Отвечаем на Ваши масляные вопросы — как часто нужно менять масло и не только
Друзья, здравия желаю Вам : ) Некоторое время назад Вы задали ряд вопросов касательно отечественных масел ЛУКОЙЛ. Для того, чтобы получить ответы я взял интервью у нашего собрата по разуму, автомобилиста Юрия Галкина, который трудится в этой компании. Для начала задал несколько общих вопросов, а затем уже перешли к Вашим, приятного просвещения : )
Алан: Юрий, расскажите пожалуйста как начиналась Ваша карьера? Ведь когда-то Вы были студентом, как развивался масляный путь в Вашей жизни?
Юрий: Решение о том, что свое дальнейшее будущее будет связано с химией, принял в конце 9-го класса, поступив в нефтехимический класс. После окончания школы было 3 года в нефтехимическом техникуме и 5 лет в РГУ нефти и газа им. Губкина.
Учитывая мой интерес к автомобилям, двигателям и тюнингу (свой первый двигатель перебрал самостоятельно в 18 лет), выбор пал на кафедру Химии и технологии смазочных материалов и химмотологии (изучает масла, топлива и их работу в двигателях внутреннего сгорания).
Эта специальность позволила мне совместить мои профессиональные навыки в области смазочных материалов с глубоким всесторонним пониманием принципов работы двигателей внутреннего сгорания и стать экспертом в данной области.
Алан: В чем заключается Ваша повседневная деятельность? Каким видите свое дальнейшее развитие?
Юрий: Моя работа в компании заключается в управлении ассортиментом смазочных материалов ЛУКОЙЛ. Если конкретнее, в мои задачи входит поддержание продуктового портфеля в актуальном состоянии.
Это включает в себя разработку новых продуктов, отвечающих самым последним требованиям автопроизводителей, определение профиля продуктов (какие одобрения должны быть на масле, какие присадки и физико-химия, какой уровень эксплуатационных свойств). Наши масла продаются в более чем 40 странах по всему миру, поэтому у нас всегда много интересной и разнообразной работы : )
Алан: Что вдохновляет Вас в этой непростой работе? Какие моменты рождают интерес?
Юрий: Моя работа мне нравится возможностью реализовать себя, т.к. мой опыт, навыки и интерес полностью сочетаются с работой, которую я делаю, и от работы получаю удовольствие.
Другой немаловажный момент – доступ к самым последним новостям и технологиям, которые позволяют нам профессионально развиваться. Наша компания единственная из российских входит в европейскую ассоциацию производителей смазочных материалов (ATIEL), которая постоянно проводит встречи в Брюсселе для обсуждения самых последних тенденций в области смазочных материалов: новые требования автопроизводителей (АСЕА), экологические нормы и т.д. Эта информация попадает к нам первыми что позволяет оперативно реагировать на все изменения и разрабатывать соответствующие продукты.
Если говорить про интерес, то не надо забывать, что зарубежные производители масел имеют в России только представительства, которые не занимаются разработкой продуктов и не имеют доступа к информации по рецептурам, т.к. это конфиденциальная информация. Поэтому работать там, мне было бы не интересно ввиду ограниченности возможностей.
Одно из моих стремлений в работе – доказать нашим потенциальным потребителям, что масла ЛУКОЙЛ, которые мы производим в России, ничем не уступают импортным аналогам, а во многих случаях и превосходят их. Хочется, чтобы люди поняли, что можно покупать отечественное масло, поддерживая своего производителя.
Всех своих друзей я давно убедил покупать для своих автомобилей моторные масла ЛУКОЙЛ, причем никто из них (включая меня) не покупает масла в специальном месте: в любом магазине качество масел одинаковое, и я знаю, что наши продукты невозможно подделать.
Алан: Что бы Вы могли посоветовать тем нашим читателям, кто еще учится в университете и только готовится начать покорение этого мира? Как правильнее выстроить свой вектор движения?
Юрий: К читателям, которые учатся в университете, у меня только одно пожелание: занимайтесь тем, что Вам больше всего нравится и от чего Вы получаете удовольствие. Если Вы не воспринимаете работу как обязанность, а каждый день с удовольствием и большим желанием делаете то, что у Вас получается лучше всего и в чем Вы разбираетесь, то это именно то место, где Вы сможете реализовать себя.
А теперь приступим к разбору Ваших вопросов, в чем Юрий очень здорово помог, поехали : )
Как часто нужно менять моторное масло, учитывая факт ежедневного отстаивания автомобиля в пробке? Ведь одно дело, когда у тебя интервал смены масла 10 000 км и эта десятка проходит в режиме постоянного движения и совсем другое дело, когда 10 000 км проходят в режиме пробки, ведь тогда на лицо повышенный износ всего и вся, верно?
Юрий: При разработке моторного масла автопроизводитель проводит испытания автомобиля в разных условиях эксплуатации, которые включают работу двигателя в условиях высоких оборотов и высокой нагрузки, работу на холостом ходу, движение по трассе и городской режим эксплуатации. На основании полученных результатов испытаний двигателя и оценки состояния различных отработавших масел, устанавливают определенный интервал замены и минимальный уровень эксплуатационных свойств моторного масла.
Таким образом, интервал замены, устанавливаемый автопроизводителем, к примеру, 15000 км, говорит о смешанном режиме движения, когда автомобиль как стоит в пробке, так и ездит по трассе. В случае, когда режим работы автомобиля на 90% состоит из городской эксплуатации, включая пробки, ресурс масла будет ниже, и его рекомендуется менять раньше – к примеру, через 12000 км, вместо рекомендованных автопроизводителем 15000 км.
Что касается повышенного износа, здесь я не соглашусь. Противоизносные присадки, содержащиеся в масле, работают достаточно долго, поэтому прямой связи между снижением ресурса масла и износом нет.
Другое дело, что при эксплуатации автомобиля в условии пробок наблюдается повышенное окисление масла; для нейтрализации кислот, образующихся в процессе работы (сера в топливе, конденсат, и т.д.), в масло добавляют щелочные присадки, которые эти кислоты нейтрализуют. Соответственно, ресурс этих присадок ограничен. Поэтому для легкового автомобиля в условиях пробок он может быть и 7500 км.
Если автомобиль эксплуатируется в городе, либо используется топливо с более высоким содержанием серы (более низкий уровень ЕВРО), присадки сработаются раньше. Отсутствие щелочи ведет к увеличению содержания кислот в масле, которые приводят к резкому увеличению скорости окисления масла. Результат этого – увеличение вязкости и образование отложений на деталях двигателя. И вот как раз образовавшиеся отложения, особенно в поршневых канавках, будут являться причиной повышенного износа деталей двигателя, за счет залипания поршневых колец.
Есть из этого правила одно исключение: при окислении масла увеличивается его вязкость. Если данный процесс запустить, не поменяв масло вовремя, увеличение вязкости приведет к ухудшению его прокачиваемости при низких температурах и, как следствие, уменьшится подача масла в узлы смазывания под давлением. В таком случае может наблюдаться увеличенный износ деталей двигателя.
Значительная часть комментирующих так или иначе затрагивает момент с подделкой масел ЛУКОЙЛ — каким образом можно гарантировать себе приобретение оригинального масла и часто ли приходится сталкиваться с появлением подделок на рынке?
За качество масел ЛУКОЙЛ можете быть спокойны – уникальная форма канистры, специальная двухкомпонентная крышка, а также вплавляемая этикетка полностью исключают возможность подделки масла. За все время работы мы ни разу не встречали подделку на территории РФ, СНГ, Европы или Африки.
При покупке канистры обратите внимание на то, чтобы этикетка была вплавлена в канистру (это легко заметить, если попытаться ее оторвать – сделать это чрезвычайно сложно). Второй момент – двухкомпонентная крышка с красной резиновой вставкой для лучшего сцепления и предотвращения проскальзывания. Ну и, опять-таки, сама форма канистры. В любом случае, всегда можно купить масло на АЗС ЛУКОЙЛ, либо посмотреть список официальных дилеров в каждом регионе России и связаться с ними напрямую, уточнив, где можно купить масло.
Вы напрямую взаимодействуете с автопроизводителями — скажите, в наше время они действительно не настроены на создание долго служащих транспортных средств или все это лишь слухи?
Это слухи, т.к. автопроизводители заинтересованы в выпуске автомобилей, которые будут работать довольно долго и надежно. Один из примеров – тенденция по увеличению гарантии на многие автомобили с 3 до 5 лет. В то же время, нельзя забывать, что один из самых основных драйверов процесса разработки новых двигателей – стремление к снижению расхода топлива.
Для того чтобы добиться топливной экономичности, необходимо делать небольшие высокоэффективные двигатели; один из основных лимитирующих факторов – ресурс двигателя. Сравните, к примеру, атмосферный 2-литровый мотор мощностью 150 л.с. и 1-литровый 3-цилиндровый мотор Ford EcoBoost с турбонаддувом. Даже при одинаковом ресурсе и показателях работы обоих моторов, запас прочности у первого из них будет выше.
Zanbay — Алан по поводу отечественного бренда выходящего на мировой рынок, не надо путать один момент-что экспорт масел и производство для продажи в своих регионах разные вещи…уровень качества разный)
Юрий: Политика компании ЛУКОЙЛ – поддержание единых стандартов качества на всех производственных площадках, как на территории России, так и в других странах, включая Европу. Наше оборудование по производству и смешению присадок оснащено по последнему слову техники и полностью автоматизировано, что полностью исключает влияние человеческого фактора. Точность измерения количества каждого компонента, добавляемого в масло, впечатляет: 100 грамм на 10 тонн. И это оборудование установлено на наших заводах в России.
Также не надо забывать, что большое число наших продуктов, производимых в России, поставляется на экспорт, при этом мы не делаем никаких различий между маслом, поставляемым на внутренний и на экспортный рынок: когда готовят большую партию масла, все канистры и их содержимое идентичны и заранее неизвестно, куда попадет масло.
Naval-officer — Алан, добрый день! Нужна статья для народа о допусках API и ACEA. Если у меня в инструкции к автомобилю написано, что нужно заливать масло с допуском не ниже SL, а тот же Лукойл имеет одобрение ОАО "ЗМЗ", то зачем в двигатель ЗМЗ 409 заливать импортный дико инновационный масляный продукт с соответствующей стоимостью?
Ведь уверен, что ни ВАЗ, ни ЗМЗ не разрабатывали двигатели, масла для которого могут произвести только зарубежные гиганты нефтяной промышленности. Хотя, конечно, можно и лошадь кормить деликатесами вегетарианской кухни из именитых ресторанов, только лучше она телегу скорее всего не повезёт.
Юрий: Если говорить про отечественных производителей, таких как ЗМЗ, АвтоВАЗ, помимо соответствия уровню API они также требуют проведения испытаний на своих двигателях для того, чтобы подтвердить, что масло с определенным уровнем по API/ACEA будет эффективно работать на их двигателях.
Успешно пройденные испытания позволяют получить одобрение автопроизводителя. Это необходимо для того, чтобы заливать масло в гарантийные автомобили. Причин, по которым автовладельцы заливают импортное масло в свой автомобиль, даже с двигателем ЗМЗ, довольно много.
Из наиболее популярных лидирующие позиции занимают стремление продлить жизнь своему мотору за счет использования, как они полагают более качественного масла, стремление защититься от подделок (хотя импортные масла подделывают чаще), а также уверенность в том, что импортное масло в целом работает лучше.
В то же самое время, надо понимать, что в те же двигатели ЗМЗ по большому счету можно заливать масло уровня API SG без каких-либо негативных последствий. А масло уровня SL, как, например, ЛУКОЙЛ ЛЮКС п/с, будет превосходно работать в таком двигателе.
Также хотелось бы отметить, что вопреки мнению большей части автовладельцев (которое активно поддерживается сотрудниками АСТО), любой человек при проведении ТО может привезти расходные материалы, в т.ч. масло, с собой, если это масло одобрено автопроизводителем. Максимум, что АСТО может на этот ответить, это лишить различных приятных бонусов (программа «помощь на дороге» и т.п.) и сделать запись в сервисной книжке о том, что расходные материалы привезены с собой.
Zver : По составу, судя из тестов с ойл-клуб, вполне себе масло (но тамошние знатоки рекомендуют лить его аж в X6M! =), хотя, мне кажется, оно будет куда лучше "рекомендованного Кастрола".
Дальше слышал положительные отзывы от владельцев недорогих авто, кто льет эту синтетику (речь идет именно о синтетике 5-40). Что самое интересное, там есть допуск ВАГа 502/505 =) так что можно лить в любую Шкоду, Ауди или Фольц=) Правда есть сомнения, что оно долго продержится
Юрий: Не вижу никаких проблем с тем, чтобы масло ЛУКОЙЛ долго сохраняло свои свойства или чтобы его можно лить в BMW Х6М. Данные масла разрабатывались, в том числе для эксплуатации в автомобилях на территории ЕС, где интервал замены составляет 30000 км. Одобрения, полученные на основании результатов испытаний в независимых аккредитованных лабораториях, подтверждают, что наше масло отвечают требованиям автопроизводителя, в т.ч. оно одобрено BMW.
Друзья, вот такой у нас вышел продуктивный выпуск формата «вопрос — ответ» c Юрием Галкиным, думаю Вам было интересно узнать немного больше о масляной тематике, задавайте любые вопросы по теме, а еще есть идея сделать такую же рубрику с представителями автопроизводителей, что скажете?
С уважением, Енилеев Алан.
UPDATE: один из комментаторов Aleksey054 Алексей Витальевич, 31 год:
"Внёс свои 5 копеек))) после предыдущего поста, я как и обещал залил ЛУКойл в один авто, машин как бы умирает, поэтому не жалко))) было залито "супер 5-40" полусинька. Итак хуже не стало! Расход по сравнению с мобил 3000 изменился в лучшую сторону, короче если говорить без мата, то "я поражен"))) Идём дальше, заливаем "люкс 5-40", ну и удивляемся ещё больше… Нету стука гидриков, машин работает как живой, но как ела так и ест, но это уже другая история))) Хочу заметить один момент! В люксе пакет моющих присадок намного эффективней"
MSSSAN Александр Александрович:
"Как купил своего Ижа в 2005 г залил полусинтетику Лукойл и по сегодняшний день её лью, пробег уже 300 тысяч км двигатель не жрёт масло, компрессия в норме и как часики работает и даже не дымит. А кто не верит смотрим фото www.drive2.ru/l/2654340/ . И до этого машина была и только Лукойл лил, второй хозяин досихпор льёт это масло и двигатель не ремонтировал"
SHUM-STAGEA Александр Шумбор, 41 год:
"На своей прошлой Nissan Stagea на Лукойл 5/40 SN синтетика проехал 150000 и машина до сих пор в отличной форме.Рабочая НИВА на полусинтетике СТАНДАРТ прошла уже 150000"
Отзыв: Моторное масло Лукойл Люкс SN/CF 5W-40 — Доверяй, но проверяй
Всем привет. Автомобиль супруги 2009 года выпуска мотор g4ec, ставился на корейцев- Hyundai Getz, Matrix, Elantra и старую Kia Rio. В общем на данном моторе с нуля до 90 000 км использовал CASTROL 5W40 MAGNATEC SN/CF A3/B4 синтетика. отзыв на кастрол. Масло менялось строго каждые 10 000 км, после 70 000 начался жор масла, гидрики на холодную стучали как с ума сошли, плюс ценник вырос. Фото мотора в районе 90 000 на Кастроле, была замена прокладки клапанной крышки.
Попробовал перейти на Шелл Хеликс Ультра, вроде понравилось, но цена- 2 540 рублей! Стал искать что то по проще. Начали появляться хорошие отзывы на Лукойл, действительно хорошие, отзывы типа «проехал 1 000 км масло супер» либо «масло априори г. т. к. делают его в России» не в счет, ну и конечно всем известный сайт про масла, точнее лабораторные анализы отработок перевесили чашу весов в пользу Лукойла, ну и чего греха таить, цена была заманчивой. Исходил из того, что мотор дремучий, лить можно хоть минералку, главное вовремя менять))
В общем летом 2016 года перешел на Лукойл. Замена каждые 7-8 т. км., пробовал 10 000, масло еле живое, жидкое как вода и чернее ночи. Интервал 7-8 т. км., масло не очень уставшее, нормальное. Чисто субъективно в сравнении с Кастролом мотор работать стал тише. Изначально покупал на Онлайнтрейде, цена в районе 900 рублей была, народ распробовал, ценник до 1350 поднялся, потом стал на Озоне брать, сейчас беру на Goods, в марте 2019 года 1065 рублей, за 4 литровую канистру синтетики SN.
Оригинал 100 процентов.
Ну что сказать о масле, машина не полетела))) но жор масла исчез, практически совсем, гидрики правда стучат на холодную, но всего пару минут, не более, не как на Кастроле, звон на всю улицу, пока мотор не прогреется. Всегда была интересная реакция работников сервиса, некоторые из них позиционируют себя как мотористами «от Бога», когда я доставал из багажника Лукойл и просил заменит масло. Вопрос у них был только один. Зачем я собираюсь лить в мега современный мотор, родом из 90-х, это га**но, а не масло? Услышав от меня душещипательную историю о том, что путем нехитрых манипуляций по смене марки масла жор пропал (сам в шоке)), бывает же такое), вот мол хочу продолжить свой эксперимент, ряд сервисменов дистанционно, не открывая капот, ставили мотору различные страшные диагнозы, вплоть до скорейшей капиталки. Аргумент, что мотор отходил менее 100 000 пробега с заменой масла в 10 000 км, и по факту с лайтовым режимом 70 % трасса, 30 % город без пробок и что ему будет, не действовал. Ну благо сейчас уже народ в сервисах к Лукойлу привык, «псевдомотористы» и им сочувствующие потихоньку стали «переобуваться» и глупых вопросов не задают.
Ну да ладно. С момента перехода на Лукойл, повторюсь в районе 90 000 км, намотал до отметки 172 000 км, за почти 3 года, никаких изменений в моторе я не увидел, гидрики как стучат 2-3 минуты на холодную, так и продолжают стучать. Угар масла конечно увеличился, сейчас от замены до замены доливаю около 400-500 грамм, не более. Справедливости ради нужно сказать, что изменился режим вождения, последние года 2 наверное процентов 50 пробки в городе, и 50 процентов трасса с дальними поездками.
И напоследок. Не так давно вновь засопливило из под прокладки (крышка у меня чудная, мотор то китайский, оригинальных прокладок в России нет, поэтому ставили что было с использованием герметика).
В общем фото мотора с пробегом 172 000, из которых последние 82 000 на Лукойле. Снимал на телефон, так что простите. Я не моторист))) но чел который снимал крышку сказал, что мотор в отличном состоянии))) В общем для себя сделал вывод, что очень достойно масло, за сущие копейки, отрабатывает на 100 %, все таки за 80 000 км., пробега сделать вывод можно и наверное нужно. Нет, конечно масла за 2000-3000 рублей импортных производителей лучше, но лить в древний мотор дорогущее масло, считаю кощунством, за 1000 рублей в самый раз))) и споры о качестве того или иного моторного масла не утихнут никогда. Все вышесказанное является моим личным мнением и ни в коем случае не претендует на исключительность. Всем удачи на дорогах!
Вопросы и ответы
Масла и технические жидкости необходимо подбирать в строгом соответствии с требованиями автопроизводителя. Специалисты службы технической поддержки ООО «ЛЛК-Интернешнл» помогут Вам получить экспертную консультацию. Для этого Вам необходимо отправить письмо на электронную почту masla-support@lukoil.com с указанием марки, модели, объема двигателя и года выпуска вашего автомобиля.
Альтернативно Вы можете воспользоваться онлайн-подборщиком на нашем сайте в разделе «Подбор масла».
Ознакомится более подробно с информацией по данной теме Вы можете в статье.
Оформите заказ с доставкой в нашем официальном интернет-магазине Ваш заказ будет отправлен способом, который Вы выберете при оформлении заказа и который доступен для Вашего населенного пункта.
- Почта России
- Служба доставки (до пункта выдачи)
- Курьерская служба (до указанного Вами адреса)
-
Чтобы выбрать продукт, который идеально подходит для Вашего двигателя, необходимо подбирать масло в соответствии с вязкостью и допусками автопроизводителя, это самый надёжный способ.
При соблюдении условий хранения срок годности масла составляет – 5 лет с даты изготовления. Условия хранения регламентированы ГОСТ 1510.
К сожалению, самовывоз заказов, оформленных в интернет-магазине, на АЗС ЛУКОЙЛ невозможен.
При онлайн оплате чек направляется на почту или на номер телефона (в мессенджер, либо СМС-сообщением), в зависимости от того, что Вы указали при оплате. Обращаем внимание, при доставке заказа курьерской службой, не все курьерские службы предоставляют чек.
Интервал замены масла в двигателе автомобиля определяется производителем и указывается в руководстве по эксплуатации, как и требования к смазочному материалу (вязкостно-температурные характеристики, группа эксплуатационных свойств и т.п.).
Производитель масла может рекомендовать усредненные интервалы замены масла. Современные условия эксплуатации (особенно в городских условиях) и конструктивные особенности ДВС обуславливают повышенные нагрузки на масло и приводят к истощению эксплуатационных свойств масла ранее базовых значений, оговариваемых производителем для «средних» условий эксплуатации.
Если для Ваших условий эксплуатации характерны недолгие поездки, длительные простои с работающим ДВС на холостом ходу, движение по бездорожью, целесообразно сократить интервал замены масла от 30 до 50%.
Не рекомендуем смешивать разные масла. Допускается возможное минимальное смешивание при замене отработанного масла свежим в объеме до 10% от общего объема системы смазки (остаток на внутренних поверхностях ДВС).
Смешивание масел возможно только в исключительных случаях, когда необходимо срочно произвести долив, но нужного моторного масла нет. Смешивание различных масел возможно только при условии полной замены моторного масла в ближайшее время.
Если Вы обслуживаете автомобиль на СТО, то решение этого вопроса на себя возьмет автосервис.
При самостоятельной замене масла существует несколько путей «второй жизни» отработанного масла:
- Переработка. В крупных городах существуют заводы по переработке, где из «старых» масел выделяют базовые масла, которые могут повторно использоваться.
- Утилизация. Есть компании, которые занимаются утилизацией промышленных отходов, в том числе и всевозможных жидкостей.
- Отапливание помещений различными воздухонагревателями.
- Для защиты древесины. «Отработка» убережет деревянные конструкции от разбухания и гниения.
Основной причиной потемнения моторного масла является действие моющих и диспергирующих присадок. Если в ДВС используется масло с моющими присадками (они входят в состав практически всех моторных масел), смазка исправно выполняет возложенные на нее функции. Мельчайшие частицы, которые в противном случае образовали бы отложения в двигателе, удерживаются во взвешенном состоянии внутри масла и не накапливаются в моторе. Как следствие, масло темнеет, принимая на себя основной удар.
Разумеется, в какой-то момент масло все же придется заменить, однако гораздо надежнее высчитывать этот момент, основываясь на рекомендациях автопроизводителя, а не на его цвете.
Ознакомится более подробно с информацией по данной теме Вы можете в статье.
При выборе охлаждающей жидкости следует ориентироваться на информацию в руководстве по эксплуатации и соответствие требованиям стандартов (ГОСТ, ASTM, ISO). Цвет охлаждающей жидкости определяется красителем, не имеет прямого отношения к составу и эксплуатационным свойствам.
Ознакомится более подробно с информацией по данной теме Вы можете в статье.
Масла от Лукойл — правда и вымыслы
Многие водители незаслуженно ругают российские моторные и трансмиссионные масла, в том числе Лукойл, поэтому мы решили сравнить его с лучшими иностранными аналогами. Мы расскажем о влиянии масла на двигатель и происходящих во время работы мотора процессах, а также покажем, откуда появился миф о том, что российские моторные масла – худшие в мире.
Основные характеристики масла
Любой водитель знает, что масло нужно для того, чтобы смазывать трущиеся детали двигателя. Однако каждому двигателю требуется собственное масло, отличающееся по вязкости, наличию дополнительных компонентов, стойкости к низким температурам и другим параметрам.
Если в мотор залито масло, не подходящее по каким-то характеристикам, то режим его работы нарушается. Когда масло не соответствует по вязкости, то либо ухудшается его подача к трущимся деталям, либо оно быстро стекает, из-за чего на поверхности остается слишком тонкий слой, который не может надежно защитить металлические части. Когда масло не соответствует по составу присадок и добавок, то резко возрастает износ мотора на некоторых режимах. Если масло недостаточно стойко к низким температурам, то зимой пуск двигателя превращается в лотерею, выигрыш в которой означает, что мотор получил самые минимальные повреждения. Ведь застывшее масло очень густое, поэтому насос не может подать его к трущимся частям двигателя в достаточном объеме, из-за чего трение происходит «на сухую», без смазки.
Помимо вязкости, которую определяют по американской методике и обозначают термином SAE, есть еще индекс API, который описывает назначение масла по типу двигателя. Нередко выбирая масло только по SAE, водитель или владелец машины не учитывает параметр API, из-за чего вроде бы подходящее масло ухудшает работу двигателя, увеличивает износ топлива и приводит к другим неприятным последствиям. К примеру, заливка масла API классов от SH до SM в двигатель, выпущенный в конце 70-х или середине 80-х годов, приведет к постоянным протечкам и быстрому снижению ресурса как мотора, так и масла. А заливка масла API классов от SE до SG в автомобили, выпущенные в 2010-х годах приведет к быстрому появлению задиров на вкладышах коленчатого вала и стенках цилиндров. Причем такой эффект произведет любое масло, не только Lukoil, но и самое популярное и качественное фирменное масло.
Как масло защищает двигатель
Любое масло поступает к трущимся друг об друга деталям и образует на их поверхности тонкую пленку с минимальным коэффициентом сцепления. Толщина пленки зависит от:
- вязкости масла;
- давления в масляной системе;
- состояния масляных каналов;
- температуры воздуха;
- температуры двигателя;
- нагрузки на двигатель.
Чем менее вязкое масло, тем больше толщина образуемой им защитной пленки, при условии, что хватит давления в масляной системе. Ведь чем выше вязкость (густота масла), тем сложней продавливать его по системе. При этом каждый двигатель рассчитан на определенную толщину пленки, которая обеспечивает максимальную защиту в каких-то режимах.
Толщина пленки в режиме холостого хода несколько больше, чем при работе под средней нагрузкой и гораздо больше, чем при работе под максимальной нагрузкой. Это связано с нагрузками на коленчатый и распределительный валы. При работе на холостых оборотах нагрузка минимальна, поэтому и прижим деталей друг к другу минимален, а значит, между трущимися деталями довольно большое пространство, которое и заполняет пленка. В режиме средней нагрузки коленчатый вал гораздо сильней прижимает к вкладышам, из-за чего сокращается расстояние между ними. В режиме максимальной нагрузки давление вала на вкладыши максимально, поэтому толщина пленки минимальна.
Когда масло идеально соответствует мотору, то в смазывающая способность пленки, вне зависимости от толщины, максимальна. Если же вязкость масла не соответствует двигателю, то на каком-то из режимов либо меняется оптимальная толщина пленки, либо ухудшаются ее смазывающие качества. Это в равной мере зависит и от других параметров, которые мы показали в списке. Что же происходит, когда толщина пленки или ее смазывающие качества не соответствуют режиму работы мотора? При избыточной вязкости увеличивается сопротивление вращению коленчатого вала.
Современные моторы легковых автомобилей не могут похвастать большим крутящим моментом, поэтому высокая мощность получается за счет увеличения количества оборотов. Следовательно, даже небольшое увеличение сопротивления вращению коленчатого вала приводит к росту расхода топлива и падению мощности двигателя. При недостаточной вязкости масла трущиеся детали соприкасаются друг с другом, что приводит к появлению задиров на их поверхностях. Каждый задир, в свою очередь, еще сильней ухудшает режим работы трущихся поверхностей, из-за чего вскоре образуется металлическая пыль и стружка. Когда это происходит, резко возрастает износ вкладышей и увеличивается вибрация коленчатого вала, а также появляется стук. После появления стука двигателю необходим капитальный ремонт.
Толщина и характеристики пленки также зависят от состояния масляных каналов. В процессе работы двигателя через поршневые кольца в масло попадают сгоревшие и недогоревшие частицы топлива, которые со временем меняют свойства масла. В исправном двигателе с правильно подобранным маслом это происходит через 6–10 тысяч километров, в зависимости от режима езды. Когда это происходит, сажа из масла начинает оседать на стенках каналов, снижая их пропускную способность, из-за чего уменьшается поступление масла и снижается толщина защитной пленки.
Температура воздуха – еще один важный фактор, влияющий на защиту, предоставляемую маслом двигателю. Ведь чем холодней на улице, тем сильней сгущается масло, особенно если оно не соответствует климату. Синтетические и полусинтетические масла меньше меняют свои характеристики при низких температурах, чем минеральное, однако даже такие масла не могут защищать двигатель при слишком низкой температуре. Ведь их вязкость становится слишком высокой, из-за чего они не могут создавать пленку нужной толщины, поэтому ухудшается смазывающая способность.
Для чего в масле присадки
Исходное масло, которое получают из нефти (минеральное) или газа (синтетическое) обладает весьма посредственными характеристиками, поэтому его необходимо доработать. Для его масла подвергают различным процедурам, таким как гидрокрекинг, а также наполняют присадками, улучшающими те или иные характеристики. При этом появляется не появляется масло с полностью новыми характеристиками. К примеру, минеральное масло так и сохраняет свою высокую вязкость при низких температурах, а нормализация вязкости происходит за счет растворителя. Похожая ситуация и с синтетическим маслом, которое обладает крайне слабой смазывающей способностью, что меняется лишь присадками. Поэтому, когда масло окисляется из-за перегрева или слишком долгого срока службы, все присадки выпадают из него и в двигателе остается вещество, обладающее весьма посредственными характеристиками, да еще и полное сажи.
В современные масла добавляют различные присадки, причем каждый производитель использует свой фирменный состав. Моющие присадки растворяют отложения в масляных каналах, но сильно загрязняю масляную систему, увеличивая риск задиров трущихся поверхностей. Антифрикционные присадки, такие как молибден, теоретически заполняют микротрещины и другие микроскопические повреждения в трущихся деталях, улучшают компрессию и ресурс двигателя. По крайней мере, так говорят производители масел с такими присадками. Однако опыт показывает, что исправный и настроенный мотор, который водитель использует в оптимальных режимах, даже без всякого молибдена обладает хорошей компрессией и огромным ресурсом. А мотору, требующему ремонта, не помогут никакие молибденовые присадки. Поэтому каждый производитель моторного масла использует свой пакет присадок, ориентированный на конкретные условия. Особенно необходимо учитывать высокую вероятность заправки некачественным бензином. В Европе такой бензин найти сложно, а в России очень просто.
Лукойл и зарубежные масла – сравнение
Для сравнения мы выбрали несколько марок, из которых брали образцы, соответствующие по SAE и API таким же маслам от Лукойл:
- Liqui Moly;
- Shell Helix;
- Mobil 1;
- ZIC.
Для сравнения были опрошены сотни владельцев различных машин, отличающихся как по году производства, так и по месту сборки, но заливающие в двигатель любое масло из этого списка или продукцию Lukoil. Большинство машин относились к гольф-классу (включая все переднеприводные ВАЗы), выпущенные между 1990 и 2016 годом, однако были и коммерческие автомобили. Во время опроса были заданы следующие вопросы:
- марка и год выпуска;
- состояние двигателя и компрессия;
- режим работы двигателя и манера езды;
- пробег до ремонта;
- используемое масло;
- периодичность замены масла.
По результатам опроса все автомобили поделили по состоянию двигателя на идеальные, нормальные и убитые. После чего началось сравнение результатов. И тут выяснилось, что при пробеге до замены масла в 5–7 тысяч километров, лукойловские масла не уступают любым другим маслам этого же класса. При нормальной эксплуатации мотора с минеральным маслом 10W40 Стандарт от Лукойл даже грузовая Газель с мотором ЗМЗ 402 пробегала до замены колец не меньше 150 тысяч километров, а капитальный ремонт был произведен через 480 тысяч километров в условиях постоянного перепада высот (Сочи).
При этом Фольксваген Транспортер Т4 1997 года, работающий на Зиковской (10W40 А+) полусинтетике и также ездящий по Сочи, потребовал капитального ремонта уже через 130 тысяч километров. Владелец Газели менял масло каждые 5 тысяч километров, а водитель Транспортера каждые 10 тысяч километров. По его словам, он хотел менять каждые 15 тысяч километров, как написано в руководстве к автомобилю, но с учетом тяжелых условий (большие перепады высот и частые затяжные подъемы) сократил до 10 тысяч километров. Аналогичные результаты были и с другими машинами – периодичность замены масла и условия работы двигателя, равно как и манера езды водителя, оказывали куда большее влияние, чем марка масла.
Почему масло от Лукойл считается плохим
Этот миф появился вместе с самой компанией в начале 90-х годов, когда оригинальное масло Лукойл было в большом дефиците, поэтому водители покупали подделку, которая не оправдывала их ожиданий. Такая же история была и с другими российскими компаниями, производящими моторные масла – Роснефть и ТНК. Еще одной причиной было следование инструкциям для иномарок, рассчитанных на хорошие дороги и качественный бензин. В итоге хорошее масло теряло свои свойства в 2–3 раза быстрей. Что самое интересное – если в двигатель заливали Лукойл или ТНК, то пробег от замены до замены нередко достигал 15 тысяч километров, когда от начальных свойств масла не оставалось почти ничего. Однако после перехода на Кастрол или другое фирменное масло пробег резко сокращался до 5–7 тысяч километров, что и приводило к гораздо лучшему влиянию масла на двигатель.
Где взять оригинальное масло от Lukoil
Проще всего приобрести оригинальное масло на заправке Лукойл. Однако то, что масло продают на заправке, еще не является гарантией его оригинальности, поэтому попросите продавца показать вам сертификат соответствия или паспорт продукции. Если масло оригинальное, то вам покажут сертификат и паспорт, а также дадут их копии с печатью магазина. Такая копия является официальным документом и если масло испортит двигатель, то вы сможете обратиться в отдел по защите прав потребителей или же в суд и получить компенсацию, которая покроет стоимость ремонта. Пренебрежение этими правилами резко увеличивает риск покупки некачественной подделки, которая не обладает качествами оригинального масла от Лукойл.
Кроме того, есть несколько правил, которые помогут отличить оригинальное масло от подделки. Компания Лукойл всегда разливает продукцию в трехслойные канистры, причем стык двух половин канистры выглядит запаянным не очень ровно. Крышка всегда двухцветная, с красной короной. Под крышкой канистра запечатана алюминиевой фольгой. На днище канистры большое количество различных значков и кодов, описывающих допуски и характеристики масла, а также дату выпуска и срок годности. Все эти значки сделаны лазером, поэтому их нельзя стереть.
Вывод прост
Любое масло от Лукойл, если подходит по SAE и API, мало чем уступает любым иностранным маслам того же класса. Понятно, что синтетика с допуском SM будет лучше недорогого минерального масла с допуском SG, если заливать его в современный автомобиль. Поэтому тщательно подбирайте масло, чтобы оно максимально соответствовало двигателю и меняйте его не позже, чем через 7 тысяч километров. В этом случае оригинальное масло от Лукойл ничем не уступит лучшим иностранным маслам и обойдется заметно дешевле.