Адсорбер и абсорбер в чем разница
Перейти к содержимому

Адсорбер и абсорбер в чем разница

  • автор:

Познавательно про адсорбер

Сорбция (от лат. sorbeo — поглощаю) — поглощение твёрдым телом либо жидкостью различных веществ из окружающей среды.
Адсорбция — накопление чего либо на поверхности сорбента.
Адсорбер (от лат. ad — на, при и sorbeo — поглощаю) — аппарат для поглощения поверхностным слоем твердого тела, называемого адсорбентом (активированным углём), растворенных или газообразных веществ (паров топлива), не сопровождающееся химической реакцией
Система улавливания паров бензина (EVAP — Evaporative Emission Control) предназначена для предотвращения утечки паров бензина в атмосферу.

2) Зачем он нужен?

Пары бензина, образующиеся в баке, поднимаются вверх, и через отверстие у горловины бака попадают сначала в сепаратор. Там они конденсируются и сливаются обратно в бак. Та их часть, которая не успевает превратиться в конденсат, через гравитационный клапан по паропроводу, попадают уже непосредственно в адсорбер, где и поглощаются активированным углем. Это происходит тогда, когда двигатель не работает. С помощью электромагнитного клапана идёт переключение режимов работы системы улавливания паров бензина . При выключенном двигателе адсорбер сообщается с атмосферой (пары бензина попадают в адсорбер из бензобака) где происходит их поглощение. При пуске двигателя контроллер системы впрыска подаёт управляющие импульсы на клапан, в результате чего происходит продувка сорбента. Пары бензина высасываются в ресивер и дожигаются в камере сгорания.

3) Евро-2 и Россия-83
Возникает вопрос почему на автомобилях с нормой Россия-83 нет адсорбера, а на автомобилях с нормами Евро-2 и выше он есть?

Сравним два автомобиля — ВАЗ 21083 и ВАЗ Приора, а именно систему питания:
ВАЗ 21083:

Через дренажный шланг(15) бак связан с сепаратором(19), улавливающим пары бензина. Конденсат из сепаратора сливается обратно в бак. Сепаратор сообщается с атмосферой через двухходовой клапан(21), препятствующий чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке. Заливная горловина соединена с баком резиновым бензостойким шлангом, закрепленным хомутами. Пробка герметична.

Т.е. при повышении или понижении давления в топливном баке пары бензина выбрасываются в атмосферу.

Пары топлива, попавшие по трубке из бака в сепаратор(16), частично конденсируются в нем. Конденсат из сепаратора через трубку сливается обратно в бак. В верхней части сепаратора установлен гравитационный клапан, предотвращающий вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля. Пары топлива через гравитационный клапан сепаратора и соединенную с ним трубку накапливаются в адсорбере(1) при незаведенном двигателе. При заведенном двигателе и др. необходимых условия клапан(14) сообщает полость адсорбера с дроссельным узлом — и происходит продувка сорбента: пары бензина смешиваются с воздухом и отводятся через дроссельный узел во впускной трубопровод и далее в цилиндры двигателя.

Т.е. Пары топлива накапливаются в адсорбере, во время работы двигателя продуваются клапаном и попадают в рессивер, а после в сам двигатель на догорание.

Нормами Евро-2 запрещен контакт вентиляции бензобака с атмосферой, пары бензина должны собираться (адсорбироваться) и при продувке посылаться в цилиндры на дожиг. Нормами Россия-83 контакт вентиляции бензобака с атмосферой не был запрещен.

4) Плюсы и минусы адсорбера:

+ атмосфера не загрязняется лишними, вредными испарениями;
+ небольшая экономия топлива, пары бензина не испаряются, а сгорают в работе двигателя.
+ отсутсвие стойкого запаха бензина (спорно)
— занимает место в подкапотном простанстве
— неустойчивая работа двигателя на холостом ходу при неисправном адсорбере
— стоимость адсорбера

5) Почему некоторые автолюбители убирают адсорбер

Некоторые автолюбители убирают рабочий адсорбер с фразами: "мне он не нравится, выкину его", "от него машина медленнее стала", "расход с ним больше", "бестолковая вещь" — на деле рабочий адсорбер не влияет на динамику, расход скорее сократится — вообщем вещь полезная.
Другие убирает адсорбер когда он приходит в негодность, замену не делают из-за высокой стоимости адсорбера.

Убирается он просто: на шланг от сепаратора одевают фильтр тонкой очистки (пр. от карб. 2108), в таком случаем пары бензина уходят в атмосферу. Шланг от клапана перекрывают. Программу управления двигателя корректируют, иначе появится ошибка двигателя.

6) Адсорберы в иномарках (фото):

Mercedes BMW Volkswagen

Абсорберы и адсорберы для очистки газа: суть методов, в чём разница, устройство и виды оборудования

Слово сорбция происходит от латинского sorbeo — поглощаю. Под сорбцией понимают процесс поглощения твердым телом или жидкостью других окружающих сред — различных газов, примесей, веществ и т.д.

Вещество, которое поглощается, называется сорбатом, поглощающие твердые тела или жидкости — сорбенты.

Многие задаются вопросов как правильно — абсорберы или адсорберы? Абсорбция и адсорбция это 2 разных процесса. Поэтому верны оба варианта. Рассмотрим подробнее принцип их работы.

Различия сорбционных процессов

Как мы уже сказали, существует 2 основных сорбционных процесса: адсорбция и абсорбция. При абсорбции поглощаемое вещество или газ улавливается всем объемом абсорбента, при адсорбции — только поверхностью адсорбента.

К адсорбции также относят хемосорбцию. При хемосорбции происходит и процесс сорбции, и химическая реакция между улавливаемом веществом и сорбентом.

Абсорбционная очистка газов

Абсорбционный метод очистки газов чаще всего используется в тех сферах, на которых происходит большой выброс всевозможных вредных веществ и пыли в воздух.

Абсорбер для очистки газов — устройство, в котором происходит поглощение примесей газовых компонентов жидкой фазой.

Широкое применения абсорберы получили благодаря своей высокой эффективности.

Самым популярным абсорбером является скруббер. Выделяют несколько типов скрубберов:

  • Полые или форсуночные
  • Насадочные
  • Пенные или тарельчатые барботажные
  • Вентури

Подбирать тип скруббера может только специалист. В противном случае вы можете получить абсолютно неработающую установку, просто потому что неправильно подобрали абсорбент, например.

Принцип работы абсорбера

Грязный газ заходит через воздуховод внутрь корпуса скруббера. Далее при помощи аэродинамических сил он закручивается. Очистка происходит при помощи воды.

Вода подается через насосную станцию, проходит через трубопровод, форсунки и смачивает газ.

Частицы воды улавливают пыль и падают вниз. Грязная вода сливается в бак-отстойник или переходит в очищающее оборудование.

Абсорбер (скруббер) для очистки газа

Расчет абсорбера

Эффективная сорбционная фильтрация вредных примесей возможна только, если инженеры сделают верный расчет абсорбера для очистки газов. Он необходим для того, чтобы правильно рассчитать диаметр (сечение) установки, определить ее высоту, а также высоту насадки, определить гидравлическое сопротивление оборудования.

  1. Сначала нужно установить количество загрязнителя, попадающего в производственное помещение либо атмосферу, рассчитать материальный баланс, определить начальную и конечную концентрацию вторичных включений в каждой из фаз, расход абсорбента.
  2. Далее на основе опытных данных строятся графики равновесной и рабочей линии фильтрации. А для этого предварительно необходимо пересчитать концентрацию загрязнителя в долях от количества постоянных включений. То есть, для расчетов берется инертная часть газовоздушной смеси в газовой фазе и чистый поглотитель в жидкой фазе.
  3. На следующем этапе необходимо рассчитать движущую силу массопередачи и оптимальную скорость движения газовоздушной смеси.
  4. После определения плотности орошения специалисты приступают к нахождению коэффициентов массоотдачи и массопередачи.
  5. Далее необходимо найти поверхность массопередачи.
  6. Затем можно приступать к расчетам высоты установки газоочистки и насадки.
  7. И завершающим этапом является определение гидравлического сопротивления оборудования газоочистки.

Адсорбционная очистка газов

Адсорбационная очистка газов от загрязнителей основана на молекулярных ситах.

Отлично зарекомендовали себя для очистки от неприятных запахов, дыма, при очистке сжатого воздуха, при очистке других различных видов газов.

Основным очищающим элементом в адсорберах является адсорбент. Для того, чтобы адсорбент справлялся с поставленной задачей, он должен обладать рядом свойств:

  • Большое время защитного действия.
  • Большая удельная поверхность.
  • Избирательность.
  • Термическая и механическая устойчивость.
  • Способностью к регенерации.
  • Простота изготовления.
  • Невысокая цена.

Принцип работы и устройство адсорбера

Корпус адсорбера заполнен адсорбентом (мы чаще всего используем активированный уголь для очистки воздуха).

Устройство адсорбера очень простое. Загрязненный воздух заходит внутрь фильтра и благодаря специальным канальцам равномерно распределяется по всей площади фильтра. Адсорбент собирает внутри себя все молекулярные загрязнители. Чистый воздух выходит наружу.

Адсорбционная очистка газов

Расчет адсорбера

Приведем расчет адсорбера для очистки газов. Пример рассмотрим на основе установки с подвижным слоем адсорбента. Отличительной особенностью расчета является необходимость учесть скорость движения твердой фазы и расход адсорбента. Также свои особенности имеет определение гидравлического сопротивления аппарата, в остальном расчет адсорбера для очистки газов с подвижным и неподвижным слоем схожи.

Расчет в следующей последовательности:
1. Сначала они определяют скорость перемещения газовоздушной смеси и фильтрующего материала внутри установки.
2. Далее рассчитывается объемный коэффициент массоотдачи. В данном случае при расчете адсорберов с подвижными и неподвижными насадками используется одно и то же уравнение.
3. На следующем этапе необходимо найти сопротивление движущегося слоя фильтрующего материала.
Расчет угольного адсорбера для очистки газов также должен предусматривать установку огнепреградителей и предохранителей-компенсаторов в целях избегания взрывоопасных ситуаций. Что касается преградителей, то они не позволят распространиться огню при возгорании газовоздушного потока. Это происходит за счет поглощения тепла, возникающего при горении, насадками разных типов.

Компенсаторы защитят оборудование газоочистки от разрушения при взрыве газа. Они состоят из трубопровода, оснащенного медными, латунными либо алюминиевыми мембранами.

Важное значение имеет и взрывобезопасность вспомогательных элементов и механизмов. К таковым можно отнести вентиляторы. Они должны быть футерованы такими цветными металлами, как латунь или медь. Это поможет избежать искрения при попадании в вентилятор твердых включений. А в некоторых случаях имеет смысл установить вентилятор и электродвигатель к нему в соседнем помещении.

Подбор оборудования и производство

Залог эффективной работы и адсорбера, и абсорбера — верные расчеты. Производитель должен максимально точно всё рассчитать и сделать верный проектный чертеж , чтобы в дальнейшем не было проблем в работе. Необходимо определить основные загрязняющие элементы и правильно подобрать сорбент.

Вы должны понимать, что нет универсального оборудования. Так, например, адсорберы нельзя использовать на производствах с большим количеством пыли. Адсорбент сразу забьется и не справится с поставленной задачей.

Кроме того, производитель может предложить более эффективные варианты оборудования, например целую очистную систему для более эффективной очистки. У нас это скруббер «Самум» с трубой Вентури.

Что такое адсорбер, для чего необходим и какую роль он играет?

Что такое адсорбер, для чего необходим и какую роль он играет?

Всем привет. Как вы уже догадались, сегодня ничего ремонтировать не будем, вместо этого предлагаю поговорить о такой важной и для многих неизвестной детали любого современного авто как адсорбер. Часто случается так, что проблемы, связанные с перебоями в работе двигателя, кроются именно в этой таинственной и для большинства непонятной «штуковине» как адсорбер. Однако о ней вспоминают или узнают лишь тогда, когда уже заменены все потенциальные «подозреваемые», такие как: свечи, ВВ-провода, датчики и прочие детали.

Именно для того, чтобы вы не повторяли чужих ошибок и не проделывали серию лишней работы, меняя без необходимости то, что и так работает исправно, я и хочу поведать вам о том, что такое адсорбер. О том, как связан адсорбер с «методом тыка», когда в поисках неисправности водители меняют все, что только можно, вы узнаете ближе к концу данной статьи.

Вышеупомянутый адсорбер очень часто называют абсорбером, специально или случайно, не знаю, но есть такое дело. Так вот, прежде всего, предлагаю разобраться в том «ху из ху?» В данном случае речь именно об адсорбере, который представляет собой контейнер, наполненный активированным углем, и в зависимости от марки авто оснащенный различными фильтрующими элементами и пароотводящими и подводящими шлангами.

Так выглядит разобранный адсорбер и его содержимое

Почему аДсорбер, а не аБсорбер?

В переводе с латыни «sorbeo» — поглощать что-либо. Речь о поглощении чем-то (жидкость или твердое тело) чего-то (запах, жидкость, и т. д.) из окружающей среды.

Адсорбция — это накопление чего-то на поверхности сорбента твердым телом, а абсорбция — это полное поглощение сорбентом чего-либо. То есть, по сути своей и адсорбер, и абсорбер — очень похожи и выполняют практически одну и ту же функцию просто немного по-разному. Система, в которую входит адсорбер, называется системой улавливания паров бензина (от анг. EVAP — Evaporative Emission Control), главной задачей которой является улавливание паров бензина и предотвращение попадания их в атмосферу.

Для чего необходим адсорбер?

В принципе ответ на этот вопрос уже дан, однако если кого-то интересует более подробный ответ, то я продолжу. Как вы знаете, бензин, как и любое другое топливо — имеет огнеопасные испарения, которые не только легко воспламеняются, но и к тому же способны сильно загрязнять атмосферу. Пары бензина, которые образуются в баке, поднимаются вверх, после чего через отверстие в горловине бака поступают сначала в сепаратор, где конденсируются и снова сливаются в бак. То, что не успело стать конденсатом, поступает в гравитационный клапан по паропроводу, после чего непосредственно в адсорбер, где собственно и происходит «волшебство» — адсорбция, поглощение активированным углем паров бензина. Этот процесс происходит при неработающем моторе. Переключение режимов работы в системе улавливания паров бензина происходит при помощи электромагнитного клапана. Когда мотор не работает, пары поглощаются адсорбером, как только мотор завелся, контроллер системы впрыска сообщает об этом клапану, после чего происходит продувка сорбента, пары бензина высасываются в специальный ресивер и догорают в камере сгорания.

Плюсы и минусы адсорбера

К плюсам можно отнести:

  • Отсутствие вредных выбросов в атмосферу;
  • Экономия топлива (за счет догорания паров, а не их обычного испарения в атмосферу);
  • Отсутствие запаха бензина. Как правило те, кто отказались от адсорберов наблюдают постоянный неприятный запах возле авто, а также в салоне.

Минусы:

  • Высокая стоимость адсорбера. Как правило, именно по этой причине многие и отказываются от этой детали; в случае неисправности адсорбера. После нескольких лет эксплуатации по пыльным дорогам адсорбер приходит в негодность и требует замены если ее не произвести вовремя, возможны различные неприятности, о которых сейчас и поговорим;
  • Признаки неисправности адсорбера:
  • Нестабильные холостые обороты;
  • Ухудшение динамики (плохой разгон, «тупняк», и т. д.);
  • Лопнувший бак со всем вытекающими. Из-за возникновения повышенного давления бак постоянно сужается и расширяется, в результате от постоянных деформаций бак лопает в самом слабом месте, у каждого это место может быть разным, но как правило если данная «болячка» свойственна той или иной модели, то проявляется она у всех одинаково.

Теперь, я думаю, вы поняли, что связывает адсорбер и поиск неисправностей «методом тыка»!? Как правило, когда начинаются проблемы с мотором многие начинают искать причину самостоятельно и сразу же меняют свечи, фильтра, провода и разные датчики, однако мало кто догадывается, что нередко двигатель страдает именно из-за этого самого адсорбера, который, проще говоря, не дает «дышать» топливному баку, в результате чего возникают различные проблемы и поломки, которые не всегда под силу обнаружить рядовому автомобилисту.

Замена адсорбера

Данное мероприятие, как правило, не представляет ничего сложного, основная проблема заключается в том, чтобы диагностировать данную поломку и купить адсорбер, цена которого нередко вызывает шок у автомобилистов.

Вроде бы все!? Думаю, теперь вам понятно, что такое адсорбер, какую роль играет и чем чревата его неисправность. Спасибо за внимание, у меня все, до новых встреч на Форд Мастере.

Абсорбер – эффективный аппарат для промышленной очистки воздуха и газов от вредных или нежелательных включений

Мощный технологический всплеск, озаривший эпоху индустриального Ренессанса 18-19 века, закономерно подтолкнул исследователей и ученых к разработке целого пантеона новых газоочистных устройств, особое место среди которых занял абсорбер – универсальный аппарат для эффективного улавливания нежелательных и опасных газовых и микромеханических включений.

Отличие от скрубберов

Несмотря на то, что оба типа установок относятся к мокрому типу оборудования для очистки газов и воздуха, на практике между ними, как правило, проводится некоторое разграничение.

Скруббер – он же газопромыватель – используется, в основном приложении, как комплексный, высокопроизводительный промышленный пылегазоуловитель (захват микромеханического партикулята ≥0.5 мкм + химически реактивные газы), в то время как основное назначение реагентного или водяного абсорбера – химическая или околохимическая очистка газо- и воздухопотоков, (хотя он также способен на улавливание ультрамелкодисперсной механической пыли).

В целом же, принципы действия агрегатов обоих видов настолько схожи, что нередко различие заключается только в наименовании.

Абсорбер или адсорбер: что это, как правильно или извечная путаница терминов

Правилен и первый, и второй вариант. Смотря, что имеется в виду. Оба понятия – « аб сорбция» и « ад сорбция» – представляют собой два из трех частных случаев такого физико-химического процесса как сорбция (поглощение одного вещества другим). Третья «ипостась» сорбции – ионный обмен.

Этимологически оба слова восходят к старому латинскому корню sorbeo, что значит поглощать, захватывать, всасывать, вбирать.

Физико-химический принцип диффузионной сорбции

Если рассматривать физическую сорбцию на молекулярном уровне, то силами, ответственными за диффузию (проникновение одного вещества в другое), являются силы Ван-дер-Ваальса, названные в честь своего первооткрывателя – голландского физика Йоханнеса Дидерика Ван-дер-Ваальса.

Не погружаясь в мистические глубины квантовой физики, следует, все же, уточнить, что физиосорбционные взаимодействия обусловлены магнитным притяжением молекулярных диполей, которые, поляризуясь (ориентируясь) в трехмерной сетке пространственных координат, начинают взаимно притягиваться, пытаясь обеспечить электрическое уравновешивание поверхностных потенциалов.

Повседневные проявления диффузии

Каждый из нас писал пальцем на стекле, а затем дышал на поверхность, волшебным образом проявляя написанные буквы.

Этот забавный процесс также напрямую задействует физиосорбцию: тончайшая пелёночка кожного жира покрывает химически инертное стекло, образуя межфазный слой, обладающий слабой и непродолжительной активностью.

буквы дыханием на стекле

Буквы на стекле

Горячее дыхание, содержащее активный кислород, углекислый газ и водяной пар образует над поверхностью букв межфазное газовое уплотнение, которое постепенно поглощается жировой пленкой и / или уносится от написанных слов микропотоками воздуха, заставляя буквы медленно исчезать.

Хемосорбция

Помимо взаимного физического (диффузионного) захвата, вещества могут взаимно контактировать с образованием на поверхности новых или разрывом имеющихся химических связей. В этом случае имеет место т.н. хемосорбция (химическая абсорбция).

Особенностью химической абсорбции является непременное изменение температуры межфазного слоя: обычно – нагрев (экзотермическая реакция), редко – охлаждение зоны взаимодействия (эктотермическая реакция).

Аудиостатья о сурфактной хемосорбции (английский язык с субтитрами)

В разрезе взглядов на производство систем очистки воздуха увеличение температуры внутри рабочего отсека аппарата может накладывать дополнительные требования к термостойкости конструкционных или термофутеровочных (защитных) материалов.

Отходы / Шламы после мокрых абсорберов

Помимо прочего, хемосорбционные интеракции, результат которых в наши дни с достаточной точностью прогнозируется, могут быть использованы для получения жидких шламов / пульп с определенным химическим составом.

Так, например, очистка дымовых выбросов после сгорания органического топлива (SOx, NOx) с помощью углекислого кальция позволяет получить в шламном бункере чистый синтетический гипс, в то время как безопасный азот, водяной пар и углекислый газ отводятся в воздушный бассейн (или на рециркуляцию).

Сферы применения и назначение газовых абсорберов

Газовые распылительные абсорберы используются как основные или вспомогательные ступени в процедурах промышленной очистки газов от таких соединений как оксиды серы, оксиды азота, формальдегид, бензолы, фенолы, кетоны (ацетон), эфиры, летучие ароматические углеводороды, спирты, щелочи и кислоты (в виде паров и аэрозолей). Применяются они и в процедурах аминовой, карбомидной очистки.

Таблица: распределение и состав поллютантов в различных типах промышленности

Отрасль применяемости Типы нейтрализуемых поллютантов
Нефтегазовая отрасль сероводород, амины, мочевина, нафтены
Энергетический комплекс оксиды серы, оксиды азота, соляная кислота, бензпирен, фенолы, бензолы, ксилол, угарный газ, кадмий, руть
Пищевой сектор летучие вещества, масла, сиропы, аэрозоли, крахмалы, липкие пыли, деодорация и удаление дурнопахнущих соединений
Химия и нефтехимия кислоты, спирты, сложные эфиры, ацетон, галогениды
Обрабатывающая и добывающая промышленность едкие реактивные пыли и сопутствующие газы
Сельское хозяйство азотные, калийные, фосфорные, хлорсодержащие соединения
Металлургия очистка и охлаждение доменных газов, нейтрализация углеродных, кремниевых, магниевых соединений, десульфуризация газовых потоков, гальванические цеха
Хлораторные очистка от фтороводорода, хлороводорода, хлора, фтора и их соединений

Комплектность поставки, масса, размеры и габариты

Все аппараты имеют приблизительно одинаковую комплектность, которая может незначительно отличаться (в зависимости от конкретного исполнения).

Газовый распылительный абсорбер состоит из следующих функциональных узлов:

  • Собственно башня, колонна или горизонтальная рама с массообменной секцией;
  • Бак для воды или химагента, входной и выходной патрубки, насос подачи абсорбента, трубная обвязка и запорная арматура;
  • Комплект насадочных тел (кольца Рашига, кольца Палля, седла Инталлокс или другие);
  • Форсуночная секция и туманоуловитель;
  • pH-метр, панель управления, силовые кабеля и электрическая оснастка;
  • Шламоприемник (опционально может быть оборудован автоматическим скребково-конвеерным шламоудалителем);

Опционально абсорберная система может быть оборудована станцией нейтрализации кислых или щелочных стоков. Аппарат может быть также оснащен квенчинг-камерой для предварительного охлаждения потоков экстремально высокой температуры.

Масса, длина, высота и другие геометрические характеристики установки рассчитываются индивидуально, но для наглядности Вы можете ознакомиться с некоторыми габаритами аппаратов на этой странице.

схема чертеж абсорбера

Принципиальный чертеж-схема абсорбера колонного типа

Устройство, типы и принципы работы абсорберов распылительного действия

Принцип работы всех газовых абсорберов колонного или горизонтального типа схож: основным функтором является жидкость в виде микропленки (в насадочных и тарельчатых моделях) или микротумана (в Вентури). Осаждение абсорбата происходит в межфазном слое (жидкость-газ) вследствие диффузионных или химических взаимодействий, описанных в предыдущих параграфах.

Полый распыливающий абсорбер Вентури

Исходя из того, что модели газоочистителей, в которых имплементирован принцип сужения / уменьшения диаметра рабочей зоны трубы, реализуют принцип промывки газов, такие аппараты технически правильнее называть скрубберами Вентури. Впрочем, иногда в технической литературе можно встретить это же устройство под именем турбулентный скоростной абсорбер.

Базовый принцип работы таких конструкций основан на использовании т.н. трубок или конусов Вентури. Джованни Вентури, базируясь на принципе Бернулли, открыл, что сужение просвета трубы, в которой движется воздушный или жидкостный поток, ведет к пропорциональному увеличению скорости струи в трубке Вентури.

Таким образом, в конфузоре рабочей трубы газовая фаза может разгоняться до сотен метров в секунду. На стыке конфузора и диффузорной (расширяющейся) секции установлен форсуночный блок, распыляющий жидкостный реагент.

Скоростной турбулентный поток разбивает орошающую жидкость в микротуман, на поверхности микрокапель которого происходит активное осаждение нежелательных и / или токсичных веществ газовой и механической природы.

конус вентури

Основной элемент агрегата – конус Вентури

Параллельно с этим идет драматическое снижение скорости газовой среды, и, как результат, конденсация микротумана (с уловленным сорбатом) в более крупные жидкостные шламовые конгломераты, отводящиеся в шламоприемник.

Как и в других моделях мокрых газоочистных аппаратов, перед выходным патрубком Вентури установлен туманоуловитель, предотвращающий брызгоунос.

Особенностями абсорберов Вентури является способность обрабатывать потоки, обильно загрязненные липкой / цементирующейся пылью, что делает эти устройства незаменимыми в сферах пищевой (масла, аэрозоли, сиропы, крахмал), строительной (цемент, каменная пыль, сыпучие смеси), обрабатывающей, перерабатывающей, нефтехимической, химической и металлургической промышленности.

Читайте подробнее о скрубберах Вентури на нашем сайте.

Насадочный абсорбер с неподвижным слоем

Если не указано иное, то обычно абсорбером именуется именно насадочная модель аппарата с т.н. неподвижным слоем. Важнейшие функциональные элементы насадочных моделей:

  1. Неподвижная массообменная насадка, представляющая собой массив тел с высокой удельной поверхностью, уложенных хаотично, навалом (нерегулярная насадка) или с сохранением определенной пространственной структуры (регулярная насадка);
  2. Химически активный абсорбент, чьи свойства выбираются на этапе расчета и проектирования и зависят от конкретных условий газоочистных мероприятий (нередко для обеспечения надлежащей эффективности воздухоочистки достаточно использования обычной технической воды).

Форсуночный блок непрерывно распыляет абсорбент на насадочные тела, создавая на их поверхности тонкий межфазный слой, где и происходит улавливание вредных, токсичных или технологически нежелательных компонентов газовой струи.

Видео абсорберной системы (коммерческая презентация)

Шлам, содержащий захваченный абсорбат, удаляется в шламоприемник, а оставшийся жидкостный аэрозоль задерживается каплеуловителем. Выбросы абсорбера представляют собой безопасный белый пар, содержащий воду, азот, кислород (оксиген), углекислый газ и другие безопасные вещества.

Насадки

Насадки – геометрические тела определенной топологии, которые имеют большую удельную поверхность, то есть большую площадь поверхности при малом объеме. Среди наиболее эффективных насадочных тел для абсорберов – кольца Палля, кольца Рашига, седла Intallox, хорды, полухорды, спирали (тела) Левина.

металлическая нерегулярная насадка для абсорбера

Широкое разнообразие нерегулярных металлических насадочных тел

Материалом насадки может быть как инертный полимер (полипропилен, полиэтилен), так и активные металлсодержащие пластмассы, металлы и сплавы – медь, никель, алюминиевые, магниевые и другие сплавы.

Барботажные, пенные и тарельчатые абсорберы

Другим типом устройств данной категории являются барботажные, пенные или тарельчатые абсорберы. Конструкция таких газоочистителей сильно напоминает насадочные колонны, но рабочая камера оборудована одним или несколькими ярусами с опорными перфорированными тарелками (друг над другом).

Загрязненный поток подается в рабочую камеру; параллельно с этим форсуночный блок орошает тарелки. Воздушная струя, проходящая через перфорацию, образует слой нестабильной пены, на поверхности пузырьков которой и происходит осаждение нежелательных составляющих газопотока. Такой процесс продувки со вспениванием называется барботажем.

Тарельчатая ректификационная колонна, работающая на барботажном принципе

Излишки абсорбента переливаются через край тарелок и направляются либо на рециркуляцию, либо в шламоприемную секцию. В остальном, пенные тарельчатые абсорберы конструкционно и принципиально схожи с устройствами насадочного типа.

Полусухие / полувлажные абсорберы

Отдельно следует упомянуть полувлажные (полусухие) модели. Их принцип действия, в целом, коррелирует с принципом мокрых аппаратов очистки воздуха, с той разницей, что конденсации в видимую жидкость / пар в рабочей камере не происходит вообще, (несмотря на то, что в составе потока она присутствует).

Топливный автомобильный абсорбер

В автомобилестроении также используется технология сорбции. Автомобильный топливный абсорбер призван улавливать пары бензина, естественным образом испаряющегося из бензобака. Узел может работать в режиме захвата сорбата и продувки (десорбции).

  1. Мотор выключен: испаряющийся в баке бензиновый аэрозоль сначала встречает на своем пути сепаратор, где топливо конденсируется и сливается обратно в бензобак, остаточные же пары попадают непосредственно в абсорбер, где и происходит их окончательное задержание.
  2. Мотор работает: во время работы двигателя происходит обратная продувка – остаточные пары бензина «выдуваются» из узла воздушной струей и уносятся на впускной тракт для дожига.

Сигналом к замене топливно-абсорберного блока является непостоянство (гуляние) оборотов двигателя и повышение давления в бензобаке.

Также, для улавливания остаточного выхлопа в автомобилях используются каталитические адсорберы или – в просторечии – катализаторы.

Классификация по гидравлическому сопротивлению

В международной газоочистной практике приняты следующие классификации абсорбционных колонн в зависимости от гидравлического сопротивления агрегатов / систем:

  • Высоконапорные – сопротивление свыше 3700 Па (0.037 Бар);
  • Средне- / Низконапорные – от 1200 до 3700 Па (0.012 –0.037 Бар);
  • Эжекторные – сопротивление системы ниже или равно 1200 Па (0.012 Бар).

Осуществляя расчет и изготовление абсорберов колонного или горизонтального типа, мы, помимо прочего, стараемся создать аппараты с низким пневмогидравлическим сопротивлением.

Материалы

В зависимости от тонкостей газоочистного процесса (агрессивности и температуры очищаемой среды), абсорберы могут быть изготовлены как из полипропилена, фторопласта, полиэтилена, так и из стеклопластика, нержавеющей стали или титана.

В целях продления срока службы агрегатов в условиях очистки воздуха или газа от экстремально кислых и / или высокотемпературных потоков рабочие камеры могут быть дополнительно зафутерованы кислотостойким бетоном.

Преимущества и недостатки абсорбционных установок

Как и любое оборудование, абсорбционные башни, имеют свои особенности, заключающиеся в определенном соответствии установок тем или иным газоочистным требованиям.

Среди очевидных плюсов абсорберных аппаратов и систем:

Впрочем, применение абсорберов в технологическом цикле может порождать некоторые проблемы, (для каждой из которых, впрочем, есть рациональные решения):

Заказ на расчет, проектирование, изготовление, доставку и монтаж абсорберов в России и за рубежом

По любым вопросам касаемо индивидуального расчета, проектирования и изготовления абсорберов, пожалуйста, не стесняйтесь контактировать с нами любым удобным способом: по телефону, е-мейлу или посредством заполнения анкеты Заказчика.

Мы также с радостью готовы доставить одинарные аппараты и многоступенчатые газоочистные станции до любой точки России, СНГ, Европы или Азии и, при необходимости, провести быстрый и профессиональный ввод оборудования в эксплуатацию. Мы открыты для плодотворного взаимовыгодного сотрудничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *