Сколько стоит машина которая сам едет
Перейти к содержимому

Сколько стоит машина которая сам едет

  • автор:

Беспилотные автомобили: сколько стоят, когда поступят в продажу и как ИИ справляется с бездорожьем и лихачами

В 2018 году на дорогах «Иннополиса» появились первые в России беспилотные автомобили. По прогнозам разработчиков интеллектуального транспорта, через пять-десять лет любой руководитель сможет заменить обычную машину со штатным водителем на автомобиль с автономным управлением.

Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем Университета «Иннополис», входящей в состав Центра компетенций НТИ по направлению «Робототехника и мехатроника», рассказал нам, как работает беспилотник, кто отвечает за безопасность езды и как робомобиль справляется с проблемами российских дорог: лихачеством и бездорожьем.

Интервью подготовлено командой ИТ-журнала «Завтра облачно» при поддержке Mail.ru Cloud Solutions.

Благодаря системе автономного режима управления автомобиль способен ехать без участия человека. Специальные системы автоматизации собирают информацию о положении автомобиля на дороге, анализируют ее и выбирают оптимальный сценарий движения. Разберемся, как это происходит на практике.

Вместо опыта и знаний обычного водителя, у беспилотника — сервер с программным управлением . В программу автомобиля внесены правила дорожного движения, а также бесконечное множество ситуаций, которые могут случиться на дороге и варианты сценариев, как действовать в той или иной ситуации.

На сервер информация поступает с внешних датчиков. Компьютер ее анализирует, сопоставляет с собственной базой данных и выбирает сценарий действий. База данных постоянно обновляется. Если на дороге произошла нестандартная ситуация, оператор ее описывает, специалисты подбирают все возможные варианты действий, разработчики обновляют базу.

Глаза беспилотнику заменяют радары, антенны и камеры. Они размещены по периметру автомобиля. С помощью камеры беспилотник видит объект, с помощью радара его «ощупывает». Радар принимает отраженный сигнал, преобразует его в трехмерную картинку и выбирает из базы данных аналогичный объект. Радар может отличить человека от автомобиля и работать в условиях плохой видимости.

Но основной орган зрения беспилотника не камеры — это лидар (лазерный радар), установленный на крыше . Он сканирует окружающее пространство, формирует трехмерную картинку и передает ее в мозг автомобиля. Угол обзора лидара — 360⁰.

Местоположение и направление движения автомобиль определяет по системе спутниковой навигации ГЛОНАСС, GPS, Baidu, Galileo — все зависит от количества видимых спутников. Встроенная GNSS (Global navigation satellite systems) сама определяет какой сервис выбрать.

Чтобы беспилотник не терял ориентации в условиях слабого сигнала, в автомобиль встроена система локализации. Кроме информации со спутника, она учитывает данные от визуальной и колесной одометрии (частота вращения каждого колеса автомобиля), от внутренней инерциальной системы навигации IMU (Internal Measurement System).

Автомобиль сверяет информацию со всех устройств, которые на нем установлены, с точностью до нескольких сантиметров определяет локализацию предметов и уверенно чувствует себя на дороге.

Например, беспилотник подъезжает к подземному пешеходному переходу. Основной поток пешеходов пересекает дорогу по переходу, но один из них выскакивает на проезжую часть. С помощью камер и радаров автомобиль почти сразу понимает, что за объект перед ним. В его базе сохранены несколько вариантов развития события: пешеход остановился; продолжил движение с прежней скоростью; перешел на бег; мечется по проезжей части.

Чтобы выбрать оптимальный сценарий, компьютер определяет местоположение пешехода, расстояние до него, с какой скоростью он двигается и в каком направлении, анализирует других участников движения.

Полученный анализ автомобиль сравнивает с информацией из базы данных и действует по оптимальному варианту: снижает скорость; включает аварийное торможение; припарковывается. То есть машина не только перевозит пассажира из точки А в точку Б, но и принимает решение, как действовать в критических ситуациях.

Весь цикл обработки информации укладывается в 140 миллисекунд. Это в 2—3 раза быстрее человека.

Искусственный интеллект автомобиля — это мозговой узел беспилотника. Он приводит машину в движение, задает скорость и прокладывает путь, а также способен управлять автомобилем в любых погодных условиях, распознавать дорожные знаки, сигнал светофора, пешеходов, животных, различные препятствия. ИИ может отличить «Скорую помощь» со спецсигналом от других автомобилей и уступить дорогу, спокойно переехать через «лежачего полицейского» и остановиться перед поваленным деревом.

По уровню безопасности езды искусственный интеллект в несколько раз превосходит человека. Благодаря совершенству камер и датчиков он может двигаться в полной темноте и в условиях плохой видимости. Когда камеры бесполезны, например, во время ливня, снегопада или тумана, автомобиль получает информацию с радаров.

Беспилотники учитывают погодные условия, состояние дороги, стиль вождения других водителей. На основе этого автомобиль выбирает оптимальный сценарий движения и свое поведение на дороге.

Искусственный интеллект, как и человек, способен обучаться . Например, человек анализирует поступившую информацию: более важную отправляет в долговременную память, менее важную — в кратковременную. ИИ функционирует аналогично — определяет и сортирует информацию по степени важности.

Если какое-либо мало важное событие повторилось, мозг беспилотника перемещает информацию к важным событиям. Теперь в процессе принятия решения машина учтет и этот сценарий. То есть ИИ не только усваивает информацию, которую разработчики заложили в базу данных, но и способен самообучаться.

Такие самообучающиеся нейросети используют не только разработчики беспилотных автомобилей. Так, на основе машинного обучения работают системы компьютерного зрения для распознавания различных объектов, например, номеров автомобилей или лиц. Их можно использовать для организации пропускного режима, контроля над сотрудниками, охраны периметра.

Клиника «Инвитро» внедрила аналогичную систему, чтобы быстрее принимать пациентов: ИИ распознает человека, подходящего к ресепшену, и выводит его карточку на компьютере сотрудника регистратору. Развернуть и запустить систему машинного обучения можно на собственной инфраструктуре компании или в облаке: готовые PaaS-платформы позволяют быстро разрабатывать нужные сервисы.

Пока в ПДД нет понятия «автомобиль-беспилотник», а в российских законах нет правового регулирования ответственности в случае аварии с участием робомобиля. Поэтому во время движения по реальным дорогам в беспилотнике на месте водителя сидит оператор. На него возлагается та же степень ответственности, что и на водителей обычных машин.

Оператор наблюдает за работой датчиков, оценивает, насколько оправданно то или иное действие автомобиля. Например, правая полоса свободна, но автомобиль перестроился в левый ряд — оператор делает пометку, что программистам необходимо проверить базу данных на конкретном участке дороги. Большую часть времени машина движется автономно, но в любой момент оператор может принять управление.

В то же время беспилотник контролирует работу оператора . Чтобы в критической ситуации человек успел принять управление, необходима высокая сосредоточенность и концентрация. Внутренние датчики автомобиля «улавливают» состояние оператора и подают сигнал, если он расслабился.

На автомобилях в «Иннополисе» в салоне установлена внутренняя камера. Это отдельный модуль со встроенной нейронной моделью, он определяет состояние водителя по характерным признакам: мимика, частота морганий, наклон головы и другие.

Основные проблемы при движении беспилотных автомобилей — это плохие дороги и не всегда адекватные действия со стороны других водителей. Разработчики учитывают реалии российских дорог и закладывают в базу данных беспилотника возможные ситуации и пути их решения.

Например, если стерлась дорожная разметка, беспилотник условно делит полотно на количество полос и движется по своей полосе. С таким же успехом машина с автономным управлением может ехать по грунтовой дороге, где нет никакой разметки.

Также автомобиль наблюдает за другими участниками дорожного движения, по стилю вождения предугадывает их действия и подстраивается под сложившуюся ситуацию. Например, в базу ИИ заложена информация, что водители с агрессивным стилем вождения часто «подрезают» другие автомобили. Если беспилотник по характерным признакам распознает такого водителя, робомобиль выберет оптимальный вариант, чтобы избежать аварийной ситуации: перестроится, снизит скорость, чтобы пропустить лихача.

Беспилотник никогда не нарушает правил дорожного движения . Если из-за аварии образовалась пробка, а на дороге — двойная сплошная разметка, автомобиль не выезжает на встречную полосу, чтобы продолжить движение. Машина остановится и будет стоять, пока путь не освободится.

Сегодняшний уровень развития культуры вождения диктует именно такой путь. Однако это не догма, и поведение беспилотника можно поменять.

Наибольшие сомнения вызывают этические проблемы: насколько оправданное решение примет беспилотника в безальтернативной ситуации, например, когда аварии не избежать. В память сервера заложено огромное количество сценариев дорожных ситуаций. Искусственный интеллект за сотые доли секунды перебирает их все и с математической точностью выбирает вариант с наименьшими потерями.

Разработчики уверяют, что вероятность аварии с участием беспилотников будет в тысячи раз ниже, чем с участием водителя. Умная машина не отвлекается, не устает. Ее контроль за дорожным движением никогда не ослабевает.

Беспилотники уже совершили прорыв — не задерживаясь на узкоспециализированных сферах, вышли на городские улицы и стали полноправными участниками дорожного движения двух городов.

Широко внедрять автономное управление логичнее на спецтехнике. Например, использовать беспилотники в строительстве, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности — достаточно написать программу с ограниченным перечнем повторяющихся операций. Дальнейшее развитие видится в серийном производстве промышленных беспилотников.

Автомобили с автономным управлением — это пока эксперимент, который покажет, насколько целесообразно их использовать. При этом эксперимент не из дешевых: около 3 млн рублей стоит подготовленный автомобиль и еще столько же нужно потратить на сервер, датчики и сенсоры.

Ориентировочно к 2022 году закончится тестовый период машин с автоматизированным управлением, будет подготовлен закон, регулирующий правовой статус беспилотников, а стоимость «умной» начинки снизится.

С увеличением количества беспилотников появятся и новые проблемы. Пока робомобили работают в основном автономно — беспилотники подключаются к сети только для обмена информацией, их связь с интернетом минимальна. В таких условиях взломать сервер и перепрограммировать мозги беспилотника очень сложно — злоумышленнику нужен доступ к машине.

С развитием беспилотников увеличивается количество внешних каналов, а, значит, облегчается доступ к управлению машиной. Уже сейчас разработчики работают над новыми способами шифрования данных и изоляции каналов связи.

самый дешевый автомобиль с автопилотом

volkswagen 1509784 1920

Tesla выпустит бюджетный электромобиль с автопилотом за 2 млн рублей

/>form photoreport imageid 443590 2 18cbfb2b d 850

Илон Маск, основатель и глава Tesla Inc., крупнейшего производителя электромобилей, на презентации, приуроченной к собранию акционеров, пообещал выпустить высококачественный электромобиль ценой менее 25 000 долларов (1,9 миллиона рублей по текущему курсу), примерно на треть дешевле самого доступного сегодня седана Model 3.

Маск прикинул, что на выпуск доступной Tesla компании потребуется не более 3 лет. Ключом к столь существенному снижению стоимости является новая электромеханическая трансмиссия со вдвое меньшей себестоимостью, чем сейчас.

Маск отметил, что Tesla со дня основания стремилась охватить массовый сегмент и на достигнутом останавливаться не намерена, в долгосрочной перспективе целью компании является производство 20 миллионов электромобилей ежегодно. Для сравненияяя крупнейший по объему производства автопроизводитель Toyota Motor в 2019 году произвел 10,7 миллиона единиц автотранспорта совокупно.

Доступный электромобиль Tesla будет штатно оснащен полным автопилотом. Собственно, на выход полноценной системы автопилота Tesla на рынок Маск отвел месяц.

15 компаний, которые уже сейчас делают автомобили с автопилотом

imagetools12 1

На самом деле, абсолютного автопилота в машинах еще нет. Сообществом автомобильных инженеров была разработана шестиуровневая классификация автоматизации автомобилей, где 0 — водитель выполняет всю работу сам, и 5 — абсолютный автопилот. На данный момент технология автопилота находится на отметке 2-3. Рассмотрим наиболее «умные» беспилотные автомобили на сегодня.

Теslа

imagetools0 7

Tesla Model S можно смело относить к третьему уровню автоматизации. Модель умеет самостоятельно парковаться, встраиваться в полосу, ездить по улицам города, переходить с одной трассы на другую и останавливаться при обнаружении препятствий. Инженеры Tesla планируют достичь пятого уровня в ближайшие 2-3 года.

imagetools1 3

Американская компания Fоrd находится на четвертом месте по объему выпуска автомобилей за весь период существования. В последних моделях Focus, Kuga, Mondeo и Explorer стала доступна система активной помощи при парковке. Эта функция требует одного нажатия кнопки, после чего датчики найдут достаточное для парковки место, когда автомобиль будет проезжать мимо. После этого система автоматически направляет автомобиль на выбранное место, а водителю остается лишь управлять педалями газа и тормоза, а также коробкой передач.

Nissаn

imagetools2 4

Nissаn Sеrеnа в 2016 году стал первым автомобилем, обладающим технологией ProPILOT. Уже тогда автопилот значительно упрощал движение по шоссе, одновременно управляя рулем, акселератором и тормозной системой.

В 2019 стала доступна новая версия автопилота РrоPILOT 2.0 для Nissan Skyline. Эта система может удерживать автомобиль по центру полосы, соблюдать дистанцию и поддерживать скорость движения.

blobid1574537433006

Классическая линия BMW пятой серии недавно получила функции автопилота. Они могут самостоятельно припарковать автомобиль, а также управлять им во время пробок, позволяя водителю отдохнуть.

Vоlvо

blobid1574537467540

Внедорожник Volvo XC60 оборудован максимальным числом автономных функций. Автомобиль сам справляется с торможением, ускорением и управлением на скорости до 130 км/час. Однако водитель должен держать руки на руле, а бортовой компьютер следит за тем, чтобы он не отвлекался от дороги.

imagetools3 2

Audi A8 на скорости до 60 км/час позволяет водителю убрать руки с руля и наслаждаться поездкой. В числе самостоятельных функций у этого автомобиля есть автопарковка, езда по улицам города, маневры средней сложности и остановка перед препятствиями.

Mercedes-Benz

imagetools4 1

Сейчас в автомобилях компании Mercedes-Benz установлена система Intelligent Drive. Эта система собирает информацию с камер, датчиков и радара, что позволяет машинам этой серии самостоятельно регулировать скорость, останавливаться, если водитель отпустил руль или уснул, перестраиваться в другую полосу и тормозить перед преградой.

DevBot

imagetools5 1

Производителем автомобиля DevBot стала компания Drayson Racing Technologies. Этот автомобиль-робот, базируемый на компьютере Nvidia Drive PX 2, предназначен для гонок RoboRace. Автомобиль имеет кабину для пилота или инженера, который будет находиться там на случай критических ситуаций.

imagetools6 1

В городе Питтсбург, США, сервис по вызову такси Uber запустил беспилотные автомобили. Компания использует модифицированные версии Fusion. На случай неполадок с автопилотом в такси с пассажиром будет ездить водитель.

Google

imagetools7 2

Электрокары компании Google самостоятельно паркуются, регулируют скорость, перестраиваются в другую полосу, тормозят перед препятствиями и предсказывают траекторию движения объектов.

В автомобилях Self-Driving Car отсутствует не только руль, но и педали газа и тормоза.

Land Rover

imagetools8 1

Знаменитый производитель внедорожников, компания Land Rover, как и другие автопроизводители, занимается созданием автопилота для машин. Компания планирует создать автопилот, который сможет справиться даже с бездорожьем.

В настоящее время технология автопилота компанией только тестируется, а точной даты выхода на рынок пока нет.

Ноndа

imagetools9 1

В декабре 2017 года стало известно о намерениях Honda разработать собственный беспилотный автомобиль. К 2020 году компания планирует представить разработанную совместно с SenseTime самоуправляемую машину. О предполагаемых характеристиках автомобиля пока ничего не сообщается.

Tоуоtа

imagetools10 1

В рамках выставки электроники СЕS, проходящей в США, компанией Тоуоtа была представлена система беспилотного управления собственной разработки. Такая система способна:

Экспериментальная система прошла первые испытания на Lехus LS.

Mitsubishi

imagetools11 1

В октябре 2015 года компания Mitsubishi продемонстрировала свою концепцию беспилотного автомобиля. Создатели предусмотрели возможность дистанционного управления, для которого используются спутниковые данные и 3Д-карты высокого разрешения.

Нуundai

imagetools12 1

Автономное авто Нуundai — это седан G90 с адаптивным круиз-контролем, помощью по поддержанию полосы движения, экстренным торможением, обнаружением пешеходов и мертвой зоны и дополнительными технологиями для поддержки водителя.

Разработкой автомобилей с беспилотной системой управления занимаются многие компании, однако их технологии автопилота находятся на втором уровне. Такие компании, как Google, Tesla и Audi подошли к созданию беспилотной машины ближе всех. Именно эти компании имеют реальный шанс создать полностью беспилотный автомобиль в ближайшие несколько лет.

Их нравы: как показали себя на российских дорогах немецкий и китайский электромобили

IMG 9512 0.JPG

Эти два электромобиля уже добились определенного успеха на домашних рынках, но для нас всё еще экзотика. VW ID.3 издает космические звуки, XPeng P7 устраивает световое шоу. Зачем их привезли в Россию и есть ли у них шанс попасть в продажу — разбирались «Известия».

Темпы роста

VW ID.3 должен стать третьей знаковой моделью немецкого концерна после легендарных «Жука» и «Гольфа», о чем говорит цифра в названии. И у него есть все шансы — по результатам прошлого года он вышел на третье место в Европе среди электромобилей. А по результату прошлого месяца стал лидером сегмента, обойдя Tesla Model 3.

XPeng P7 — не лидер китайского рынка, «блоху» Wuling Hong Guang MINI EV ему пока не догнать. Зато молодая китайская марка растет бешеными темпами. В августе ее продажи увеличились на 172%, а седан P7 вошел в десятку самых популярных электромобилей Китая.

png

Габариты VW ID.3: 4261×1809×1552 мм. Колесная база — 2765 мм

2021 08 08T215451Z 222860117 RC291P9Y3G4O RTRMADP 3 AUTOS CHINA VOLKSWAGEN.JPG

XPeng начала производство своей первой модели в ноябре 2018-го. Это типичный представитель молодой поросли электромобильных стартапов, возникших как реакция на успех Tesla. Nio, Hozon, WM Motor, Leap Motor — основатель каждой мнит себя китайским Илоном Маском и конструирует свою «Теслу». Непременно с большой батареей, автопилотом, красочными дисплеями и выдвижными дверными ручками. XPeng со своим седаном P7 пока самый успешный среди них.

Нажать на Play

«Обмылок» — первая ассоциация, которая приходит на ум, когда смотришь на ID.3. Короткий капот, «растекшиеся» фары, сильный наклон передних стоек. Если бы не радиатор климатической системы и охлаждения батареи, установленный вертикально, передок ID.3, наверное, был бы еще более покатым. Дизайнеры отыгрались на задней части: глянцево-черная крышка багажника, узор из мелких ромбов на широкой задней стойке.

Интерьер в серо-черной гамме скучноват. Пластик в основном жесткий и смотрится дешево. Обивка кресел — частично из переработанных пластиковых бутылок. Вот она, новая этика. Немецкого чувства юмора хватило на педали, они помечены знакомыми каждому значками Play и Pause.

png

png

png

Перед водителем — крохотный экранчик, как от калькулятора, с минимумом информации. Да, вся прочая информация выводится на большой центральный дисплей, но не покидает ощущение, что на тебе сэкономили. При этом дисплей потеснил воздуховоды, которые дуют теперь куда-то вниз.

20210906 gaf u55 503

Клавиш стеклоподъемников всего две, и сенсор переключения между задними и передними стеклами, которого всё время случайно касаешься. Есть и кнопка запуска двигателя, которая, по сути, нужна, чтобы погасить приборы. Домкрат без запаски и фаркоп со строгим запретом буксировать что-либо — лишь для перевозки велосипеда. ID.3 как будто никак не освоится в светлом электрическом будущем.

Посадка удобная, но высокая. Это и окошки по бокам от передних стоек вызывают ощущение, что сидишь в минивэне. По идее, электромобильная платформа с батареей под полом, компактным электромотором, широко расставленными колесами и короткими свесами должна давать неоспоримое преимущество во внутреннем объеме. Однако ID.3 при схожих габаритах не сильно просторнее, чем обычный VW Golf. Разве что места для ног побольше, но диван второго ряда строго двухместный.

Трудности перевода

«Сяопен», или «Икспенг». Во внешности P7 нет ничего специфически китайского. Скупой дизайн, купеобразный подтянутый силуэт с длинным капотом и впалыми боками. Какие-то подозрения возникают, когда он вместо приветствия изображает гирлянду с «АлиЭкспресса».

png

Габариты XPeng P7: 4880×1896×1450 мм. Колесная база — 2998 мм

Но садишься внутрь, и сразу возникает языковой барьер — машина говорит только на родном языке, щедро засыпая два широких дисплея иероглифами. Англоязычной прошивки здесь нет. Чтобы как-то наладить общение, приходится наводить на экраны смартфон с гугл-переводчиком. «Сяопени» месяц назад начали поставлять в Норвегию, так что стоит ожидать, что эти электромобили заговорят и на других языках.

5N0A3818.JPG

Дизайн интерьера, качество материалов и подгонка панелей — на недосягаемом для многих автопроизводителей из Китая уровне. В XPeng Motors старательно учились у Tesla, тем более что Илон Маск выложил патенты в открытый доступ. Но, по-видимому, не всё, что явно не помешало китайцам до них тоже добраться. Во всяком случае, Маск обвинил XPeng Motors в краже технологий, своих и компании Apple.

В облике P7 действительно чудится что-то от «Теслы», но напрямую скопирован только подрулевой рычажок переключения режимов движения, а тот, в свою очередь, Tesla подсмотрела у Mercedes.

P7 чуть меньше Toyota Camry, но колесная база у него намного больше — почти 3 м. Однако и здесь увеличенное расстояние между осями не дает особых преимуществ. Запас для ног на втором ряду вполне сопоставим с седанами типа той же Camry или Kia K5, а заявленный объем багажника скромнее — 440 л.

Водительское кресло плотное, с низкой подушкой и удачным профилем. Необычная деталь — приливы по бокам подголовника, в которых установлены динамики для громкой связи. В отличие от минималистичной приборки VW ID.3, дисплей XPeng P7 удивляет объемом информации, есть даже осциллограмма разрядки и зарядки батареи.

png

png

png

png

png

png

png

png

png

png

png

png

Кроме того, электромобиль показывает движущиеся вокруг него объекты. Забавно, что он не отличает грузовики от автобусов, показывая их одним и тем же значком, а мотоциклы определяет как велосипеды. У P7 полноценный блок стеклоподъемников, но кнопок у него еще меньше, чем у ID.3, — у того хотя бы есть сенсорный блок климат-контроля и аварийка. У P7 всё завязано на центральный тачскрин, даже направление потоков воздуховодов.

EDIT 149

Лучший друг велосипедистов

Аварийку, как выяснилось, P7 включает сам, в уместных случаях. Есть здесь и адаптивный круиз-контроль — для тех, кто осилит китайскую грамоту. Может P7 и самостоятельно парковаться, но для этого нужно снять с кормы регистрационный знак, перекрывающий парковочные датчики.

У XPeng есть собственная система автономного вождения, вот только на приехавшей в Россию машине она не установлена. Может, и к лучшему — недавно в Китае автопилотирующий P7 не распознал грузовой прицеп и врезался в него.

При парковке на ID.3 задним ходом он вдруг сам включает тормоза и останавливается — в то же мгновение в объективе камеры появляется курьер на велосипеде и с зеленой термосумкой. У ID.3 тоже есть адаптивный круиз и электронные ассистенты, но этот электромобиль не перегружен функциями, а оттого интуитивно понятен и прост. Он как робот-пылесос — вроде штуковина из будущего, а привыкаешь почти сразу.

Сила тока

ID.3 при движении на небольшой скорости издает «звуки НЛО» — так он предупреждает пешеходов. Едет он упруго-плотно, как и подобает «Фольксвагену», но на разбитом асфальте жестковат и даже спрыгивает с траектории на ямах. Руль по-спортивному зажат, при этом реакции размазаны — виноваты зимние шины, в которые обут ввезенный в Россию электромобиль.

Машина с задним приводом, задним расположением мотора, сразу выдающего крутящий момент в 310 Нм, отличается коварной склонностью к заносу, поэтому система стабилизации здесь очень строгая. Ускорение без присущих электромобилям спецэффектов, хотя в потоке ID.3 быстр. Самый мощный из возможных мотор развивает скромные по электромобильным меркам 204 л. с., а разгонять он должен хоть и небольшой, но тяжелый хетчбэк. Весит ID.3 почти 2 т — столько же, сколько и более крупный XPeng P7.

png

В Германии VW ID.3 Pro S стоит от €42 460, или 3 млн 590 тыс. в переводе на рубли. Цена XPeng P7 Super Long Range в Китае колеблется от 255 до 367 тыс. юаней (от 2 млн 872 тыс. до 4 млн 133 тыс. рублей)

Etron Baker Voisin 112 1

Подвеска P7 более расслабленная, но всё равно короткоходная. Тем не менее он мягче и комфортнее «Фольксвагена», в том числе и за счет более толстых покрышек. В то же время китайские шины при резком старте скользят и не лучшим образом влияют на чувство руля. Руль здесь тоже тяжеловат, а система стабилизации не менее строгая.

«Китаец» пусть ненамного, но мощнее ID.3 — 266 л.с. и 390 Нм. В разгоне до сотни он быстрее «Фольксвагена» на секунду. К тому же у P7 есть спорт-режим, делающий реакции на нажатие акселератора более острыми. Для тех, кому важно ускорение, XPeng выпускает двухмоторный P7, при суммарной мощности 430 л.с. он разгоняется до сотни за 4,3 с. Уже что-то, хотя Tesla Model 3 чуть быстрее. Оба автомобиля способны держать скорость далеко за сотню, но на 160 км/ч у ID.3 срабатывает ограничитель, P7 способен выдать на 10 км/ч больше.

«Породистые» тормоза Brembo хороши, и в замедлении седан больше полагается на них, чем на рекуперацию. Для быстрой двухтонной машины — то что надо. У ID.3 набор скромнее — сзади вообще стоят барабаны, и расчет больше на торможение мотором.

Розетки не той системы

Запас хода для России — едва ли не самый важный параметр электромобиля: расстояния большие, зарядных станций откровенно мало. Поэтому VW ID.3 и XPeng P7 привезли с максимально емкими батареями: 82,5 и 80 киловатт-часов. На полном заряде ID.3 в версии Pro S способен проехать 549 км по циклу WLTP. Заявка одномоторного XPeng P7 в варианте Super Long Range — 530 км по тому же строгому циклу. А как в реальности? Борткомпьютер «Фольксвагена» показывает 100% заряда и 404 км, XPeng — целых 545 км при полной батарее. Расход электромобилей оказался примерно одинаковый: у ID.3 17–18 кВт⋅ч на 100 км, Pl7 — 18–19, но при этом километраж китайского седана таял в городе быстрее.

Сколько стоят беспилотные автомобили и можно ли их купить

Согласно опросам, 90% водителей готовы купить беспилотный автомобиль при условии его оптимальной стоимости, и только 10% выразили недоверие инновационной технологии. В то же время, 64% опрошенных не верят, что компьютер сможет управлять транспортным средством, так же как человек. И это действительно так, ведь беспилотник в два раза безопаснее и в сотни раз быстрее. И пока будут вестись дискуссии и проводиться всевозможные тестирования и испытания, цена останется определяющим фактором выбора. А ее пока никак нельзя назвать доступной для отечественного автолюбителя.

hn 4940

Сколько будут стоить беспилотные автомобили

Прогнозы о потенциальных ценах на беспилотники в России довольно разные. Стоимость первых робокаров достигала до 100 тысяч долларов, то есть почти 6 миллионов рублей. Сегодня цена снизилась почти втрое и составляет 35 000 долларов. Но эксперты прогнозируют падение цены до 5 тысяч уже через 10 лет, когда рынок будет завоеван беспилотными технологиями. Оптимисты называют цену 3 000 долларов, но это пока из области фантастики.

В данный момент в свободной продаже беспилотных машин нет, хотя уже продаются автомобили с функцией автопилота и беспилотные технологии. Специалисты сходятся во мнении, что беспилотный автомобиль 4-го, а тем более 5-го уровня будет стоить в 2, а то и в 3 раза дороже обычного авто. Это цена датчиков, сенсоров, камер, радаров и искусственного интеллекта, интегрированных в железо. Сегодня колоссальная прибавка в стоимости может быть оправдана только в случае, когда за счет использования автопилота можно будет сэкономить (например, на зарплате таксиста) или решить сложные логистические задачи (например, в местах боевых действий).

Как будет формироваться цена на беспилотники

Стоимость беспилотного автомобиля включает цену сенсоров, радаров, процессоров и системы автопилота. Поэтому не трудно догадаться, что влияет на итоговый ценник робокаров будущего. Бостонская Consulting Group провела исследование и установила, что система автопилота добавит к стоимости обычной машины 5 500$, а автоматическая парковка накинет к этой сумме еще 2 000$. Давайте разберемся, что определяет цену.

Tesla на автопилоте

hn 4913

В 2015 году Тесла сделал первый шаг к будущему, в котором водителю нет места за рулем машины. Компания выпустила Tesla Model S с усовершенствованной операционной системой, которая берет на себя большую часть функций оператора. Это первый серийный. робокар, способный передвигаться абсолютно самостоятельно.

Системы частичного автопилота и безопасности могут не удивлять владельцев Driving Assistant на BMW, Distronic на Mercedes, но они точно впечатлят водителей обычных минивэнов, пикапов и т.д. В системах круиз-контроля, которые внедряются в современные транспортные средства, есть радары, камеры, GPS-модуль и датчики. Но при этом выпускать руль из рук водитель такой нашпигованной электроникой машины не отважится. В беспилотниках Tesla все эти элементы объединены в систему, которая управляет автомобилем с минимальным участием человека. Но это пока.

Российский аргумент в пользу беспилотников – Камаз

16 тонн железа, которое само решает, куда ему ехать. Такой хардкор возможен только в России. На разработку беспилотного Камаза было выделено почти 400 млн. рублей, но результат оправдал потраченные финансы. В 2018 году планируется провести испытательный заезд машины под управлением автопилота, этот проект получил название «Караван».

А как на счет цены «летающего» робокара?

hn 4912

Увидеть такие мы сможем уже в 2020 году, когда компания из Израиля Urban Aeronautics запустит производство «летающего» робокара Cormorant. Цена такого чуда техники будет люто кусаться – 14 миллионов долларов, но это вряд ли остановит людей с деньгами. Такие автомобили смогут легко маневрировать между городскими зданиями и подымут в воздух груз весом до одной тонны.

Над крылатыми машинами работают также инженеры компании AeroMobil. Они уже представили летающее авто третьего поколения AeroMobil 3.0., которое занимает обычную парковку, использует стандартный бензин и ездит по трассам как классическая машина. Однако при необходимости превращается в самолет с системой складных крыльев и скоростью полета до 200 км/ч. Разработчики еще не анонсировали цену этой новинки, но скорее всего, она не будет слишком отличаться от стоимости Cormorant.

Sorry, you have been blocked

This website is using a security service to protect itself from online attacks. The action you just performed triggered the security solution. There are several actions that could trigger this block including submitting a certain word or phrase, a SQL command or malformed data.

What can I do to resolve this?

You can email the site owner to let them know you were blocked. Please include what you were doing when this page came up and the Cloudflare Ray ID found at the bottom of this page.

Cloudflare Ray ID: 7e9c53105c5fc28c • Your IP: Click to reveal 178.132.110.79 • Performance & security by Cloudflare

Сколько стоит беспилотная машина?

Для полномасштабного запуска беспилотного транспорта требуется переосмыслить множество законодательных аспектов, ПДД, страховые условия, ну и, конечно же, доделать софт. Однако техническое оснащение машины, необходимое для ориентирования и управления транспортом, уже готово к эксплуатации. Более того – железо на удивление дешево стоит.

image

Согласного исследованию Boston Consulting Group, городской автопилот добавит примерно $5500 к цене машины. Автоматическая парковка, которой, к слову, BMW собирается оснастить свою семерку, обойдется всего в $2000. Стоимость полноценного робота с возможность ездить где угодно, прогнозируемая в ближайшие 10 лет, — $10000. Цена включает в себя: сенсоры, процессоры и системы автоматического управления.

Пойдем по порядку и попробуем найти «золотую» запчасть автопилота:

image

Системы автоматического управления? Нет. Учитывая популярность коробки автомат и количество машин с круиз-контролем, уже сейчас возможно встроить полноценное компьютерное управление в любую современную иномарку без существенных затрат.

Процессоры для обработки данных с камер? Тоже вне подозрений. Тем более что цена на эту деталь будет падать, в зависимости от оптимизации кода. Кстати, по статистике, современный автомобиль имеет в 7 раз больше строчек программного кода, чем Boeing 787 Dreamliner.

Сенсоры? Теплее. По данным исследования, стоимость на сенсоры, радары и ультразвуковые датчики варьируется в пределах $15—$200. В первую очередь такая дешевизна обусловлена повсеместным использованием этих деталей в автопромышленности. Например, для создания адаптивного круиз-контроля и парковочных системах.

Лидар? Да, действительно, световое обнаружение и определение дальности – одна из важнейших систем автопилота, и вы точно не хотите оказаться без этой штуки, когда мчите по автобану со скоростью 200 км/ч. В миниатюрную Google-car в свое время было встроено 64 лазера для восприятия действительности. Система обошлась компании в $50 000. Бухгалтеры посчитали и посоветовали интернет-гиганту, со всем уважением к его обороту, сократить издержки. Теперь Google планирует вписаться в $8000. Естественно, такая система дороговата для выхода на масс-маркет. Однако, если сократить функционал, можно найти лидар и за $100.

image

Точный GPS. До сантиметра точный GPS. Вы же хотите, чтобы ваша машина приехала по адресу и припарковалась на тротуаре, а не въехала в мусорный бак? Или сдала назад ровно настолько, чтобы не перепахать бабушкину клумбу. В общем, точный GPS для бабушкиного счастья стоит около $6000. Пока дешевле технологи не придумали.

Кто сидел с калькулятором, наверняка уже фыркнул, мол: «Эти ребята в Бостоне плохо считали!» Хорошая новость в том, что для рабочего автопилота можно пожертвовать точность некоторых из этих систем. Максимальная комплектация понадобится скорее для проформы и сертификации. А для того, чтобы успешно доехать домой с вечеринки – вам хватит и лайт-версии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *