изначально трудно ловить и «удерживать» радиоволну, которая ретранслируется с далекого ретранслятора или подается с маломощного радиопередатчика (проблема многих местных радиостанций). В этом случае качество звучания будет постоянно «плавать» в зависимости от того, где находится в конкретный момент машина – на взгорке или в яме.

Кроме того, на качество трансляции радиосигнала в последние годы все сильнее влияют посторонние помехи, создаваемые вышками мобильных операторов, мощными источниками промышленного радиоизлучения, железобетонными армированными зданиями, даже электромагнитными бурями на солнце.

В этой ситуации ваша радиола будет вести себя по-разному с разными радиоканалами: чем мощнее сигнал радиостанции, тем сложнее забить его помехами. А вот если плохой прием будет наблюдаться на любом из включенных каналов – стоит задуматься о качестве или исправности вашего приемного оборудования на машине.

Как исправить плохой прием радиолы на машине

Как определить причину плохого радиоприема? Есть несколько простых способов, не требующих обращения к специалистам по электрике и радиооборудованию:

Проверка исправности приемной радиоантенны

Внешняя металлическая антенна, установленная на кузове машины, всегда уязвима – ее можно сдвинуть, сложить, повредить или сломать руками, случайным прикосновением твердых предметов при неосторожном проезде узких / низких ворот или гаража. Об нее может удариться птица, ее могут зацепить работники автомойки. Зимой антенну может сдвинуть или повредить сильный снег или наледь.

В любом случае, если сигнал радио стал некачественным, начните с проверки наружной антенны, и в 50% случаев именно она окажется причиной плохого приема и неустойчивого сигнала. Не полностью выдвинутая антенна – еще одна причина возникающих помех и перебоев.

Если при проверке, вы обнаружили, что стрела антенны выдвинута не полностью – ее можно аккуратно выдвинуть самостоятельно. Если она сломана – лучше обратиться к специалистам, которые смогут починить ее, либо заменить. Если тело антенны покрыто ржавчиной, то лучше также заменить ее.

Проверка соединения антенны

Если сама антенна цела, правильно выдвинута и повернута, проверьте подключение антенного разъема, по которому сигнал передается на приемник-тюнер в салоне. При нарушении проводки вы будете периодически слышать помехи, а при обрыве сигнал вообще может прекратить поступать.

Повреждение соединения, разъединение или обрыв провода радиоантенны – обычное дело: ваша машина в постоянном движении, и кузов передает на соединение все виды механических вибраций. Если разъем просто отошел, вернуть его на место и зафиксировать – секундное дело, обрыв контакта потребует тонкой пайки или нового подсоединения. Если на разъемах обнаружилась ржавчина, их следует зачистить.

Проверка соединительного кабеля

Кабель, ведущий от разъема антенны к радиотюнеру, может также повредиться или отсоединиться от магнитолы. Пошевелите провод – если сигнал появляется и пропадает, выдвиньте магнитолу из гнезда и осмотрите сзади на корпусе разъем подключения. Если он отошел – вертите его в гнездо, если разъем на месте, то, возможно, придется поменять сам кабель.

Проверка и замена магнитолы

Если приемные устройства, проводка, соединения и разъемы в порядке – остается проверить саму магнитолу на предмет механических повреждений, либо внутренних поломок. Если вы разбираетесь в радиотехнике, то сможете быстро обнаружить неисправность (платы, кнопки, переключатели, шкала частот), если нет – отдайте ее в сервисную мастерскую на диагностику.

Лучший вариант – установка современных, более дорогих радиоприемников проверенных иностранных производителей с хорошей акустической системой. Такие радиолы снабжены встроенными поисковиками сигнала и внутренними усилителями радиоволн.

Дополнительный усилитель сигнала

В некоторых регионах даже исправная мощная радиосистема слабо ловит сигнал, так как местные передатчики и ретрансляторы либо маломощные, либо расположены далеко. В этой ситуации слабая радиола будет ловить сигнал радио очень трудно.

Проблему решает дополнительный усилитель сигнала. Он усиливает амплитуду принимаемых радиоволн и делает прием устойчивым. Но имейте в виду, что при некачественном основном радиооборудовании автомобиля, или неудачной геолокации (в низине, в окружении высотных зданий, в непосредственной близости от других источников радиопомех) он вряд ли вам поможет.

Чтобы предотвратить выход радиосистемы из строя, следует корректно обращаться с оборудованием, регулярно проверять его, не оставлять включенным в салоне на ночь, при необходимости удалять пыль и грязь, чистить и вовремя менять изношенные запчасти.

фото 2

В заключении отметим, что радиосистема автомобиля достаточно проста – в нее входит антенна на держателе, соединительный провод и радиола с радиотюнером. Если вдруг в машине нарушилось качество приема радиосигнала, начались сбои, помехи, потери звука – причины могут быть механические (оборудование постоянно работает в экстремальных условиях, в пыли, в любую погоду, и под высокими вибрационными нагрузками).

Если в самих устройствах не обнаруживается никаких повреждений, следует поискать внутренние повреждения или нарушения настроек. Самый простой способ – полностью заменить радиосистему, установив качественную радиолу последнего поколения и новую приемную внешнюю антенну. Можно также отдать оборудованием на тестирование и ремонт специалистам.

Слава ферриту: как бороться с помехами гаджетов на радио в машине

Если вдруг в машине стало плохо принимать радио – не спешите винить магнитолу! Вполне возможно, вы просто купили недавно и установили какой-нибудь новый автогаджет, и это он наводит помеху на FM-эфир. Для борьбы с такой проблемой есть верный дедовский метод!

Помехи радиоприему от гаджетов

Собственно, не станем утверждать, что описываемая проблема в автомире прямо-таки массова, но, тем не менее, встречается от случая к случаю. Включаете в автомобиле новый гаджет – а с него идет помеха на радиоприемник аудиосистемы или, скажем, на Си-Би-радиостанцию или Bluetooth-handsfree…

У меня в свое время давал такую помеху автонавигатор, у пары знакомых – зарядные устройства от планшетов и радар-детектор. Во всех случаях удавалось побороть проблему установкой ферритового фильтра-дросселя на провод питания устройства – собственно, такие фильтры ответственные производители изначально устанавливают на кабели питания и данных. Но поскольку нужды в них чаще всего нет, нежели наоборот, то на «бесполезных» деталях стараются сэкономить…

Фильтр в шнуре питания или кабеле передачи данных представляет собой простейшую катушку-индуктивность с сердечником.

Правильный провод с установленным на заводе ферритовым фильтром

«Правильный» провод с установленным на заводе ферритовым фильтром

Провод по этой катушке делает, по сути, всего лишь полвитка, проходя ферритовый цилиндр насквозь один раз, но и этого, как правило, достаточно, чтобы подавить высокочастотные помехи, порождаемые порой и зарядными устройствами гаджетов, и самими гаджетами.

Внутри фильтра под слоем пластика находится вот такой ферритовый кольцеобразный «бочонок

Внутри фильтра под слоем пластика находится вот такой ферритовый кольцеобразный «бочонок»

Ферритовые «защелки»

Собственно, сделать ферритовый дроссель на кабеле – очень легко. Самое простое – использовать так называемую «защелку». Это специальный элемент для подавления помех в проводах уже действующей аппаратуры – он ставится на кабель, не требуя его отключения, перерезания или отпайки. Внутри «защелки» находится распиленный вдоль ферритовый «бочонок» – при установке «защелка» открывается, между её половинок пропускается провод, и корпус смыкается. Еще эффективнее устройство будет работать, если не просто пропустить через него провод, а сделать пару-тройку витков. Такой фильтр можно купить в магазинах радиокомпонентов или заказать в китайских интернет-магазинах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *