Для чего на корму Т-34 крепили продолговатые цилиндры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Машин не жалеть, работящи еще настрогают!», — именно так, к сожалению, выглядит отношение советского командования в годы Второй мировой войны к подчиненным и вверенным в пользование ресурсам, в том числе военной техники, в глазах немалой части соотечественников. Советская промышленность действительно клепала боевые машины тысячами, однако это говорит «несколько» о других вещах.
Интересный факт: начиная с перестройки укоренилась достаточно «занятная» система подсчета соотношения потерь Красной армии и вермахта. Почему-то ряд «историков» сравнивает друг с другом непосредственно потери РККА и армии нацисткой Германии, не учитывая при этом потери союзников Рейха из Оси, действовавших на восточном направлении против СССР. А между тем на восточном фронте в достаточно представительном количестве присутствовали формирования итальянцев, румын, венгров, даже испанцев. Одних только румын под Сталинградом было более 200 тысяч человек. Если же считать потери оси, а не отдельно взятые потери именно немецкого вермахта, то соотношение потерь за всю войну в целом будет стремится к значению 1 к 1, что весьма характерно для условий тотальной войны.
Хотя танки Т-34 и были заточены именно на массовое производство, командование и страна в целом были, конечно же, заинтересованы в сохранении машины в строю. Так как на войне важнейшими ресурсами являются вовсе не сталь и нефть, а время и люди, именно для спасения жизней личного состава на Т-34 и ставили замысловатые цилиндры. Их многие сограждане по ошибке принимают за топливные баки. На самом деле это БДШ-5 или «боевая дымовая шашка».
Использовались БДШ-5 для установления дымовой завесы. Применяться она могла в ряде ситуации. Например, если танк оказывался подбит, то его экипаж имел право поставить завесу для дальнейшего отступления или по крайней мере выживания. Кроме того, дымовые завесы применялись для отвлечения противника во время маневров или при создании укрытый для наступающей советской пехоты.
Примечательно, что танковая дымовая шашка на самом деле была слегка переработанной морской дымовой шашкой, которая еще до начала войны устанавливалась на корабли и катера. Работала БШД от 5 до 7 минут, создавая завесу площадью до 2 гектаров. Заправлялись шашки антраценовой дымовой смесью. Как правило, в действие система приводилась при помощи электронного запала. Существовали также механические и химические варианты, однако они были более дорогими и, как ни странно, менее надежными.
В продолжение темы читайте о том, с какой целью немецкую САУ оборудовали таким до неприличия коротким стволом.
Зачем на советском танке Т-34 установлены цилиндрические приспособления
T-34 — советский танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года и считался одной из наиболее разрушительных машин во время кровопролитных схваток того времени. Впрочем, несмотря на тот факт, что о знаменитом танке знают почти все, некоторые вещи до сих пор многим не совсем понятны. Например, мало кто понимает, для каких целей на Т-34-85 находились два цилиндрических приспособления.
На первый взгляд может показаться, что в загадочных бочках всего-навсего находится дополнительное горючее, но на самом деле такое умозаключение верным не является. При этом догадаться, для чего же на корме боевой машины странные цилиндры, довольно непросто, особенно для того, кто имеет смутное представление о бронетехнике.
Неожиданность для врага
85-й танк стал самым эффективным из всех танков Т-34, показав себя с отличной стороны во время Второй мировой войны, ведь у него было улучшенное бронирование и новые полезные технические функции, которых не имелось у его предшественников.
Кстати, любопытные цилиндры также являются эксклюзивом этого танка, и в них совсем не бензин, а БДШ-5. То есть речь идёт о дымовых шашках, способных вводить в ступор как новобранцев, так и самых опытных врагов на поле боя. Именно для Т-34 такие шашки были созданы на базе морских дымовых шашек для кораблей.
Конструкция и действие БДШ-5
Внутри одного цилиндра Т-34 находится ещё один цилиндр в виде сетки, а в нём та самая дымовая смесь. Высота цилиндра — 480 мм, диаметр — 412 мм. Появление дымовой завесы происходило через электронный запал или через запал какого-то ударного действия, но это уже намного реже. Дым мог оставаться густым до 7 минут и охватывать около 2 гектаров. Сбивающий с толку дым использовался в качестве преграды для наступающих вражеских войск, особенно в тех случаях, если соперники на поле боя были без боевого транспорта. Против пехоты такие петарды подходили неплохо.
Иногда баки с дымом активировались в тех случаях, когда Т-34 подбивали. Имелись у советских солдат и похожие ручные шашки малых размеров, их при подобных обстоятельствах выбрасывали из танкового люка. Подходило использование ручных дымовых шашек и при моментах, когда солдат оказывался в поле боя перед многочисленными врагами, ведь тогда у бойца появлялось больше шансов, чтобы скрыться.
БДШ-5 после Великой Отечественной войны
После Второй мировой войны БДШ-5 определённое время ещё использовали в боях, даже на новых Т-44 и Т-54, однако позднее дымовые цилиндры признали устаревшими, поэтому их эра закончилась. Но дым в боях всё равно применяли, только уже посредством новой системы дымового запуска.
МУЖСКОЙ БЛОГ
Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом
Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом
- man
- Posted on 03.02.2020
- Оружие
- No Comments
Провел небольшой эксперимент. Показал своим друзьям фото танка Т-34-85 и поинтересовался у них, что за цилиндрические баки установлены на корме танка. Из пяти опрошенных только один дал правильный ответ и то, наверное, потому что, он был танкистом и знал ответ заранее.
Остальные предположили, что это топливные баки, но не исключили, что это могут быть баки под масло, воду. При этом, чувствуя в вопросе подвох заявили, что точного ответа не знают, и это может быть что угодно.
Для тех, кто интересуется моделированием бронетехники или хорошо знает историю танкостроения, этот вопрос так же не представляет ничего сложного.
Это шашки БДШ-5 или МДШ для постановки дымовых завес. При этом сразу же стоит оговориться, что приспособления для крепления дымовых шашек можно было использовать для установки запасных баков с топливом или маслом.
Основой для создания БДШ-5 (большая дымовая шашка) послужила МДШ (морская дымовая шашка).
Морская дымовая шашка МДШ
На Т-34-85 системы дымопуска начали устанавливать в 1944 году, и предназначалась она для постановки дымовых завес. Работала шашка в течение 5-7 минут и за это время могла установить дымовую завесу на площади до двух гектаров.
Я не встречал упоминаний о том, что БДШ применялись для сокрытия танка, во избежание прицельного огня противника, но мне попадались упоминания о постановке с помощью танков и штурмовиков Ил-2 дымовых завес, прикрывающих наши наступавшие войска.
Доводилось читать воспоминания танкиста, рассказавшего, что для маскировки своего подбитого танка они применили обычные дымовые шашки, которые имелись в машине и которые выбрасывались через открытый башенный люк.
Обратите внимание, что на этом Т-34-85 установлены разные дымовые шашки
БДШ-5 устанавливались так же на танках Т-44 и Т-54. Надобность в дымовых шашках отпала после появления новых систем дымопуска, термической дымовой аппаратуры.
Теперь дымовая завеса устанавливалась за счет испарения дизельного топлива под воздействием высоких температур. На освободившееся место вместо дымовых шашек стали устанавливать запасные топливные баки.
Интересным фактом является то, что БДШ-5 обладала плавучестью, и ее можно было использовать для постановки дымовой завесы на воде. После войны на металлических крепежных лентах, с помощью которых БДШ крепились к корме танка, были установлены пиропатроны. Это позволяло в любой момент сбить крепеж, сбросить дымовую шашку и уйти под защиту дыма.
Цилиндры на корме танка Т-34: для чего они предназначены
Танк Т-34-85 с цилиндрами сзади / Фото: victorymuseum.ru
Многие предполагают, что широкие цилиндры на корме легендарного танка Т-34 служат запасными отсеками для топлива. Они сопутствуют бронемашине практически во всех вариациях после 1944 года, включая памятники и миниатюрные игрушечные модели. Похожие на канистры выпуклые части техники, на деле, способствуют маскировке военной машины, пытаясь сбить вражескую бдительность с толку. Пришло время снять плотную завесу недопонимания со значимой стратегической детали знаменитой бронемашины.
Не зря считается, что во время войн почти повсеместно лучших результатов в развитии вооружения добивались во время комплексного подхода. Двигатели самолётов выпускали на основе машинных двигателей, а иногда – наоборот. В усовершенствовании танков прибегали к средствам морской маскировки – дымовым шашкам, которые были уже не раз опробованы на флоте. К этой практике причастны крупные железные цилиндры на задней корме небезызвестного танка «Т-34», которые располагаются там же, где и запасные хранилища топлива, из-за чего их так легко перепутать.
Обилие плотных столпов дыма на поле боя позволяло прибегать к военным хитростям для маскировки / Фото: m.gazeta.ru
В кормовой части Т-34 по-прежнему устанавливают кронштейны для фиксации пары запасных баков, хранящих резервы масла и топлива. Баки в целом неприметны с первого взгляда и уязвимы на контрасте с основной несокрушимостью танковой брони, поэтому – во избавление от казусов – их содержимое стараются, по возможности, расходовать до начала крупного сражения. Кроме того, они имеют не цилиндрическую форму.
В целом, «Т-34» редко нуждался в дополнительных запасах энергии. Дизельный 12-цилиндровый двигатель в 500 лошадиных сил до последнего выносливо держал махину даже на полном ходу. Вместимость более чем в 500 литров гарантировало подспорье на более чем продолжительный период времени. И это с учётом того, что на пересечённой местности танк тратит примерно 1,8 литра на один километр.
Для чего же, в таком случае, использовались металлические цилиндры, похожие на канистры?
Дымовая шашка в форме цилиндра / Фото: avtotema.mediasalt.ru
На деле, это передовая для советской бронетехники дымовая шашка. Диаметр железного корпуса цилиндра 40 или 41 сантиметр, а внутри – тонкий и упругий сетчатый футляр с антраценовой и переходной смесью, которые распределены между собой в 4 слоя.
Дымовые шашки, размещённые на задней части кормы лучшего советского танка, и вправду испокон веков напоминали уменьшенные баки для транспортировки и перераспределения расходных материалов, в том числе топливных. Экипаж машины всегда мог беспрепятственно отбросить шашку и потерять очертания в завесе, въехав в неё задним ходом.
Железная пробка с отверствием для проводов автоматического запала и откидной клапан срабатывают почти мгновенно – от бортовой сети боевой машины, выпуская непроглядную стену облаков. Искусственная маскировочная оболочка, длина которой порой достигала до 200 метров, оберегает легендарный танк, в то время как все стороны света регулярно контролируются разведкой.
Особенно хорошо шашки справлялись с задачей обеспечения маскировки на дальних дистанциях. Во время интенсивных военных действий пространство заволакивает тяжёлый белый туман, с которым в ходе непрерывных баталий постепенно свыкаются глаза солдата. Искусственно созданный дым не кажется противоестественным, — напротив, он прячет в облаке танк, пока он не подберётся на необходимое расстояние, чтобы затем внезапно открыть огонь.
Дымовая завеса, созданная танком / Фото: fishki.net
Дымовая шашка для Т-34 выходила всего в четырёх модификациях. «БДШ-5», выпускающая плотный белый дым до семи минут — это классическая дымовая шашка, представляющая собой фундамент линейки танковых дымовых устройств.
«БДШ-5х» и «БДШ-15х» отличались от предшественников тем, что выдавали в несколько раз более плотную и, как следствие, поистине непроходимую завесу.
«БДШ-15» непрерывно выпускают дым уже до 16 минут, что при благоприятных погодных условиях позволяет машинам в режиме «невидимости» преодолеть несколько рубежей на пути к вражеским флангам.
Скорость метра до 1 метра в секунду идеально способствует полной эффективности дымовой завесы. Задымление местности в таких условиях выглядит предельно естественно, не бросается в глаза и не раздражает их слизистую, поскольку дым по своим свойствам инертный. Ему не присущи свойства ядовитых завес, поскольку едкие и токсичные газы обнаружить намного проще, и, безусловно, они создают нешуточную опасность для тех, кто находится внутри кабины.
Плотная дымовая завеса от гранаты / Фото: www.arms-expo.ru
Посему дымовые завесы имели превентивный характер и могли использоваться только в стратегических целях. Нужно отметить, что в соотношении с другими странами, у нас технология появилась относительно поздно. Однако сам по себе впечатляющий, одновременно манёвренный, стойкий и мощный танк Т-34 долгое время обходился без хитрых уловок. БДШ стали одним из ярких финальных штрихов его классического образа и имиджа.
Танк тигр с дымовыми мортирами / Фото: russian7.ru
Дымовые мортиры появились на счету немецкой армии в 1930-х годах. Они заряжались дымовыми гранатами. На башне танков располагалось единовременно до четырёх мортир, каждая из которых вращается вокруг собственной оси. Орудия также подходили для сигнальных ракет и нередко спасали танкистов во время поломок радийной коммуникации.
Если вам показался интересным этот материал, не пропустите:
БТР и БМП — в чём разница между боевыми машинами
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов