Жадность порождает бедность: почему покупать новые машины в России скоро будет некому
Теперь авторынок может, по словам президента АвтоВАЗа Максима Соколова, приблизиться к 875 тыс. проданных автомобилей, хотя ранее цифра, озвученная им, составляла 800 тыс. В пандемию, например, автомобилей элементарно не хватало, были нарушены логистические цепочки — не было ни самих машин, ни их комплектующих. Дальше наш рынок официально покинули европейские, американские, почти все японские бренды, а корейские заморозили деятельность. Разумеется, как следствие цены не то что поползли, а практически мгновенно устремились в заоблачную высь. Что же происходит сейчас? Неужели проблемы решились?
Это действительно так: проблемы тяжело, через хитрые схемы, но все же худо-бедно решаются. На калининградском «Автоторе» обещают собирать 20 различных автомобилей, «Москвич» наращивает обороты, каждый месяц официально презентуются несколько новинок из Китая. Тот же АвтоВАЗ, доля которого на рынке в отдельные месяцы превышала 40 %, открыл несколько новых сборочных площадок. Может сложиться впечатление, что если не наступило изобилие, то, по крайней мере, с нехваткой автомобилей покончено. Но возникает вопрос: кто же все эти машины купит? Не секрет, что у того же «Москвича» или АвтоВАЗа значительная часть продукции разойдется по корпоративным клиентам, а оставшиеся народные автомобили, разумеется, должны купить частники, и не только бюджетную «Гранту», но и новую «Весту NG». А если на это посмотреть с другой стороны — со стороны потенциального покупателя? «Гранта» от 700 тыс. р., «Веста» с «механикой» и практически пустая от 1240 тыс. р. — дорого это или нет? Кто-то скажет, цены вполне доступные, если учесть разнообразные программы кредитования. Ведь к приличному «китайцу» без 3 миллионов и не подступишься. Кому-то и одной месячной зарплаты хватит на приобретение «автомобиля мечты», но как же быть человеку труда?
Логично предположить, что новую «Весту» c большим удовольствием приобрели бы сотрудники самого АвтоВАЗа. Но если посмотреть список вакансий автогиганта, предлагаемые зарплаты роскошными не покажутся. Например, вилка инженера-конструктора 29 100 — 41 000 р., а ведущему инженеру-электронику полагается 42 000 — 52 800 р. И такая ситуация не только на АвтоВАЗе. Вот, скажем, саратовский завод автономных источников питания, мечтающий стать первым и единственным в стране производителем литий-ванадиево-фосфатных аккумуляторов для электромобилей, считает нормальным уровень зарплаты инженера-химика 32 000 р., а инженера-технолога — 35 000 целковых. И ведь речь идет о специалистах, занимающихся выпуском инновационной продукции! Как же тут на «Весту» накопить?!
Любопытно, что доля ФОТ в себестоимости продукции как была в СССР в районе 20 %, так и осталась. В Европе же она составляет 50–60 %, а за океаном около 70 %. Откуда взяться трудовому резерву? Разве захочет молодой человек тратить время на учебу, становиться классным специалистом, после чего социальный лифт поднимет его до дохода в 35 000 рублей? При этом не уверен, что в сторону «Весты» смотрит пресловутый айтишник с окладом 200 тысяч, ему, может, вообще автомобиль не нужен. Но речь совсем не о социальном разрыве, отсутствии среднего класса и кадровом голоде. Просто в отсутствие мотивированного спроса наш автомобильный рынок будет расти очень медленно, и боюсь, к показателям рекордного по продажам 2012 года мы подойдем ой как нескоро.
Что почём: новые «китайцы» по цене бэушных «японцев»
Вслед за новостями об изменениях в ввозе подержанных автомобилей из Японии на рынках Хабаровска прошел покупательский ажиотаж. Теперь стоимость бэушных японских автомобилей вплотную приблизилась к ценам новых китайских кроссоверов из автосалонов, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
По словам продавцов авторынка на улице Монтажная, еще на прошлой неделе автомобили расходились как горячие пирожки.
— Покупали всё, несмотря на цену. В основном, конечно, это были автомобили, на которые японцы наложили санкции — гибриды и с объемом двигателя от 2 литров. Сейчас машины уже берут не так активно. Все, у кого были деньги, их потратили, — сообщила продавец рынка. Покупатели, прогуливаясь между машинами, отмечают, что многие продавцы не указывают сумму на ценниках.
— Они что, их каждый день переписывают? — возмущается пожилой мужчина. Он оказался недалек от истины: по словам одного из продавцов, стоимость машин может поменяться в любое время. Но на свои машины он цены указал.
— Вот новая Toyota Fielder у меня стоит за 1,1 млн рублей. Но на днях проводил расчет с помощью таможенного калькулятора, и с новым утилизационным сбором стоимость такой машины после прибытия и растаможки уже будет миллион триста, — сообщил коммерсант.
Цены на популярные автомобили, которые под санкциями, поднялись в среднем на 200 — 500 тыс. рублей. В последнем случае это касается автомобилей с объемными моторами — опять же, благодаря утилизационному сбору.
— Ну смотрите, для того, чтобы привезти кроссовер Honda Vezel из Японии, нужно заплатить утильсбор в размере 530 тыс. рублей. Плюс к этому траты на транспортировку от аукциона во Владивосток в районе 400 тысяч. Сама машина в нормальной комплектации и с небольшим пробегом выйдет в районе 700 — 800 тыс. рублей. Таким образом сама машина по прибытии будет стоить около 1,7 млн рублей, — подсчитал один из дилеров. Поэтому ценники в 1,6 −1,8 млн рублей на кроссоверы, привезенные еще до поднятия утильсбора и санкций, никого из продавцов не удивляют. Они не знают, что с ценами и спросом будет завтра и страхуются.
— Все машины, которые вы видите на стоянке, уже проданы. Конечно, большие заказы идут от юридических лиц, в основном на пикапы и джипы. Но много заказов от физических лиц на кроссоверы JAC и Haval, — сообщил дилер JAC Motors Антон Косинский. По его словам, после ухода европейских, корейских и японских брендов и с ростом цен на б/у автомобили из Японии у китайских машин конкурентов почти нет.
— Вы можете приобрести у нас кроссовер JAC JS6. Причем частью акций компании JAC владеет японская Mitsubishi, поэтому на кроссовере стоит двигатель, произведенный по лицензии от японской компании, аналогичный тому, что ставился на Mitsubishi Eclipse Cross, но чуть мощнее. Берут его очень хорошо, за 2,8 млн рублей, переднеприводный кроссовер, по цене пробежных японцев, только новый и с гарантией 5 лет, — отметил Антон. Действительно, на авторынке за эти деньги можно купить праворукий Mitsubishi Eclipse Cross 2021 года выпуска, с пробегом около 3000 километров, без гарантии, зато 4WD. Такая же машина 2018 года стоит на миллион дешевле.
— Покупка китайского автомобиля — это лотерея, — уверен продавец подержанных японцев. — Кто знает, сколько он проездит. Да и кому ты его потом продашь? А тут проверенное японское качество. Не видел ни одного китайца, который бы ездил у нас на китайской машине. Все почему-то выбирают «японцев».
Вместе с тем, по словам Антона Косинского, с запчастями проблем нет и они недорогие. Стоимость родного лобового стекла у официального дилера на кроссовер JAC обойдется в 37 тыс. рублей, а аналогичное стекло на дилерский Mitsubishi Eclipse Cross в 10 раз больше. Менеджер уверен, что через год ситуация на рынке поменяется настолько, что большинство свежих автомобилей в Хабаровске будут от китайских автопроизводителей.
Внезапный рост: аналитики ожидают восстановления авторынка в России с 2023 года
Российский авторынок по итогам 2022 года ожидает снижение продаж на уровне 28%, до чуть более чем 1 млн штук (цифра дана без учета продаж легкового коммерческого транспорта). Такой прогноз сделали аналитики компании «Технологии доверия» (ранее PwC в России).
«Автомобильный рынок в России сегодня переживает структурную перестройку по всем направлениям — производство, импорт, сервис, финансовые услуги, но пока не было массового ухода игроков. Пока остановлены только поставки, игроки рынка думают, и окончательного решения не принято», — поясняет директор автомобильной практики компании «Технологии доверия» Виктория Синичкина.
Аналитики компании обращают внимание, что ключевыми факторами, влияющими на рынок в последнее время, были сбои в глобальных цепочках поставок комплектующих как следствие сложившейся геополитической ситуации и последствий пандемии, отсутствие роста платежеспособности населения и высокие цены на автомобили.
Есть у «Технологий доверия» и более пессимистичный прогноз. «При усилении санкционного давления, ухудшении макроэкономической ситуации, массовом уходе игроков, сокращении импорта и ухудшении логистических поставок компонентов снижение продаж ожидается на уровне 50% (до 760 000 штук) и более по сравнению с прошлым годом», — отмечается в исследовании.
В любом случае, начиная уже с 2023 года рынок, по данным компании, пойдет в рост. И к 2028 году продажи автомобилей в России в натуральном выражении вырастут до 1,78 млн штук при среднегодовых темпах роста в 6%. Почему аналитики так думают?
На замену европейцев
Структура игроков на рынке производства и импорта автомобилей в России в ближайшее время будет меняться в сторону сокращения европейских брендов и увеличения игроков из Китая, Индии и Пакистана, считают эксперты. «Азиатские бренды будут активно наращивать рыночную долю, в том числе и в сегменте премиальных автомобилей. Несмотря на то что экологическая повестка в мире уходит на второй план, в России будет увеличиваться инновационный сегмент — электромобили», — отмечает Виктория Синичкина.
Например, на днях стало известно, что в России начнут продаваться внедорожники Tank — это суббренд Great Wall Motors, пишет отраслевой сайт Car News China со ссылкой на слова руководителя ближневосточного отделения компании Great Wall Motors Сюй Хуанжи. Компания с прошлого года начала патентовать разные модели автомобилей в России. Например, могут появиться Tank 300, который похож на Ford Bronco или Suzuki Jimny, Tank 500 и Tank 700 (первый сможет составить конкуренцию Toyota Land Cruiser 300). Об этом сообщил Telegram-канал Shopper’s.
Расширять в России линейку брендов готовится и китайская Chery. В ближайшие месяцы она начнет продажи трех моделей Omoda, который станет третьим брендом компании в России наряду с Chery и Exeed. Как сообщила компания, линейка Omoda в России, который позиционируется как бренд сегмента high-middle, будет включать два кроссовера и седан. Модели будут поэтапно представлены на рынке до лета 2023 года. К 2025 году компания планирует дополнительно расширить и обновить модельный ряд.
В июне продажи китайских брендов в России вышли в топ-10, по данным АЕБ. Haval оказался на шестом месте, продав 1637 автомобилей, Geely — на восьмом, реализовав 1027 машин.
Доля «китайцев» растет стремительно в последние три месяца: если с января по март она колебалась примерно на уровне 9,5%, то в апреле составила 12,6%, в мае — 16,9%, в июне — 21%, что является рекордом, отмечали эксперты аналитического агентства «Автостат».
Другие прогнозы
Эксперты авторынка пока расходятся во мнениях относительно его перспектив. Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) ранее прогнозировала, что рынок новых автомобилей просядет в два-три раза. О падении авторынка до 50% ранее говорил глава Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев.
Сразу три варианта развития событий видят эксперты аналитического агентства «Автостат». В случает реализации базового сценария продажи новых легковых автомобилей в России в нынешнем году могут упасть на 50% по отношению к 2021 году, до 750 000 единиц. Если ситуация будет развиваться по оптимистичному сценарию, то объем рынка может составить 980 000 штук (падение на 35% год к году). Если же будет реализован пессимистичный сценарий, то рынок рухнет на 70%, до 470 000.
Что будет с российским авторынком после запрета поставок японских машин
Как отметил кандидат технических наук и автожурналист Егор Васильев, в целом санкции подобного рода не являются чем-то новым. Эксперт напомнил, что не так давно Евросоюз ввел ограничения на поставку в Россию автомобилей дороже 50 тысяч евро, новых и подержанных гибридных и электрических авто, а также машин с объемом двигателя более 1,9 литра. По его мнению, санкции со стороны Японии просто повторяют аналогичные действия Европы. Правда, в японском варианте речь идет еще и о шинах для грузового транспорта и запасных частях, номенклатура которых пока неизвестна.
Васильев считает, что такое решение Японии не окажет существенного влияния на российский авторынок.
«Во-первых, никто не отменял параллельный импорт. Особенно с учетом того, что на территории того же Китая расположено огромное количество производственных площадок японских автопроизводителей. Во-вторых, подобное решение властей просто создает еще более благоприятные условия для китайского автопрома. В распоряжении которого, без всяких усилий и дополнительных затрат, оказывается российский авторынок, дефицит автомобилей на котором составляет около 600 тысяч единиц. И с уходом японцев он только увеличится», — объяснил эксперт.
По мнению Васильева, китайский автопром, в соответствии со своей национальной традицией, вполне успешно ассимилировал передовые достижения дальнего востока и запада. И машины, которые сейчас появляются на российском рынке, во многом уже опережают передовой западный автопром.
«Подобное решение со стороны Японии носит больше эмоциональный, нежели разумный характер. Мало того, что из-за этого Япония лишится существенный части доходов от торговли с Россией (по итогам прошлого года он составил 4,33 миллиарда долларов). Ведь рано или поздно японскому автопрому придется возвращаться на наш рынок, который к этому времени будут плотно занят китайскими машинами. И сделать это будет уже очень сложно и дорого», — уверен эксперт.
Иного мнения придерживается главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. В разговоре с «РГ» он констатировал, что, так как под запрет попадают машины и новые, и подержанные с объемом двигателя более 1,9 литра, а также все «литромобили» и гибриды, то значительная часть экспорта из Японии в Россию просто «обрезается».
«Разумеется, к нам поставляется много небольших машин — крохотные кей-кары с моторами 600-660 куб. см, а также Nissan Micra с мотором 1,2 литра. Но если говорить об автомобилях с объемом двигателя 1,9 литра и выше, то в нашей стране это очень популярный сегмент. Здесь можно назвать и Toyota RAV4, все Subaru, за исключением совсем крохотных, Nissan X-Trail, и, конечно же, большие внедорожники и минивэны, которые привозились к нам в довольно приличном количестве. Только прошлом году из Японии в Россию было ввезено 213 тысяч подержанных машин, и это большой объем. А в этом году темпы ввоза еще выше: мы каждый месяц ввозит более 20 тысяч машин. За первое полугодие 2023 года ввезли порядка 130-160 тысяч машин. Темпы выше, чем в прошлом году,» — отметил он.
Эксперт отметил, что и для самой Японии этот запрет — проблема: ведь, выкупая их подержанные автомобили, мы тем самым стимулировали их производство. Но все же, кроме России у Японии все же есть масса других стран, куда идут бывшие в употреблении машины. Это и Африка, и Латинская Америка, и Новая Зеландия, а также Филиппины, Малайзия, Фиджи и, наконец, Камбоджа. Что же касается нашей страны, то подобное решение означает серьезный удар по российскому рынку, предупреждает Кадаков.
«Цены уже поднимаются на машины, которые ввезены, и те, которые уже ездят по нашим дорогам. А автомобили из новых поставок станут существенно дороже. Полностью они не исчезнут, их наверняка будут завозить «окольными путями». Вопрос состоит в том, сколько это все будет стоить. К цене самого транспортного средства добавится стоимость логистики и услуги посредников, причем плюс будет существенный — речь здесь будет идти не о 10 тысяч рублей, а как минимум о 200 тысяч рублей», — объяснил эксперт.
Как справится с этим наш рынок — можно пока только гадать, поскольку поведение покупателя непредсказуемо. И все же эксперт прогнозирует, что, хотя реальные продажи этих автомобилей упадут по объему, полностью они не прекратятся.
С ним согласен и заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
«Можно ожидать, что результатом запрета поставок в Россию автомобилей из Японии станет рост цен на эти автомобили, в диапазоне 10-15%», — отметил он.
Причем данное увеличение цен не будет зависеть от колебаний национальной валюты — драйвером удорожания в данном случае станет усложненная логистика поставок моделей японских брендов, подчеркнул Тюктеев.
В целом можно прогнозировать, что данную нишу в течение несколько месяцев займут автопроизводители китайских марок.