Что с авторынком в россии сегодня
Перейти к содержимому

Что с авторынком в россии сегодня

  • автор:

«Рост цен будет просто бешеный, цена поднимется раза в полтора, если не в два» — японский дилер родом из России заявил о подорожании «проходных» машин из Японии

Цены на японские автомобили возрастом от трех до пяти лет, которые не попали под новые японские санкции, вырастут в России в полтора-два раза, о чем заявил проживающий в Японии автодилер Александр Колевинский, последние 20 лет занимающийся поставками машин в Россию.

"Проходной" возраст для машины для растаможивания в России – это от трех до пяти лет на текущий день, на текущий месяц. Для них средняя ставка таможенной пошлины – 2,2-2,5 евро за кубический сантиметр двигателя. А для машин старше пяти лет сейчас крайний порог – это 2008 год выпуска, пошлина – 5 евро за кубический сантиметр. А сейчас на "проходные" машины от трех до пяти лет цена вырастет, и появится спрос на более старые модели.

Он добавил, что на «проходные» машины «рост цен будет просто бешеный, цена поднимется раза в полтора, если не в два». Повышение интереса к более старым японским машинам будет способствовать росту цену.

На автомобили старше пяти лет выше пошлина, но на них в Японии заметно падает цена. Тогда у нас появляется большой рынок. Например, Honda Vezel 2019 года на аукционе стоит 2 миллиона иен (около 14 тысяч долларов), а 2014 года – 1 миллион иен (около 7 тысяч долларов), а машина ровно такая же, разница в фарах и паре кнопочек в салоне. То есть даже с более высокой таможенной пошлиной она все равно будет дешевле на 600 тысяч иен (4,2 тысячи долларов), чем более новая. Но зная трепетное отношение японцев к своим автомобилям, мы понимаем, что 2014 год – это не старая машина, ее обслуживали, за ней ухаживали и она в очень хорошем состоянии. Эти машины тоже начнут возить в большем объеме, чем сейчас. Сейчас не было смысла их возить.

Он добавил, что в прошлом году за счет рекордного спроса в России на подержанные автомобили из Японии цены на машины уже выросли и продолжат расти.

В прошлом году тоже был рост цен. Спрос резко вырос, а машин на рынке больше не стало. Продается в один день на аукционе четыре Toyota Harrier 2019 года, "проходного" на Россию. А их хотят купить 800 человек в России. Это случай из практики. Эта машина в результате продается за 5 миллионов иен (35 тысяч долларов) при том, что в 2019 году в салоне новая она стоила 3,8 миллиона иен (27 тысяч долларов по текущему курсу. Возможно, цены вырастут на машины с оценкой состояния 4, и за счет этого повысится спрос на авто с оценкой 3 или с небольшим ремонтом. Рынок все равно заполнится. Он упадет на 30% от своего нынешнего объема, но уровень поставок будет практически такой же. Было 10 тысяч машин в месяц, будет 7 тысяч машин в месяц, просто машины будут немного другого плана.

Ранее в Японии вступили в силу ограничения на поставки различных видов автомобилей в Россию. Япония также запретила поставлять в Россию сталь, бойлеры, локомотивы и прочие товары.

Недолго осталось: назван срок, когда подешевеют автомобили в России

По разным оценкам цены на легковушки в России скакнули в начале прошлого года в среднем на 50%. Да так и застыли на том уровне до сих пор. За прошедшее с тех пор время курс российской валюты фактически вернулся к показателям «до февраля 2022 года», а зарплаты и покупательская способность населения не выросли. Машины дорогие и люди не рвутся их покупать. Новый автомобиль реально превращается из средства передвижения в роскошь. Неестественность сложившейся ситуации очевидна всем — от «рулевых» автомобильной отрасли до последнего автовладельца.

Учитывая все вышесказанное, мы решили выяснить: что думают о перспективах снижения цен на новые машины специалисты авторынка, то есть люди непосредственно «погруженные» в эту тематику.

— Ожидать снижения розничных цен на легковые автомобили и кроссоверы до конца этого года не стоит. Теоретически, при увеличении предложения машин, цены должны немного опуститься. Но проблема в том, что реальный платежеспособный спрос в России в этом году соответствует порядка 950 000 легковым автомобилям. А на рынке, как ожидается, в этом году их будет реализовано лишь 650 000—670 000 единиц. Таким образом, мы видим дефицит в районе 300 000 автомобилей. И пока его нечем компенсировать. Российские автозаводы реализуют не многим более 500 000 авто в год. По параллельному импорту, в лучшем случае, будет ввезено порядка 150 000—180 000 штук, — пояснил порталу «АвтоВзгляд» независимый консультант индустрии автомобилей и транспорта Сергей Бургазлиев.

С прогнозами и выкладками Сергея Бургазлиева относительно вероятной динамики цен на российском авторынке согласен глава онлайн-аукциона новых автомобилей Car Click Сергей Пиголкин.

— Снижение цен на автомобили в обозримой перспективе маловероятно. Все просто: нет локализации машин иностранных брендов — нет низких цен. Логистика доставки машин из Китая очень недешевая. Да и вообще — отовсюду уже дорого везти. Плюс таможенные сборы. Допустим, в Китае некая модель стоит 8000−10 000 долларов, примерно 620 000—770 000 рублей на наши деньги. После прохождения таможенных процедур и доставки до Москвы она будет стоить не менее 1,8—2 млн. рублей. Возвращаясь же к вопросу о снижении цен предположу, что теоретически оно возможно только в отношении машин «большой китайской тройки» — Haval, Chery и Geely. Ибо у них есть запас по марже. Но я сомневаюсь, что они пойдут на это, — считает Пиголкин.

Тем не менее, ситуация на российском авторынке на горизонте свыше 1,5—2 лет имеет все шансы оказаться не столь печальной как сейчас. Именно на таком временном отрезке возможно насыщение рынка автомобилями, благодаря которому цены пойдут вниз.

Спрос на автомобили с пробегом в России увеличился на 7-15%

По итогам июля спрос на автомобили на вторичном рынке увеличился на 7–15%. Об этом сообщает 7 августа «Коммерсантъ».

Так, во второй месяц лета спрос на подержанные машины у дилеров вырос на 7–10%, в то время как популярность авто с пробегом на маркетплейсах увеличилась на 15%. Такая динамика не характерна для лета, поскольку в это время активность авторынков традиционно снижается. Причиной такой тенденции может быть слабеющий курс рубля, отметили эксперты.

По словам директора по продажам автомобилей с пробегом компаний «Автодом» и «Автоспеццентр» Владимира Желобова, сейчас люди стараются обменивать купленные по меньшему курсу доллары и евро на товары длительного пользования.

Основатель автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль добавил, что на рынке наибольшей ценностью пользуются подержанные автомобили из-за рубежа. Вероятно, это связано с решением правительства поднять утилизационный сбор, что неизбежно приведет к повышению цен на автомобили, из-за чего россияне стараются приобрести автомобили до того, как продавцы перепишут ценники.

Ранее в этот день стало известно, что седаны Hyundai Elantra, впервые вставшие на учет в России в период с января по июль текущего года, чаще других до ввоза в страну участвовали в аварийных автоаукционах в США.

По данным аналитиков, с января по июль 2023 года на учет в России поставили более 17 тыс. авто, приобретенных на зарубежных аварийных аукционах. Чаще всего такие машины привозили из США.

Таким образом, Elantra стала моделью, которую чаще других выставляли на аварийные аукционы США: на ее долю пришлось 7% от всех автомобилей из-за рубежа, впервые поставленных на учет за семь месяцев 2023 года.

Ситуация на авторынке ЦЧР: бум «китайцев» и возрождение «Оки»

Фото: РБК Черноземье

В самой бюджетной комплектации новую модель Lada — Vesta NG, — продажи которой стартовали в России в начале лета, можно приобрести за 1 239 900 руб.

В связи с отсутствием прямых поставок от европейских, американских, японских, а в последние месяцы и корейских брендов по сравнению с июнем 2021 года продажи новых авто в Черноземье снизились на 52%, говорит директор автомобильного маркетплейса Fresh в Воронеже Андрей Скрипский. «Так, продажи Toyota в июне текущего года сократились до 2 375 штук, в то время как в июне 2021 года составляли 7 541 автомобиль», — привел пример Скрипский. В связи с этим потребители все чаще стали отдавать предпочтение китайскому автопрому.

В Воронеже ассортимент автомобильных брендов из Поднебесной достаточно широк: Omoda, JAC, Geely, Haval, Chery, Changan, Tank, Exeed, FAW и другие. Генеральный директор «Кардан Баланс» Дмитрий Демчук называет Китай основным игроком на рынке продаж авто. «Восточный партнер поставляет автомобили разного сегмента. Существуют и премиум-линейки авто с 3D-кинотеатром, массажем, системами контроля, мощным мотором. У искушенного потребителя больше нет интереса выбирать европейские модели только ради престижа — их стоимость в несколько раз выше, а опций намного меньше», — объясняет Демчук.

Фото: РБК Черноземье

«За последние два года спрос на китайские автомобили сильно увеличился и продолжает расти из месяца в месяц. Уже сейчас больше половины из 25 самых продаваемых моделей в России с начала 2023 года — китайские. Многие автомобилисты пересели на них с моделей более привычных в РФ марок. Современные технические характеристики и растущее качество сборки повышают уровень доверия покупателей, а это значит, что сейчас нет факторов, которые смогли бы препятствовать росту спроса. Напротив, растет покупательский интерес, а с ним и количество предложений», — рассказывает Мария Дудник, маркетолог дилерского центра «ААА Моторс» (официального дилера легковых автомобилей Omoda в Воронеже и Воронежской области).

На рынке новых авто в Черноземье доля китайских моделей в первом полугодии 2023 года составила 38,2%. Эксперты «Авито Авто» отметили, что этот показатель превышает прошлогодний в пять раз. Средняя стоимость нового «китайца» в макрорегионе — 2 млн 840 тыс. руб. Доля российского автопрома в структуре предложения на рынке новых автомобилей в ЦЧР составляет 35,6%. В первом полугодии 2022 года этот показатель равнялся 23,6%. В среднем автомобиль российского производства в Черноземье в первом полугодии 2023 года можно было приобрести за 871 тыс. руб. На третьем месте — японские автомобили с долей 13,5% в структуре предложения (в прошлом году этот показатель составлял 10%). Средняя цена — 3 млн 920 тыс. руб.

Четвертую строчку занимает корейский автопром с долей предложения 8,2%. В первом полугодии 2023 года стоимость составила 3 млн 540 тыс. руб. В топ-5 наиболее предлагаемых новых авто в регионе также входят автомобили чешских производителей — они занимают 1,7% в структуре предложения. Средняя цена — 3 млн 200 тыс. руб., уточняют специалисты «Авито Авто».

Свое родное

Несмотря на то, что значительную долю рынка занимают китайские машины, наибольшей популярностью у автолюбителей пользуются модели марки Lada. «Наибольший покупательский интерес у жителей регионов Черноземья зафиксирован к новым автомобилям брендов ВАЗ (Lada) (38,1%), Haval (9,8%), Chery (9%), Kia (6,5%), Hyundai (4%). Также востребованы автомобили брендов ГАЗ, Geely, Skoda, Tank, Mazda. Больше всего в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Черноземье увеличился спрос на российские (+119%) и китайские бренды (+388%). К числу моделей, которые пользуются наибольшим покупательским спросом в регионе, относятся (в порядке убывания доли спроса): ВАЗ (Lada) Granta (23,3%), Haval Jolion (5,8%), ВАЗ (Lada) Niva 4×4 (4,9%), ВАЗ (Lada) Niva Travel (3,5%), ВАЗ (Lada) Niva Legend (2,4%). Востребованы также следующие модели: Chery Tiggo 4 Pro, Chery Tiggo 7 Pro, ВАЗ (Lada) Vesta, Omoda C5, Kia Sportage», — перечисляют эксперты «Авито Авто».

Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев считает, что для АвтоВАЗ сейчас хорошее время, так как у компании почти не осталось конкурентов, ее поддерживает государство (с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования, распространяющаяся на новые отечественные машины), а новые отечественные автомобили дешевле иномарок.

Он позитивно отзывается о возможном возрождении модели «Ока», разговоры о котором ведет АвтоВАЗ. «Это хорошая идея, потому что сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен. Раньше мы как автопрокат закупали Datsun mi-DO, но, к сожалению, эта марка ушла из России три года назад. Если на рынок выйдет новая «Ока», мы точно закупим в наши парки партию этих машин. Спрос на машину эконом-класса будет точно, но нужна господдержка, и цена на три комплектации от 800 тыс. до 1 млн 650 тыс. руб. Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому в нынешних непростых условиях кризиса производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто более или менее велась на уровне рекомендуемой розничной цены. Наши соотечественники крайне редко готовы купить российский товар по цене дороже, чем его зарубежные аналоги — это подтверждают опросы, которые проводились в последние месяцы», — объясняет гендиректор компании «Мой Автопрокат».

Фото: РБК Черноземье

Генеральный директор «Кардан Баланс» Дмитрий Демчук видит, что после ухода передовых европейских марок российский автопром при санкционном давлении и дефиците некоторых запчастей и комплектующих пока не может восполнить привычный объем производства. «Успешность развития российского автоконцерна зависит от адаптации производств под новые экономические условия. Цена — главный сдерживающий фактор для автолюбителей в РФ. Увеличить продажи получится только при условии, если весь производственный цикл российских авто будет налажен непосредственно внутри страны, их стоимость будет выгодно снижена, а износостойкость и качество сборки вырастет. Кроме того, такая стратегия развития станет драйвером для социального развития населения внутри страны, автоконцерны предложат новые рабочие места», — говорит Демчук.

Возможности роста и сдерживающие факторы

Эксперты проанализировали факторы, которые сдерживают рост спроса как на российские, так и на китайские модели, а также высказали свое мнение относительно дальнейшего развития авторынка. «Скорее всего, китайские автоконцерны станут лидерами реализации новых авто по итогам 2023 года за счет регулярного расширения ассортимента и доступной ценовой политики вкупе с богатым техническим оснащением», — полагает Андрей Скрипский.

«За рынок России уже активно борются многие китайские производители (например, дают акционные цены), автосалоны предлагают на китайские модели специальные скидки, которых нет на европейские марки», — размышляет о перераспределении спроса потребителей генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. Он говорит о вероятности роста доли китайского автопрома в общем объеме продаж в 2023 году до 50%.

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский и вовсе называет отметку в 60%. «Конечно, такой сценарий приводит к зависимости от китайских партнеров и не способствует достижению технологического суверенитета. Поэтому одной из основных задач является изменение этого тренда и финансирование развития собственного производства, чтобы создать действительно качественный российский продукт в автомобильной индустрии», — подчеркивает он. В целом ожидается, что в случае благоприятного развития событий российский авторынок способен выйти в плюс и показывать рост до конца года. «В 2023 году продажи автомобилей в России могут составить 39%, до одного миллиона единиц. Восстановление рынка до уровня 2021 года возможно в течение 3-4 лет», — анализирует генеральный директор ГК «Автодом». Автомобильный рынок уже показывает рекордный рост спроса. Так, в июне продажи новых машин выросли на 133% по сравнению с 2022 годом.

Фото: РБК Черноземье

Матвеев часто видит на сайтах предложения приобрести под заказ популярные в прошлом модели, однако в этом случае их придется ждать, не будет возможности лично осмотреть авто и провести тест-драйв. При этом бюджетные модели и б/у авто по-прежнему невыгодно завозить в страну по параллельному импорту (таможенные пошлины и другие сборы приводят к нереально высокой цене для конечного потребителя). Большой проблемой является и гарантийное обслуживание. «Некоторые автохолдинги сейчас дают гарантию, но ее срок меньше, чем был у производителей, или предлагают схему, при которой ремонт осуществляет дилер, а за запчасти и работы платит страховая. С «китайцами» таких проблем нет», — делится наблюдениями гендиректор компании «Мой Автопрокат».

При переориентации многих потребителей на китайских производителей наблюдается и сдерживание спроса на китайские авто. «Основными факторами, которые сдерживают рост спроса на китайскую технику, является недоверие потребителей к новым брендам, а также ограниченное предложение», — объясняет руководитель отдела продаж ГК «Альфа-Лизинг» в Воронеже Дмитрий Евдокимов. Тем не менее, китайские автомобили, несомненно, могут считаться конкурентами российскому автопрому.

Евдокимов назвал и главные причины, которые сдерживают рост спроса на технику российского производства: «Во-первых, это возросшая конкуренция со стороны китайских производителей. Во-вторых, слабое представительство брендов в РФ (в среднем марки в России представлены 1-3 производителями в зависимости от вида техники). В-третьих, более низкое качество по сравнению с китайскими и европейскими производителями».

Ранее заместитель директора по маркетингу автосалона официального дилера Lada «Дайнава центр» Люсьена Бегиджанова рассказывала о спросе на новую модель Lada — Vesta NG, продажи которой стартовали в России в начале лета. Она подтверждала увеличение спроса на Lada в целом. «Доля Lada в общем количестве проданных легковых авто за первые пять месяцев 2021 года составляла 24℅, а за тот же период 2023 года — почти 51℅. Сдерживающими факторами для производства и продажи большего количества автомобилей Lada являются сохраняющиеся проблемы с комплектующими (большой склад недоукомплектованных автомобилей на заводе) и недостаточно высокая покупательская способность населения. Проблемы с комплектующими АвтоВАЗ постепенно решает», — рассказала Бегиджанова.

16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 09.11.2022 серия ИА № ФС 77 — 84075, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *