В какую сторону выкручивать колеса на подъеме
Перейти к содержимому

В какую сторону выкручивать колеса на подъеме

  • автор:

Как правильно поворачивать передние колёса на подъёмах и спусках (фото)?

текст при наведении

На каждом из этих двух рисунков изображено по 4 автомобиля.

Пара этих автомобилей стоит на подъёме, а пара — на спуске.

Все водители автомобилей повернули передние колёса. Только часть водителей повернули колёса вправо, а часть — влево.

Верхний рисунок отличается от нижнего тем, что на верхнем рисунке — обочина, а на нижнем — тротуар.

Вопрос: кто из водителей всех этих автомобилей правильно повернул колёса?

Моё мнение таково: мне кажется, что в обоих случаях правильно повернули колёса водители автомобилей А и В.

Однако, как ни странно, правильный ответ: на верхнем рисунке А и Г, на нижнем — А и В.

Может ли кто-нибудь объяснить хотя бы то, почему ответы различны в двух случаях?

Давайте начнем с верхнего рисунка.

При стоянке на подъёме или на спуске, когда машина стоит на обочине, колеса нужно повернуть так, чтобы в случае самопроизвольного движения, автомобиль покатился в сторону, обратную от проезжей части. Именно на рисунках А и Г так и произойдет. А в случаях В и Б автомобиль как раз покатится на проезжую часть.

Другое дело, когда автомобиль стоит на подъеме или спуске при наличии тротуара

Здесь уже надо действовать по другому. Казалось бы, а зачем? Колеса ведь повернуты так, что машина на проезжую часть не покатится. Так, да не так.

Если в первом случае (на обочине) машина, пройдя какое-то расстояние, повернется так, что дальше вниз уже не поедет, то бровка тротуара может и не остановить автомобиль, а будет продолжать двигаться вдоль него.

В этой ситуации колеса надо повернуть так, чтобы они упирались в бордюр – получится своего рода противоугонный упор.

Экзаменационные вопросы про поворот колес на подъеме

Экзаменационные вопросы про поворот колес на подъеме

В данной статье речь пойдет про два вопроса из экзаменационных билетов ГИБДД, связанных с поворотом колес автомобиля при стоянке на подъеме и спуске.

Эти вопросы не связаны с правилами дорожного движения, однако они содержат в себе полезные советы, которые могут пригодиться будущему водителю на практике. Особенно, если он проживает в холмистой местности.

Кроме того, вопросы 6-19 и 11-19 регулярно вызывают недопонимание водителей, т.к. они похожи друг на друга, а правильные ответы разные.

Поэтому разберемся, как и для чего следует поворачивать колеса автомобиля при остановке или стоянке на подъеме.

Экзаменационные вопросы про поворот колес на подъеме

Экзаменационные билеты ГИБДД в 2023 году содержат два вопроса, связанных с парковкой на дороге под уклоном:

В случае остановки на подъеме (спуске) при наличии обочины можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля на проезжую часть, повернув его передние колеса в положение:

Билет 6, вопрос 19 (комплекты ABM и CD).

  • А и Г.
  • Б и В.
  • А и В.
  • Б и Г.

Комментарий:

Автомобили на рисунке припаркованы на обочине. При остановке на обочине колеса нужно повернуть так, чтобы в случае движения автомобиль съехал на обочину. Правильно припаркованы автомобили А и Г.

В случае остановки на подъеме (спуске) при наличии тротуара можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля, повернув его передние колеса в положение:

Билет 11, вопрос 19 (комплекты ABM и CD).

  • А и Г.
  • Б и В.
  • А и В.
  • Б и Г.

Комментарий:

Для предупреждения скатывания автомобиля при остановке на подъеме (спуске) у тротуара водителю следует повернуть передние колеса таким образом, чтобы в случае начала самопроизвольного движения автомобиль уперся в бордюр передними колесами. Правильный способ постановки показан на рисунках А и В.

Экзаменационные вопросы 6-19 и 11-19 различаются тем, что в одном из них речь идет о дороге с обочиной, которая расположена на одном уровне с проезжей частью, а во втором — о дороге с тротуаром, который от проезжей части отделен бордюром. Именно поэтому ответы в этих вопросах разные.

Для чего поворачивать колеса при парковке?

Текст правил дорожного движения не содержит каких бы то ни было требований о повороте колес автомобиля при остановке и стоянке на дорогах с уклоном. То есть, независимо от того, будет стоять автомобиль с «прямыми» или с «повернутыми» колесами, это не будет нарушением правил и штрафы на водителя наложены не будут.

Так для чего же составители билетов предлагают поворачивать колеса на подъемах и спусках? Повернуть колеса следует для того, чтобы в случае самопроизвольного скатывания автомобиля этот автомобиль натворил как можно меньше бед (не стал причиной серьезного ДТП). А такие случаи на практике, к сожалению, бывают.

То есть поворот колес является дополнительной страховкой для водителя на случай непредвиденной ситуации (отказа стояночной тормозной системы, неожиданного изменения погодных условий, внешних воздействий на автомобиль).

Траектория движения автомобиля на спуске

В первую очередь рассмотрим, по какой траектории будет двигаться автомобиль, припаркованный на наклонной площадке без дополнительных элементов (без обочин, тротуаров, бордюров и т.п.):

Траектории скатывания автомобиля

Знак на рисунке показывает, что на верхней части рисунка изображена более высокая точка, а в нижней части — более низкая. То есть автомобили скатываются к нижней части рисунка. Рассмотрим траектории скатывания каждого из автомобилей (слева-направо):

1. Автомобиль располагается передней частью в сторону спуска и его колеса повернуты направо. При самопроизвольном скатывании он едет направо по довольно предсказуемой траектории.

2. Автомобиль располагается передней частью в сторону подъема и его колеса повернуты налево. В случае скатывания автомобиль едет задним ходом и его траектория далеко не всегда очевидна для водителей. Все дело в том, что при начале движения передняя часть автомобиля начинает смещаться не налево, а направо. То есть, в итоге автомобиль все же поворачивает налево, но в начале движения он довольно существенно смещается вправо относительно своего начального положения.

3. Колеса автомобиля не повернуты, поэтому он скатывается по прямой.

4. Траектория аналогична траектории автомобиля номер 2, с той лишь разницей, что автомобиль поворачивает в другую сторону. То есть, в начале движения передняя часть автомобиля смещается влево, а в итоге он скатывается направо.

5. Траектория похожа на траекторию автомобиля номер 1, но автомобиль скатывается налево.

Как правило, у кандидатов в водители недопонимание вызывают траектории автомобилей 2 и 4, т.к. далеко не каждый может сразу понять смещение передней части автомобиля на начальном этапе движения.

Поворот колес автомобиля при наличии обочины

При парковке автомобиля на дороге с обочиной нужно повернуть колеса автомобиля так, чтобы в случае самопроизвольного скатывания автомобиль выехал на обочину, а не на середину проезжей части:

Парковка на спуске на обочине

Неправильная остановка на спуске на обочине

Говоря простыми словами, колеса нужно повернуть в сторону обочины. Как при остановке на подъеме, так и при остановке на спуске. Это позволит автомобилю просто укатиться на обочину и не выехать на проезжую часть.

Поворот колес автомобиля при наличии бордюра

При остановке автомобиля на дороге с тротуарами нужно действовать по другому принципу. Дело в том, что бордюр представляет собой довольно высокое препятствие. Если автомобиль начнет самопроизвольное движение, то его колеса рано или поздно упрутся в бордюр и автомобиль остановится.

Так вот, в данном случае колеса нужно повернуть так, чтобы в случае самопроизвольного скатывания машина как можно быстрее уперлась передними колесами в тротуар и не перегородила при этом проезжую часть.

Парковка на спуске у тротуара

Неправильная остановка на спуске у тротуара

Таким образом, основное правило при парковке у бордюра можно сформулировать так. Передние колеса должны быть повернуты так, чтобы при начале самопроизвольного скатывания они сразу же уперлись в бордюр.

Примечание. Если при остановке на подъеме водитель автомобиля повернет колеса в другую сторону (неправильно), то при самопроизовольном скатывании машина либо упрется в бордюр задним колесами, остановившись поперек полосы, либо она успеет набрать приличную скорость и по инерции запрыгнет на тротуар, где и станет причиной ДТП.

Как повернуть колеса автомобиля на подъеме или спуске

На первый взгляд кажется, что в приведенных выше экзаменационных вопросах рассмотрены все возможные варианты парковки автомобилей на спусках и подъемах. Однако это не так. В билетах все автомобили припаркованы на правой стороне проезжей части, а правила в некоторых случаях допускают парковку и на левой стороне. То есть эти случаи в билетах ГИБДД не рассмотрены.

Тем не менее, можно сформулировать 2 простых правила, которые на практике помогут правильно повернуть колеса:

  • При парковке на дороге с обочиной (где нет бордюров) колеса нужно повернуть так, чтобы при начале движения под уклон машина сразу же укатилась на обочину.
  • При парковке на дороге с тротуаром (с высоким бордюром) колеса нужно повернуть так, чтобы при начале движения под уклон машина сразу же уперлась в бордюр передними колесами.

В заключение нужно отметить, что рассмотренные в статье экзаменационные вопросы достаточно простые. А для правильного ответа нужно только один раз понять, что именно требуется от водителя. Однако сами вопросы похожи друг на друга и именно это регулярно вызывает недопонимание у кандидатов в водители.

Напомню, что изучить актуальные экзаменационные вопросы ГИБДД можно на следующей странице:

На какой передаче ехать в гору

Опасность. Очевидно, что подниматься в гору автомобилю значительно сложнее, чем ехать по ровной дороге: от двигателя требуется повышенная мощность, более высокие обороты коленчатого вала. Чтобы преодолеть силу земного притяжения и не имея чёткого мнения по поводу того, как и на какой передаче ехать в гору на механике, водители перекручивают мотор, слишком сильно нажимая на педаль газа. В итоге это часто приводит к срыву колес в пробуксовку. Такому эффекту подвержены в основном переднеприводные автомобили, что связано с разгрузкой передней оси и снижением сцепления колес с покрытием, особенно скользким (глина, укатанный снег, лед и т. п.).

Узнайте на какой передаче ехать в гору в нашем видео

Движение на подъеме на механике: на какой передаче ехать в гору

Другую опасность таят в себе холмы и небольшие горки. Водитель иногда не видит, что скрывается очередным подъемом, а ведь там может ждать крутой поворот, сложные препятствия (упавшие деревья, скатившиеся со склона камни, пешеходы, животные и многое другое) или ямы.

Движение на подъеме на механике: на какой передаче ехать в гору

Типичные ошибки. Часто водители неверно оценивают крутизну подъема и выбирают не ту передачу (в случае механической коробки), обороты двигателя. На более-менее серьезный склон подняться, например, только на IV передаче практически невозможно, поэтому ее в процессе подъема нужно менять на пониженную. Поэтому движение на подъеме на механике неизбежно связано с определенной трудностью, так как во время смены передач выключается сцепление. В итоге происходит разрыв потока мощности от двигателя к колесам, из-за чего резко падает скорость автомобиля, а инерция движения вверх по склону слишком мала, чтобы помочь машине активно ехать вверх.

Иногда на узких загородных дорожках, к тому же с опасной обочиной, приходится подниматься в гору близко к осевой линии проезжей части. Это чревато лобовым столкновением на вершине, особенно если встречный автомобиль также двигался не по своей полосе.

Как ехать в гору на механике

Безопасно. Чтобы уверенно совершить подъем, необходимо, приближаясь к нему, решить на какой передаче вы будете выполнять маневр. Если склон некрутой или короткий, то хватит и той, на которой вы ехали по ровной дороге. Чаще всего случается так, что передачу нужно менять на пониженную. Можно, конечно, заранее снизить скорость, переключиться на II или даже на I передачу и подниматься ползком. Но такой метод займет много времени, израсходует много топлива и износит детали мотора. Поэтому обычно передачи переключают на подъеме. Это стоит делать с помощью так называемой перегазовки, которая выполняется в момент, когда обороты двигателя стали падать, но автомобиль все еще активно движется вверх без заметного снижения скорости. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты готовы оказать техпомощь на дорогах Москвы.

  1. выжмите педаль сцепления;
  2. переведите рычаг КПП в нейтральное положение;
  3. отпустите педаль сцепления, в КПП произойдет синхронизация валов (при остром дефиците времени этого можно не делать);
  4. быстро нажмите педаль газа примерно на 1/3-1/2 ее хода (профессионалы рекомендуют поднять обороты до значений, соответствующих максимальному крутящему моменту двигателя, плюс запас-500-1000 об/мин);
  5. отпустите педаль газа;
  6. выжмите сцепление;
  7. включите передачу на одну, а то и на две ступени ниже той, которая была включена до этого (наиболее эффективно перейти с IV сразу на II хотя окончательный выбор зависит от автомобиля и передаточных чисел в КПП);
  8. плавно (но быстро) отпустите педаль сцепления до точки трогания одновременно добавляйте тягу, нажимая педаль акселератора.

Движение на подъеме

Безопасный способ того, как ехать в гору на механике зависит и от расположения транспортного средства на дороге. Приближаясь к вершине холма, старайтесь двигаться максимально правее, не заезжая на обочину, особенно опасную и сыпучую. Достигнув вершины, внимательно оцените обстановку и помехи впереди вас. А в одной из следующих глав можно будет узнать как перестраиваться в плотном потоке если перестроение в плотном потоке машин заставляет вас бояться.

И еще. Несколько слов об остановке. Остановка и стоянка на подъеме (если по каким-либо причинам вам пришлось это сделать) должна осуществляться только на хорошо просматриваемом участке, где нет крутых поворотов и других, помех, которые закрывают обзор водителю.

Никогда не оставляйте машину, зафиксированную только стояночным тормозом, обязательно включайте I передачу. Если на подъеме есть бордюр, старайтесь вывернуть передние колеса в его сторону: это исключит прямолинейное скатывание автомобиля назад, он просто упрется задним колесом в бордюрный камень. При длительной стоянке желательно подложить под колеса упоры — большие камни или некруглые поленья.

ПДД. В той части ПДД, которая касается движения на подъеме, запрещен обгон «. в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью» (п.114).

Как правильно припарковаться на подъеме?

Езда в городе необратимо связана с различными трудоемкими маневрами, и, наверное, самый неприятный из них – парковка. В связи с огромным количеством машин возникает дефицит парковочных мест, поэтому водителям очень часто приходится выбирать для парковки не самые удобные и безопасные места.

Самое опасное – парковка на подъеме. В этом случае легче всего стать виновником мелких ДТП, но неприятнее всего, когда автомобиль без водителя начинает непроизвольное движение на проезжую часть, вызывая, как правило, сильные аварии. Предлагаю несколько простых советов для того, чтобы правильно, и, самое главное безопасно останавливаться на подъемах.

1. Если возможно, старайтесь избегать подобных остановок. В случае, когда вы на 100% уверены, что другого места не найти, придется следовать нескольким правилам безопасной парковки.

2. Припаркуйтесь вплотную к бордюру, заняв место между автомобилями. Если вы остановились на подъеме, выверните колеса в сторону проезжей части, таким образом, зацепившись за бордюр. В случае остановки на спуске, выверните колеса в сторону тротуара. Это делается для того, чтобы исключить качение автомобиля, даже если он стоит не на передаче или ручнике.

3. После остановки и манипуляций с рулевым колесом, включите ручной тормоз «на полную», даже если подъем не велик. Автомобили с автоматической коробкой передач имеют режим «Р» (Parking), однако рычаг ручного тормоза имеется все равно, так что использовать необходимо и то и другое. В случае «механики», вместе с «ручником» необходимо включить передачу во время стоянки. Таким образом вы оберегаете свой автомобиль от несанкционированного качения со всеми вытекающими последствиями.

4. После того, как вы все сделаете правильно, не забудьте посмотреть в зеркало, прежде чем соберетесь покидать машину. Дело в том, что необходимо пропустить автомобили, двигающиеся на подъем. Выходите из машины, только убедившись, что для этого нет никаких помех.

5. Что касается трогания с места на подъеме, то об этом очень подробно рассказывают и показывают в автошколе, так что проблем у вас возникнуть не должно.

Удачи на дорогах!

Соркин Михаил

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *