Когда можно ремонтировать автомобиль после дтп виновнику
Перейти к содержимому

Когда можно ремонтировать автомобиль после дтп виновнику

  • автор:

Можно ли приступить к ремонту автомобиля до осмотра или выплаты по ОСАГО?

WhatsApp

Поврежденные в ДТП автомобили почти всегда нуждаются в ремонте. И логичнее было бы делать машину в любое время, по своему усмотрению. Однако закон Об ОСАГО устанавливает 15-дневный срок, в рамках которого участникам происшествия запрещается ремонтировать транспортные средства. Но это не распространяется на случаи оформления ДТП сотрудниками полиции. Если проигнорировать обязательное требование ФЗ, то виновнику грозит регресс от страховой. Но не пугайтесь – на самом деле всё не так сложно! И далее мы постараемся объяснить, как обстоят дела с ремонтом ТС сразу после аварий.

Можно ли ремонтировать машину после ДТП в 2023 году?

Ответ на этот вопрос содержится в основном законодательном акте, регулирующим правоотношения между страховщиками и страхователями.

И ответ на наш вопрос можно найти в пункте 3 ст. 11.1 ФЗ № 40 Об ОСАГО – процитируем:

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

Всего в нескольких строчках положения ФЗ Об ОСАГО умещается исчерпывающая информация по вопросу ремонта машин после аварии.

Обоим участникам ДТП строго предписано не начинать ремонт и утилизацию автомобилей в течение 15 дней с даты происшествия, если оно оформлялось по упрощенной схеме – европротоколу. Если на месте ДТП работали сотрудники ГИБДД, то ограничения для ремонта автомобиля в 2023 году отсутствуют. Можно восстанавливать ТС хоть на следующий день после аварии.

Итак, если участники составляли европротокол, то 15-дневный срок действует и нарушать его нельзя. Обратите внимание на промежуток времени. 15 дней действуют не с даты подачи документов в страховую, не с даты ответа СК на ваше заявление – а именно с даты автоаварии (без учёта праздничных нерабочих дней). Суббота и воскресенье тоже входят в расчёт этого периода. Например, если ДТП случилось 4 декабря, то 15-дневный срок истечёт 19 декабря. В течение этого срока ни виновник, ни потерпевший не должны приступать к ремонту или утилизации своих машин.

Ремонт машины по ОСАГО

До осмотра страховщиком

Обращает на себя внимание фраза «Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств…». Действительно, страховщик должен оценить ущерб автомобилю потерпевшего для страхового возмещения. Но и машина виновника ДТП может пролить свет на некоторые вопросы, например – соответствуют ли повреждения тому ДТП, которое описано в европротоколе, нет ли старых дефектов, которые не должны возмещаться в рамках ОСАГО и многое другое.

Осмотр и оценка повреждений после ДТП – это обязательная процедура, которую страховщик должен выполнить. Отталкиваясь от результатов экспертизы, СК осуществляет выплаты или выдаёт направление на ремонт автомобиля потерпевшего на станции техобслуживания (СТОА). Осматривать авто и проводить оценку ущерба ТС после аварии должны эксперты. Страховая заключает с ними договор на экспертные услуги.

Но даже если вы уже предоставляли автомобиль на экспертизу – производить ремонт всё равно еще нельзя. Ведь страховая еще ничего вам не возместила.

До выплаты по ОСАГО

Некоторые водители почему-то думают, что им обязательно возместят ущерб деньгами. Однако это заблуждение! Исчерпывающий перечень оснований, когда страховщик выплачивает по ОСАГО в денежной форме приведён в пункте 16.1 ст. 12 ФЗ-40. Далеко не факт, что ваш случай подпадает под эти критерии.

На практике чаще всего выдают направление на ремонт. И если вы отремонтируете автомобиль до того, как страховая направит вас чиниться в СТОА – восстанавливать будет уже нечего. И вы ничего не получите! Согласитесь, обидно? Но таков закон! Именно поэтому спешить с ремонтом автомобиля до того, как вам полностью выплатят страховую сумму по ОСАГО – не стоит.

Но даже если страховая возместила вред деньгами, нет гарантий, что вас устроит насчитанная сумма. Популярная уловка СК в 2023 году занижать размер возмещения по ОСАГО. К примеру, вместо положенных 120 тысяч рублей вам могут выплатить всего 60 тысяч. И тогда придётся требовать доплаты за ущерб. Или вообще оспаривать отказ страховой в возмещении вреда после ДТП.

Ремонт авто и выплата по ОСАГО

Во время споров со страховой

Несогласие с решением страховой подлежит обжалованию в рамках закона. Возникает вопрос, можно ли ремонтировать автомобиль в эти сроки? Например, если 15 дней уже истекли, но страховая не хочет возмещать ущерб или насчитала маленькую сумму.

Если у вас есть возможность, лучше повременить с ремонтом машины во время спора со страховщиком. Формально, ФЗ-40 Об ОСАГО не запрещает приступить к восстановлению поврежденного ТС. Но в интересах потерпевшего дождаться решения вопроса в ту или иную пользу. И «виной» тому сам порядок оспаривания решения страховой.

Чтобы было понятнее, вкратце его опишем:

  1. Страховая отказывает в страховом возмещении либо вы не согласны с размером.
  2. Подаётся заявление о разногласиях в страховую.
  3. Ответ СК вновь вас не устраивает или ответа нет.
  4. Теперь вы обращаетесь с точно такими же требованиями к финансовому уполномоченному – в его компетенции рассмотреть спор и принять решение на досудебной стадии. В том числе, назначить экспертизу. Поэтому ремонтировать машину до проведения экспертизы финупа не желательно. В противном случае оценивать ущерб будут по фото, а они могут исказить реальную ситуацию.
  5. Финансовый омбудсмен может удовлетворить ваши требования – но и в этом случае вместо выплаты деньгами финуп может обязать страховую выдать направление на ремонт вашего автомобиля. А если ТС уже восстановлено, то и ремонтировать нечего. Страховая выйдет сухой из воды, а ваши расходы на починку разбитой машины никто не компенсирует.
  6. Наконец, если вы обжалуете решение финупа, то точку в вопросе ставит судья. И снова может последовать решение направить вас на ремонт (вместо выплаты деньгами).

Оптимальный вариант не трогать разбитый после ДТП автомобиль до разрешения спора со страховой. Потом, так или иначе, вы сможете восстановить машину – либо за счёт страхового возмещения, либо в крайнем случае за свои деньги.

Что грозит виновнику за ремонт автомобиля в течение 15 дней после ДТП?

Торопливые виновники аварии, отремонтировавшие машину до истечения установленного законом 15-дневного срока, рискуют нарваться на регресс от страховой. Другими словами, возместить страховщику ту сумму, которую тот выплатил потерпевшему в ДТП.

Но с какой стати мне что-то платить, если автогражданская ответственность застрахована? Наличие действующего полиса ОСАГО убережёт от прямого возмещения ущерба потерпевшему в ДТП. Однако, если вами нарушено обязательное требование не ремонтировать авто в 15-дневный срок, то регресс обоснован.

К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы.

То есть, если страховщик потребует от вас предоставить ему автомобиль на осмотр или экспертизу, а вы уже устранили повреждения и 15 дней не истекли – страховщик вправе выставить регресс. И потребовать от вас выплатить всю сумму возмещения потерпевшему в ДТП.

Бывает, что вы отсчитали 15 дней и после этого отремонтировали машину на СТОА. Но вскоре вам приходит письмо от страховщика с требованием предоставить автомобиль на осмотр. Причём телеграмма была отправлена еще в 15-дневный срок, когда вам было запрещено ремонтировать машину.

Что делать? В такой ситуации лучше сразу связаться со страховой. Далее нужно уведомить СК, что письмо получено вами только что. Страховая так же должна быть в курсе доставки телеграммы (ей приходит уведомление почты о вручении письма адресату, то есть вам). Требуйте от страховой согласовать новую дату и время осмотра или экспертизы автомобиля. Никаких санкций к вам, как к виновнику ДТП, в такой ситуации быть не должно. Но лучше начинать ремонт повреждённой машины через несколько дней после истечения 15-дневного срока. Так сказать, для подстраховки – чтобы отправленное письмо успело дойти.

Починил машину раньше срока

А что грозит потерпевшему?

Потерпевшему ничего не угрожает. Регресса, как в случае с виновником аварии, он не получит. Однако преждевременное восстановление машины чревато тем, что вы можете попросту не получить страховое возмещение по ОСАГО. Например, если основания для выплаты деньгами отсутствуют, и СК направит ремонтироваться на станцию техобслуживания.

Важное разъяснение Верховного Суда РФ!

Страховая не обязана отказывать в выплате по ОСАГО на том основании, что потерпевший отремонтировал автомобиль сразу после ДТП. На это в своей практике указывал Верховный Суд – в 2020 и 2021 году.

Приведём в качестве примера оба этих решения:

  • Верховный Суд разбирал спор истца со СК «РЕСО-Гарантия». Потерпевший в ДТП получил направление на ремонт от страховщика, но восстановление автомобиля не состоялось – истец его попросту не предоставил. Вместо этого он требовал от страховой денежную выплату по ОСАГО на основании независимой экспертизы, но СК оставила это без внимания. После отказа финупа истец самостоятельно отремонтировал автомобиль. Нижестоящие суды и апелляция поддержали страховщика. Однако истец дошёл до Верховного Суда, где по итогу было установлено следующее – в постановлении суда апелляционной инстанции содержится противоречие между выводами о недобросовестности истца и выводами об удовлетворении его требований (частичном возмещении ущерба деньгами). Дело отправили на пересмотр (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 2-КГ21-8-К3).
  • Во втором случае истец судился со СК «СОГАЗ». Отремонтировав машину, он обратился за страховым возмещением, но в СК ему отказали. Независимая экспертиза насчитала 1,4 млн ущерба с учётом износа. Истец ходатайствовал еще и о судебной экспертизе. Но суды посчитали это недопустимым доказательством – якобы, машину отремонтировали до экспертиз, страховой случай и размер убытков никак не подтвердить. ВС РФ не согласился с нижестоящими судами. И признал экспертизу правомерной, поскольку она всё же была проведена по направлению страховщика, а также имелись другие материалы дела (Решение ВС РФ № 18-КГ20-9 от 17 марта 2020 года).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что ремонт потерпевшим автомобиля до осмотра и/или экспертизы страховой не является основанием для отказа в страховом возмещении. Однако существует риск, что дело дойдет до спора и вам придётся обивать пороги судебных инстанций.

Когда можно делать машину после ДТП виновнику

После аварии пострадавший беспокоится о компенсации и оплате ремонта. Виновник же хочет скорее починить свое авто. Однако, это не значит, что с восстановлением или утилизацией машины можно спешить. Интересы всех участников ДТП будут связаны на некоторое время. Торопливый ремонт может не только оказаться некачественным, но и создать проблемы самому автовладельцу.

Для того, чтобы решить можно ли гнать машину в сервис стоит ознакомиться со своим договором страхования и Законом « Об ОСАГО». Предложенный материал расскажет, когда можно ремонтировать автомобиль после ДТП виновнику и почему не стоит спешить восстанавливать автомобиль.

лоб в лоб

Ремонт авто после европротокола

Порядок оформления ДТП по европротоколу и последующие действия участников аварии определяет ст. 11.1 Закона «Об ОСАГО». В соответствие с ней, виновник аварии должен в течение 5 суток после оформления извещения от ДТП посетить свою страховую и сдать оригинал европротокола. Ни один участник аварии не должен ремонтировать свое авто в течение 15 календарных дней после происшествия за исключением праздничных выходных. После этого останется ждать истечения срока до ремонта. За это время страховая компания может потребовать предъявить для осмотра не только пострадавшее транспортное средство, но и машину виновника.

Проинформировать о намерении осмотреть авто страховая должна в письменном виде. Телефонный звонок можно проигнорировать. После получения заказного письма или телеграммы все же придется отогнать авто на осмотр.

Течение срока начинается на следующий день после аварии. Пример расчета: авария произошла 01.10.2019. Ремонтировать авто можно будет с 20.10.2019.

По истечении этого времени можно гнать машину в сервис. Однако в интересах самого виновника аварии уточнить у пострадавшего обстоятельства дела. Определили ли ему сумму компенсации и устраивает ли она его. Если все хорошо машину можно ремонтировать. Если же нет и пострадавший намерен судиться, то по возможности спешить не стоит.

Внимание! Если авария оформлена европротоколом, то не лишним будет взять в пострадавшего расписку об отсутствии претензий сверх выплаты страховой.

Ремонт после оформления ДТП с ГИБДД

Если для еропротокола закон устанавливает жесткие минимальные сроки для начала ремонта всех автомобилей, то с привычным ГИБДД оформлением дело обстоит проще. В протоколе инспектор опишет все повреждения. Протокол окажется в страховой компании со всеми прочими документами для выплаты. Страховые вполне доверяют инспекторам ДПС, поэтому предъявлять авто виновника обычно не требуют.

ГИБДД на аварии

Кроме того, закон не определяет жестких сроков для починки авто в таком случае. Однако ранее чем через 20 дней приступать к ремонту не стоит. За это время страховая компания должна направить пострадавшую машину потерпевшего на осмотр. Если потенциально размер ущерба превышает максимальную страховую выплату, то оплачивать разницу придется виновнику аварии. Для этого не лишним будет сохранить для экспертизы или провести ее заранее.

Подводные камни ремонта после аварии

После аварии оформленной по европротоколу у страховой компании есть право потребовать авто виновника для экспертизы. Она проводится по направлению компании. После нее он может смело машину ремонтировать. Но не всегда это стоит делать. Если водитель знает, что каким-то образом нарушит условия договора страхования, например не подал вовремя извещение о ДТП, то он рискует получить регрессные требования.

В этой ситуации экспертиза авто виновника поможет установить реально возможные повреждения пострадавшей машины.

Срок исковой давности по таким делам составляет три года. В течение этого срока пострадавший сможет обратиться с требованиями к виновному, если стоимость ремонта превышает максимальные страховые выплаты по ОСАГО. На этот случай так же желательно получить заключение независимого эксперта до ремонта.

Внимание! Необходимо помнить, что самостоятельно проведенная экспертиза не заменяет осмотра по направлению страховщика. Нельзя ремонтировать машину досрочно на том основании, что водитель сам заказал и оплатил экспертизу.

Во-первых, расходы на нее виновнику аварии никто не станет возмещать. Во-вторых, это будет нарушением договора и закона «Об ОСАГО».

Последствия раннего ремонта авто

Итак, в стремлении как можно скорее починить машину и забыть о неприятном инциденте виновник порой спешит с ремонтом. Действительно, по ОСАГО он не получит никаких компенсаций, но это не значит, что терять ему нечего.

Первое, что грозить торопливому автолюбителю – регрессный иск от страховой компании. Она имеет право его предъявить, ведь ремонтируя авто раньше срока законного срока водитель нарушает условия закона «Об ОСАГО» и договора страхования. В порядке регресса ответчик должен буде выплатить страховщику всю сумму, выплаченную в качестве компенсации пострадавшим.

ремонт бампера

Вторая проблема – невозможность доказать в суде какой ущерб был причинен. Дело в том, что по повреждениям хотя бы одной из машин опытный эксперт может восстановить ход всей аварии, ее обстоятельства и то, какие повреждения могла получить пострадавшая машина. Транспорт виновника и повреждения на нем становятся настоящим доказательством по делу. Ремонтируя или утилизируя авто, водитель лишает себя серьезного инструмента для доказывания в суде. А ведь если окажется, что максимальная сумма по ОСАГО, выплаченная страховой компанией, не покрывает размеров ущерба, то пострадавший будет требовать недостающую сумму от виновника аварии через суд. На этом этапе будет важно установить какие повреждения были причинены потерпевшему и какова цена ремонта.

Итак, очевидно, что спешить с ремонтом машины виновник не должен. Необходимо соблюдать законные рамки – 15 дней при оформлении ДТП европроколом . Важно, также учитывать обстоятельства конкретного дела, особенно если предстоит судебное разбирательство.

Должен ли виновник ДТП доплачивать потерпевшему из своего кармана?

Потерпевший сразу обратился в страховую и договорился урегулировать убытки без технической экспертизы. По соглашению он получил 120 000 Р , а через полгода написал, что потратил на ремонт 210 000 Р и долго ждал, пока машину восстановят. Просит, чтобы я возместил ему разницу в 90 000 Р и расходы на такси по чекам из приложения.

Ситуация кажется мне несправедливой. Потерпевший сам договорился на маленькую выплату и выбрал медленный автосервис. Он показал мне сомнительный заказ-наряд от какого-то ИП — я почти уверен, что там не все работы связаны с ДТП. К тому же машине потерпевшего 15 лет. Разве я должен платить за новые детали взамен сильно изношенных? Да и на такси он ездил ради личного комфорта, в нашем городе есть автобусы.

Подскажите, должен ли я доплачивать? Разве потерпевший не решает все денежные вопросы со страховой компанией? Я не хочу судебных разбирательств и предпочел бы заплатить, но только если действительно должен по закону.

Вы правы: именно страховая компенсирует потерпевшему расходы на ремонт авто. Но полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность. Если ремонт стоил больше, чем заплатила страховая компания, потерпевший может взыскать деньги с вас: он понес убытки, а по закону их должны возместить полностью.

Но вы точно должны не 90 000 Р и можете не компенсировать расходы на такси. Объясню, как страховые рассчитывают стоимость ремонта и на какую сумму договориться с потерпевшим.

Как страховые компании возмещают ущерб по ОСАГО

В случае ДТП страховая компания обязана в приоритетном порядке направить потерпевшего на ремонт. Запчасти и работы она оплачивает напрямую СТО — это называют натуральным возмещением.

В некоторых случаях страховая может предложить потерпевшему деньги: до 400 000 Р на восстановительный ремонт и до 500 000 Р на возмещение ущерба здоровью. Бывает, что потерпевший не видит перспектив ремонта по направлению от страховой и настаивает на выплате.

Под восстановительным ремонтом понимают расходы на запчасти и работы по их замене. При этом стоимость запчастей рассчитывают с учетом степени износа по единой методике Банка России, чтобы владелец мог привести машину в состояние, в каком она была до аварии.

По закону максимальный износ деталей — 50%. То есть страховщик не может возместить меньше половины их рыночной стоимости. Чем меньше износ, тем больше компенсация. Страховая по-разному рассчитает сумму ремонта двух идентичных автомобилей с одинаковыми повреждениями, но разного года выпуска. Для более нового авто компенсация будет выше.

Если после ДТП потерпевший получил от страховой деньги и будет ремонтировать машину самостоятельно, есть риск, что ему придется доплачивать в мастерской из своих денег. Так случится, если страховая посчитает износ максимальным и выплатит половину стоимости деталей, а владелец автомобиля не найдет их за эти деньги даже на разборке или сразу решит ставить новые.

Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black

Что произошло в вашем случае

По закону страховая компания виновника обязана осмотреть машину потерпевшего и зафиксировать повреждения. Дальше есть два пути:

  1. страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт в конкретную организацию и потом напрямую оплачивает часть ремонта с учетом износа. Недостающую сумму придется доплатить потерпевшему;
  2. страховая предлагает денежную выплату, и потерпевший письменно на нее соглашается. Если нет разногласий по поводу повреждений машины и стоимости ремонта, экспертизу могут не проводить. В будущем оспорить сумму компенсации можно будет, только если в автомобиле найдут скрытые повреждения, которых нет в акте осмотра.

Если стороны не могут договориться о сумме выплаты, страховщик организует независимую техническую экспертизу и оценку, чтобы определить стоимость восстановительного ремонта.

В вашей ситуации потерпевший решил быстрее получить деньги от страховой, поэтому согласился на предложенную сумму и отказался от экспертизы. Скорее всего, по результатам независимой оценки он получил бы больше, но уже не может ничего требовать со страховой компании: она исполнила свои обязательства.

Чтобы компенсировать разницу между расходами на ремонт и страховой выплатой, потерпевший решил взыскать деньги с вас.

Должны ли вы доплачивать потерпевшему

С одной стороны, второй участник ДТП мог получить больше денег, если бы согласился на экспертизу. Однако выплата все равно была бы меньше фактических расходов, так как реальную стоимость запчастей страховая снижает на степень износа. Машине потерпевшего 15 лет, поэтому износ, скорее всего, сочли бы максимальным.

В этой ситуации вам придется компенсировать потерпевшему часть расходов на ремонт авто. Вот почему.

Во-первых, об этом говорит гражданский кодекс. По закону тот, чье право нарушили, может требовать от виновника полностью возместить убытки — в вашем случае расходы на ремонт авто.

Если виновник застраховал свою гражданскую ответственность в пользу потерпевшего, он должен возместить разницу между фактическим размером ущерба и страховым возмещением, если его недостаточно, чтобы компенсировать причиненный вред.

Кроме того, так постановил Конституционный суд. До 2017 года в случаях, когда страховой выплаты на ремонт авто не хватало, взыскать деньги с виновника нельзя было даже через суд. Считалось, что ущерб от ДТП рассчитывается по методике Банка России, то есть с учетом износа, а значит, выплат по ОСАГО достаточно.

По обращению нескольких автовладельцев в вопросе разобрался Конституционный суд. Он пояснил, что страховая действительно должна учитывать степень износа, когда рассчитывает компенсацию. Но реальный ущерб может быть выше, и потерпевший вправе требовать разницу с виновника.

Судебная практика подтверждает, что вам лучше заплатить потерпевшему.

Например, в Крыму женщина получила от страховой виновника ДТП 51 000 Р на ремонт и потребовала с него еще 58 000 Р , чтобы полностью восстановить авто.

Три судебные инстанции ей отказали, так как сочли, что общая сумма ремонта не превышает страховой лимит в 400 000 Р . Значит, требовать доплаты нужно со страховой компании, а не с виновника ДТП.

Однако Верховный суд РФ пояснил, что страховая справедливо рассчитала выплату с учетом износа и выполнила свои обязательства. А убытки потерпевшего — это все расходы на ремонт автомобиля. Их нужно рассчитывать по рыночным ценам без учета износа, а доплачивать должен виновник.

Определение Верховного суда от 18.05.2021 № 127-КГ21-5-К4 PDF, 522 КБ

Нужно ли компенсировать расходы на такси

Платить за такси в вашем случае не придется. Если потерпевший захочет взыскать эти расходы через суд, ему нужно будет подтвердить их размер и необходимость передвигаться на такси вместо общественного транспорта. Как правило, это сложно.

На практике суды взыскивают деньги за такси в редких случаях. Например, если человек серьезно пострадал в ДТП и не мог добраться до больницы иначе.

Так, в Липецкой области женщина ездила на такси в больницу к пострадавшему в аварии сыну. Она потребовала взыскать 12 500 Р компенсации, но не смогла доказать, что поездки в принципе были нужны. А тем более на такси. Суд ей отказал.

В похожей ситуации житель Ростова требовал 83 000 Р . Он пострадал в ДТП, долго лежал в больнице далеко от дома, ходил на костылях и не мог пользоваться общественным транспортом.

Суд согласился взыскать только 32 800 Р за поездки пострадавшего в больницу и обратно, к ортопеду и на УЗИ. Еще в сумму включили расходы на такси, на котором жена привезла в больницу костыли и ортопедические подушки. Остальные поездки жены суд не учел — даже те, когда она привозила еду и лекарства.

В вашей ситуации потерпевший мог пользоваться общественным транспортом: в ДТП он не пострадал. Маловероятно, что суд согласится взыскать расходы на такси.

Аргумент, что машину долго ремонтировали, не имеет значения. Если бы потерпевший отдал ее страховой для ремонта, а не забрал деньги, по закону ему бы вернули автомобиль через 30 рабочих дней. Но потерпевший получил деньги на руки и отдал машину на СТО, которую выбрал сам. Вы не отвечаете за последствия его решения.

О какой сумме договариваться с потерпевшим

Сейчас второй участник ДТП требует заплатить разницу между страховой выплатой и реальными расходами на ремонт. Однако вы должны компенсировать только разницу между среднерыночными затратами на ремонт без учета износа и стоимостью ремонта с учетом износа: страховая ее не рассчитывала.

Если бы потерпевший решил проводить оценку, то получил бы от страховой компании деньги на ремонт с учетом износа, а возникшую в связи с износом разницу мог бы требовать с вас. Но он согласился на предложенную выплату, то есть понимал, что может получить меньше денег. Так что вы должны ему меньше, чем он просит.

Автомобиль старый, и не исключено, что независимая экспертиза могла признать полную гибель транспортного средства — в случае, если ремонт оказался бы дороже рыночной стоимости машины. При тотале компенсацию считают иначе: пострадавшему выплачивают разницу между рыночной стоимостью авто и стоимостью годных остатков. Эта сумма могла оказаться как раз в пределах 120 000 Р , и потерпевший не смог бы потребовать с вас деньги на ремонт.

Автосервис мог завысить стоимость работ. Заказ-наряд доказывает, что потерпевший заплатил за ремонт 210 000 Р конкретному ИП. Но неясно, насколько эти цены обоснованны. Может быть, они вдвое выше средних по городу.

Я рекомендую договариваться на половину требований потерпевшего — 45 000 Р . Примерно столько он сможет получить, если обратится в суд.

Перед тем как предложить конкретную сумму, удостоверьтесь, что потерпевший не пытается получить лишнее:

  1. Запросите у него копию акта осмотра и фотографии с него — их можно получить в страховой. Также понадобится справка о ДТП — ее можно запросить в ГИБДД.
  2. Сравните повреждения машины по акту осмотра, справке о ДТП и заказ-наряду, по которому потерпевший оплачивал ремонт. Обратите внимание, как именно ремонтировали машину. Может оказаться, что на фото с осмотра дверь поцарапана и ее просто покрасили, а в заказ-наряде написали, что заменили.
  3. На всякий случай проверьте машину потерпевшего по VIN на сайте ГИБДД. Если она попадала в ДТП и получала похожие повреждения, потерпевший может включить в сумму ремонта запчасти, которые вышли из строя еще до вашего ДТП.

Передавайте деньги по расписке. Пусть потерпевший укажет свои паспортные данные, место и дату, а также напишет, что не имеет к вам претензий по ДТП.

Что делать, если потерпевший не согласится с суммой

Объясните потерпевшему, что вам обоим невыгодно идти в суд. Вы можете заплатить ему прямо сейчас, а в суде оба потеряете время и деньги.

Вот аргументы, которые вы можете привести:

  1. Если потерпевший решит идти в суд, ему придется заплатить за экспертное заключение, чтобы обосновать требования чем-то более весомым, чем заказ-наряд от СТО. Эксперт рассчитает стоимость восстановительного ремонта автомобиля по рыночным ценам и с учетом износа, а также выяснит рыночную стоимость машины на момент аварии. Если экспертизу назначит суд, выйдет значительно дороже: за каждый вопрос эксперту потерпевший заплатит 5000—10 000 Р . Чтобы вернуть деньги, нужно выиграть суд — тогда расходы компенсируете вы.
  2. Эксперт может признать полную гибель авто, если выяснится, что стоимость ремонта с учетом износа дороже или равна стоимости машины. В таком случае размер ущерба придется считать не по разнице стоимости ремонта с износом и без него, а по разнице между стоимостью авто до ДТП и стоимостью оставшихся от машины деталей. В этом случае суд сочтет требования к вам необоснованными и откажет потерпевшему в иске. Вам не придется возмещать ущерб и расходы на экспертизу и даже получится компенсировать собственные затраты на юриста.
  3. Если экспертиза выяснит, что средняя стоимость ремонта ниже, чем по заказ-наряду потерпевшего, он получит еще меньше денег.
  4. Неясно, в каком состоянии машина была до ДТП и как она могла пострадать с момента аварии до ремонта на СТО. Чтобы выяснить, какие повреждения авто относились к вашему ДТП, понадобится трасологическая экспертиза — она стоит от 20 000 Р .
  5. Неизвестно, в чью пользу суд примет решение. Потерпевший рискует остаться в минусе.

Что в итоге

Полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность, а только в пределах 400 000 Р за каждую поврежденную машину и только с учетом износа авто потерпевшего. Если выплаты по ОСАГО не хватит для восстановления автомобиля, виновник компенсирует разницу самостоятельно.

Виновник ДТП также должен доплачивать потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета и с учетом износа. Даже если полная стоимость ремонта меньше 400 000 Р .

Вам не стоит соглашаться со всеми требованиями потерпевшего — договаривайтесь на половину суммы: примерно столько он сможет получить в суде. Расходы на такси можно не компенсировать: потерпевший вряд ли сможет доказать их целесообразность.

Если другой участник ДТП не согласится с предложенной суммой, объясните ему, почему вам обоим невыгодно судиться.

Загрузка

Вот это прикол. страхуешь свою гражданскую автоответственность, а с тебя ещё и денег могут поиметь за ДТП, даже если ремонта меньше чем на 400 тыщ.
Что за бред?! Страховка для этого и покупается, чтобы ограничить свои убытки размером страховой премии, а так получается, немного кого-то помял, чувак решил, что страховая мало ему выплатила, подам-ка я в суд на виновника��‍♂️

Niki, Хватит размазывать сопли . А надо уметь отвечать за свои "дела" как виновнику ДТП. Пострадавший в ДТП сразу сталкивается с кучей проблем, расходов, потерей времени. нервов и т.д добиваясь реальной суммы к выплате. Как минимум половина из Вас недовольных крикунов когда окажетесь потерпевшим в ДТП. В один момент переобуетесь и заговорите с точностью до наоборот. Про все что Вы здесь пишите в один момент забудьте. Вот и вся реальность. Так что лучше помолчите и не позортесь.

Гребаные страховые и Конституционный суд, елси я застроховал свою отвественность на 400тыс. То какого черта страховая может не покрыть расходы в рамках этой суммы. Смысл от такой страховки?

Неожиданно. Спасибо за статью, предполагала что в пределах 400 тыс., полностью покрывает СК.

Постоянно читаю статьи на т-ж и обычно все грамотно и понятно, но не в этот раз.
Ремонт предусмотрен без учета износа и это ключевой момент! Деньгами можно получать только в предусмотренных законом случаях и судя по описанию-это не тот случай. Значит пострадавший, вопреки требованиям закона ОСАГО, потребовал выплату деньгами и сам лишил себя права получить возмещение без учета износа! У нас даже есть подобная судебная практика.
Так что виновнику ничего платить не нужно, тем более заказ-наряд о сумме ремонта не является надлежащим доказательством. И если будет суд, то виновнику нужно грамотно аргументировать свою позицию с запросом материалов страхового дела.

Максим Привалов

Александр, Стоп! Закон позволяет потерпевшему выбрать выплату деньгами — тогда заключается соглашение со страховой, и эти деньги выплачиваются. Никакого нарушения закона я тут не вижу.

Максим, заключая соглашение вы реализуете ваше право на возмещение ущерба (в том числе о его размере), соответственно о возмещении износа речи уже не идет.

Максим Привалов

Александр, Верховный Суд в новом ППВС № 31 от ноября 2022 года разобрал этот момент — взыскание разницы с виновника ДТП не противоречит закону. Можно сколько угодно спорить, но у потерпевших теперь развязаны руки. И у судов тоже.

Максим, спасибо за информацию-ознакомлюсь с данным Пленумом. Кажется, что данный Пленум от 08.11.2022г.?

Максим, я изучил данный Пленум и могу сказать, что вы с ним ознакомились невнимательно. Пункт 65 подтверждает изложенную мной позицию.

Александр, а можете дать ссылку на решение, что за практика? Везде про эту компенсацию с виновника с учетом износа пишут немного разные вещи. Вот пример: допустим влетел ты немного сзади в 10 летнюю машину, сломал бампер, усилитель бампера к примеру. Страховая с учетом износа в тот же день предлагает пострадавшему допустим 15 тысяч. Хотя оригинал стоит около 20+ усилитель тысяч 10 + работа около 10. Вобщем тысяч на 40-50 расходов. И пострадавший говорит, окей беру деньги.

Но ведь он мог поехать ремонтироваться как вы пишете. Хотя верховный суд почему-то считает, что можно взять 15 и потом еще 30 требовать с виновника. Странно же.

Сергей, в примере, который вы приводите-не видел таких Определений Верховного суда. Но есть практика, подтверждающая мои слова, например дело № 33-6216/2018 Вологодского областного суда.

Очуметь. Почему я оплачивая ОСАГО, должен оплачивать ущерб человеку, если 400к он не превысил.
Почему нельзя обращаться к страховщику виновника, везде себя эти конторки прикрыли. Так без последних штанов могут оставить.

Шрек, потому что свою страховую вы сами выбираете, а виновник может застраховаться в страховой с плохой репутацией. Как раз для удобства потерпевшего ввели прямое возмещение убытков.

Алиса, людей не должна волновать репутация, для этого есть государственный регулятор

Алиса, а какая разница, какую страховую он выбирает. Если есть действующая лицензия у страховой, то правила осаго действую для неё также, как и для других. Вопрос то был именно в том, почему страхуясь на 400 тысяч , появляется какая-то такая странная методика расчетов, что можно насчитать ремонт на 50 тысяч, а еще 100 требовать с виновника. При этом общая сумма 150 тысяч находится в пределах этих 400 тысяч.

"К тому же машине потерпевшего 15 лет. Разве я должен платить за новые детали взамен сильно изношенных? Да и на такси он ездил ради личного комфорта, в нашем городе есть автобусы." — вот всегда удивляет этот вопрос про такси — человек ездил на машине ,по вашей вине его машина в ремонте. Почему он должен пересесть на автобус и потерять в комфорте еще больше?
и на тему новых запчастей — как подбирать старые запчасти для ремонта и оценивать их пригодность для установки по страховому ремонту, да и зачем человеку заморачиваться и искать их по разборкам .оценивая состояние, когда можно просто поставить новые за счет виновника и страховой?)

темич, вот как раз мыслящих аналогично вам ". когда можно просто поставить новые за счет виновника и страховой?). " данный пункт о неполной выплате и ввели.
Иначе были бы миллионы желающих подставляться в мелкие ДТП, что бы прогнившие детали менять на полностью новые бесплатно.

Сергей, проблемы виновника ДТП меня в принципе волновать не должны. Он уже по определению потратил мое время и нервы, когда устроил ДТП. Купить новые запчасти — пойти по пути наименьшего сопротивления, а не бегать искать хорошие б/у, чтобы неаккуратному водителю было дешевле. Вот и вся моя логика.

темич, как говорится "от сумы, да от тюрьмы" ))
Я посмотрю как изменится ваша логика, когда вы случайно стукните гнилое корыто, которое 50 тысяч в базарный день стоит, а с вас начнут требовать миллион.
Тогда вы повторите свои тезисы про то, что это правильно?

темич, А теперь смотрим с реальной стоимости. Пострадавший хотел продать машину до аварии за 700000 руб. А теперь, после аварии и ремонта, вынужден ставить галочку "битая" в объявлении и более 600000 руб ему никто за битую и толстый слой шпаклевки никто не даст. Так кто будет доплачивать разницу минус 100000 руб?

Денис, пример и цены высосаны из пальца.
И что значит "толстый слой шпатлевки" — это по вашему ремонт?
Другой пример. человек хотел продать машину с помятым капотом или крылом, но не успел и снова маленькое ДТП. и теперь он требует, что бы ему поменяли эти детали на абсолютно новые без доплат. Кто оплатит разницу в этом случае? ))

Сергей, По текущей ситуации виновник. Даже если это в сумме меньше 400 тыс.

Sb, ну давайте не платить?) Какие выходы у нас в этойкоррумпированной системе? Ваши предложения.

темич, Выходы в обращении в страховую компанию и требования выплат от страховой компании по закону, можно за небольшую доплату купить расширение к ОСАГО которое увеличивает сумму выплат до пары миллионов рублей. И выплаты с учетом износа совершенно справедливы, вы если будете продавать машину то не получите за нее цену новой и почему ремонт вам должны оплачивать как за новую машину. А то ведь так можно любую древнюю рухлядь продать как новую.

Sb, в меня въехали, сломали бампер, новый бампер стоит 10к, страховая даёт мне 5к, мне как за 5к себе бампер восстановить? допустим на разборках и авито б/у бампера по 7к и что мне делать? в меня въехали, а мне ещё потом и мозги себе делать как бампер восстановить?

Сергей, доброго дня вам, просто мне ответьте, в меня въехали, что мне делать? Стразовая платит столько, за сколько я не могу отремонтировать своё авто и что мне делать? А допустим я работать без авто не могу, а оно из-за этого ездить не может. Я не понимаю, почему я из-за кого-то должен нести потери/убытки/терять в удобстве, я этого понять не могу.

Ситуация, если я въехал в москвича 1989 года, а он весь стоит 30 000 рублей, но я ему вывернул допустим колесо, без которого он дальше ну никак ездить не может, а это колесо в сборе стоит около 5 000р, то есть 15% его рыночной стоимости, мне теперь чё, платить ему (или моей страховой) 2500 и пусть он мучается как хочет, доплачивает сам? Млять, какая-то патовая ситуация.

Станислав, в чём тогда, по Вашей логике, смысл страхования? Заплатить за полис, а потом возмещать убытки (причём самой же страховой), если наступит страховой случай? Конечно, судя по этому случаю, ситуации могут быть самыми бредовыми с точки зрения здравого смысла, но благо они единичные.
И в данном случае, мне кажется, Вы путаете понятие "суброгации" и "регресса".
Пример: виновник ДТП въехал в потерпевшего. У потерпевшего КАСКО. Всё оформили, потерпевший по КАСКО отремонтировал свой авто, допустим на 500 тыс. Страховая потерпевшего направляет требование на возмещение своих расходов страховой виновника, но страховая виновника возместит только 400 тыс. в рамках ОСАГО. А вот 100 тыс. страховая потерпевшего по регрессу будет требовать напрямую с виновника.

USA, т.е. Вас без вины виноватыми признали?)

я фигею, каждый год отвали сумму, а если ДТП, так ещё и доплачивать придётся, зачем тогда вообще страховка, что за узаконенная мзда?

Дмитрий, так вас не принуждают участвовать в ДТП. Ездите аккуратно и старайтесь не становиться виновником аварий.

Алиса, так а если я не виновник, я про это и пишу. В меня въедут, а денег дадут столько, что отремонтировать машину нельзя.

Дмитрий, но у вас будет право забрать разницу с виновника.

Алиса, здравствуйте у меня похожая ситуация, я виновник, суд проигран, сейчас приставы одолевают. Сумма за сотку. Что делать.

Владимир, платить, очевидно.

Дмитрий, вот мы и оказались в этой ситуации.
Страховая выплатила на 50 тысяч меньше стоимости ремонта..
Теперь пытаюсь составить досудебку..

Алиса, думаю что вы когда писали про принуждение не учитывали такие вещи как дорожные условия, состояние дорог и разметки и другие причины не зависящие от уровня водительского мастерства водителей.

Сергей, тогда пускай или страховая или виновник бегают и ищут такой же старый бампер за 5000 на разборках или как? Почему по чужой вине страдать, терять своё время, деньги должен я?

Мария, читайте статью выше.

Алиса, Автор статьи в какой страховой трудится?

Добрый день! Муж также оказался виновником ДТП. Иномарка оказалась старой, с огромным пробегом, 80% износ. Страховщики считают максимальный износ 50%, т.е. цена всех запчастей делится на 2. Потерпевший очевидно ремонтировать свою старушку даже и не собирался, а страховая на радостях и предложила деньгами с учетом износа 70 тыс. и отправила его к виновнику за полным ущербом. Заказали экспертизу, наняли автоюриста, которому тоже кушать хочется, тем более что оплата юриста по суду будет на виновнике, общая сумма ущерба 200 тысяч. И сразу нам прилетает иск на 130 тысяч, (разница между полным ущербом и страховой выплатой) и завтра уже судебное заседание, поскольку уведомление пришло на праздниках, а мы и не проверяли ящик почтовый, никаких досудебных претензий, сразу в суд и судебные издержки 25 тысяч тоже уже на нас. А мы сначала и не поняли, муж ведь застрахован по ОСАГО и уже забыл про эту аварию. Мы естественно подумали, что какой-то развод, откуда 200 тыс. Выяснили, как считают страховые, калькулятор есть на сайте РСА, и у нас без износа получилось 130 тысяч, а не 200 тыс, за счет того что две детали в справочника РСА указаны как аналоги со стоимостью в два раза ниже, чем оригиналы, ведь оригинальные запчасти на рынке сейчас недоступны официально, VW ушел же с рынка. Ну и на радостях мы заказали судебную экспертизу, чтоб, так сказать, ткнуть носом недобросовестного оценщика. Стоимость судебной экспертизы 16 тысяч рублей. В результате экспертизы ущерб увеличился до 206 тыс., ибо оказывается существует еще одна методика расчета именно реального ущерба при дтп, предложенная Минюстом, где берутся рыночные цены из интернет-магазинов (про эту методику кстати никакой информации вообще нигде нет). И там то и нашлись оригинальные запчасти ушедшего концерна со стоимостью в два три раза превышающие среднерыночные цены по справочникам РСА. Плюс эксперт добавил еще пару деталюшек, которые пропустил оценщик потерпевшего. Но при этом страховое возмещение, рассчитанное по Единой методике Центробанка, тоже выросло до 80 тыс рублей, и разница выплаты с износом и без составила 126 тыс. У нас немного отлегло, хоть 4 тыс, да наши. Но не тут то было. Мужу присудили все 136 тысяч с копейками, то есть взяли полный ущерб по судебной экспертизе 206 тыс минус страховую выплату 70 тысяч, уже полученную потерпевшим первично + судебные издержки (оплата представителя была чуть снижена). Получается, что муж теперь как виновник берет на себя еще и выплату страховой, т.е 10 тыс, которые дополнительно должна была бы заплатить страховая, тоже повесили на виновника. Мы в этом видим нарушение прав виновника как застрахованного лица, но подавать апелляцию смысла уже нет, ибо это нецелесообразно , учитывая судебные расходы по апелляции. Либо нам что теперь требовать эти 10 тысяч со страховой на основе судебной экспертизы? Очень хочется понять, насколько такое решение суда правомерно. Разум, как говорится , кипит, ведь потерпевший даже не ремонтировал автомобиль, и доказать фактические расходы на ремонт не может и сам согласился на низкую выплату вместо ремонта. Плюс получается, что в справочниках РСА и при оценке реального ущерба в расчет взяты совершенно разные детали, с разными каталожными номерами? Будьте внимательные на дорогах, только и остается пожелать. Может быть наш опыт кому-то пригодится, в плане как не надо поступать, если ты виновник, и как надо, если потерпевший) Мы, кстати, предлагали мировую на половину заявленной суммы, но зачем, если дело все равно в шляпе.

Вот из за таких ИДИТСКИХ законов. СТРАДАЮТ ЛЮДИ с обоих сторон, суды переполнены. Я виновница в ДТП слава Богу без ущерба здоровья для всех, в итоге СТРАховая выплатила 51 000, а я по суду должна еще 250 000. ГДЕ БЛИН СПРАВЕДЛИВОСТЬ . ЭТО ПРИ ВСЕМ ЧТО У ВСЕХ ЕСТЬ ЭТИ БУМАЖКИ ПОЛЮСА ОСАГО с которыми только по ходу в туалет подтереться. Ушла с дороги, пока эти идиотские ЗАКОНЫ будут действовать. Прикрыли свои задницы какими -то коэффициентами и износами. ССС. ки ! Вот барахтаемся теперь в судах , они просили меня 100 000 я им сказала идите в суд, думала подадут ну буду платить в рассрочку т.к. многодетная мать с 3 мя детьми одна, два кредита, а они в суд заявили 250 000. ПРОСТИТЕ КОНЕЧНО , но я то понимаю что ЖИЗНЬ МОЯ ТЕПЕРЬ ИСПОРЧЕНА . ЧИНОВНИКИ ВЫ в СВОЕМ УМЕ? Лучше наладьте страхование, которого у нас по факту и НЕТ,

Ева, пока Вы уверены, что Вы в порядке, а законы дурацкие (начальники дураки и кто-то еще ) -так и будете жить в несправедливом мире)). Никак не хотят люди понимать, что законы для всех одинаковы и там, где он "не справедлив" по отношению к Вам, как к виновнику ДТП, вполне себе будет "справедлив" когда Вы потерпевший. Любой водитель и в той и в другой роли может оказаться с вероятностью в 50%. Эффективное взаимодействие с законом имеет место лишь тогда, когда начинаешь уважать и руководствоваться им. Еще ,конечно, не плохо перестать юристов считать дармоедами, а себя "в какой-то степени юристом", смешно смотреть в суде на таких безумцев. И помимо обязательного ОСАГО, которое не полностью снимает материальную ответственность с виновника — есть дополнительны (необязательные) страховые программы, которые вместе с ОСАГО будут работать на 100%.

Страховые сознательно занижают стоимость ремонта. Сам слышал в страховой сотрудник разговаривал с начальником Москва насчитала 120 тысяч, а потерпевшему начальник сказал предложить 60 тысяч!

Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

С 19 июня стоимость восстановительного ремонта автомобилей по договору обязательного автострахования (ОСАГО) рассчитывается по-новому. Вступили в силу новые справочники оценки средней стоимости запчастей, которые используются для расчета выплат по страховке. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам деталей, выросла на 28,7% относительно предыдущей редакции.

Другие изменения находятся на стадии обсуждения и проработки. Так, еще в апреле Центробанк предложил новые правила расчета стоимости ремонта по ОСАГО с учетом цен на аналоги оригинальных запчастей. Такое решение регулятор предложил как временную меру из-за «высокой неопределенности цен» оригинальных деталей и проблем с их доступностью. А в июне ЦБ выступил с инициативой изменить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев. Его хотят расширить на 26% вверх и вниз — так страховщики смогут точнее учитывать риски на фоне роста стоимости запчастей.

За ремонтом авто по ОСАГО может обратиться только автовладелец, которого признали потерпевшим в ДТП. Виновник аварии должен ремонтировать машину самостоятельно, если у него нет договора добровольного автострахования (каско).

По закону «Об ОСАГО» максимальная сумма, которую страховая фирма вправе потратить на восстановительный ремонт авто, не должна превышать 400 000 руб. Если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, лимит достигает 500 000 руб.

В случае когда в ДТП виноваты оба водителя либо не виноват никто, оба получают по 50% стандартной компенсации. То есть не больше 50 000–200 000 руб. Но если в судебных разбирательствах выяснится, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение утвердят пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.

П. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО» предусматривает закрытый перечень оснований, когда страховщик может вместо организации ремонта выплатить потерпевшему возмещение в денежной форме:

✅ полное уничтожение попавшего в ДТП транспортного средства;
✅ смерть потерпевшего;
✅ при заключении письменного соглашения между страховой компании и потерпевшим;
✅ в заявлении о страховом возмещении потерпевший сам выбрал такую форму возмещения;
✅ в 50 км от места жительства клиента нет ни одного сервиса, который сможет восстановить машину;
✅ страховая не сотрудничает с СТО, способными произвести восстановительный ремонт;
✅ цена ремонта превышает лимиты по договору, когда ДТП оформляется по европротоколу.

Во всех других случаях страховая компания не может в одностороннем порядке изменить форму возмещения.

По итогам разбирательств на месте происшествия у водителя должен быть главный документ, необходимый для обращения в страховую компанию — извещение о ДТП. С ним и нужно идти к страховщику. Но не только с ним: еще понадобятся заявление на возмещение, права, паспорта заявителя и транспортного средства. Полный пакет документов, необходимый при обращении, может отличаться у конкретных страховых компаний и в зависимости от обстоятельств аварии, так что лучше уточнить этот вопрос через горячую линию или в мобильном приложении, если оно есть.

По закону «Об ОСАГО» страховая должна в течение пяти рабочих дней после получения заявления изучить повреждения пострадавшей в ДТП машины клиента. После этого у нее будет еще 15 дней на принятие решения по страховому случаю — отказать автовладельцу или оплатить ремонт.

Но такой порядок действий предусмотрен только для стандартных ситуаций, когда машина на ходу и может самостоятельно доехать до представителя страховщика. Если авто не передвигается, то страховая вправе прислать своего представителя или даже вызвать эвакуатор для доставки транспортного средства до места проведения оценки. Кроме того, автовладелец имеет право попросить перенести дату осмотра, тогда у страховой будет уже не 20, а 40 дней на принятие решение о возмещении.

Если же осмотр задерживается по вине страховой компании, за каждый день просрочки она выплатит своему клиенту неустойку в 1% от размера страховой выплаты.

При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно выполняются несколько условий:

✅ в результате ДТП нанесен вред авто, но не жизни или здоровью граждан;
✅ столкнулись два авто (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;
✅ обстоятельства произошедшего не вызывают разногласий у участников ДТП*.

Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда попавшее в аварию авто зарегистрировано за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО. Когда все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший получит страховую сумму до 400 000 руб. Если у страховщика нет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит возмещение, но его сумма не превысит 100 000 руб.

* Если есть разногласия, то водители должны передать информацию об аварии в экстренные службы через систему ЭРА-ГЛОНАСС или мобильное приложение «ДТП. Европротокол».

Подсчет страховых выплат производится в соответствии с единой методикой. Основные факторы, влияющие на стоимость возмещения, — регион, где произошло ДТП, и степень износа деталей авто с учетом его возраста, или амортизация. Максимальная амортизация составляет 50%, то есть при любом износе поврежденной детали возместят как минимум половину от ее стоимости.

Подсчет ущерба важен не только для случаев, когда возмещение выплачивают деньгами. Если страховая соглашается отправить авто на ремонт, это тоже важно, поскольку стоимость восстановления может не уложиться в пороговую сумму (400 000 руб.). При этом подсчет производится по нормам региона, где произошло ДТП, а ремонт производится по месту жительства автовладельца.

По правилам закона «Об ОСАГО» страховая должна разместить информацию о сервисных центрах, с которыми сотрудничает, на своем официальном сайте. Там должны быть указаны их адреса, марки обслуживаемых авто, примерные сроки проведения ремонта. Из предложенного перечня клиент выбирает понравившийся, чтобы направить свой автомобиль туда.

А еще в начале июня Центробанк выпустил информационное письмо, в котором запретил страховым компаниям направлять поврежденные авто клиентов в сервисные центры, не указанные на сайте страховой. Если среди партнеров компании нет сервиса, который сможет отремонтировать авто клиента, тот может сам выбрать СТО для ремонта и согласовать свой выбор со страховой. Тогда компания также оплатит ремонт.

Для споров со страховыми компаниями уже несколько лет предусмотрен досудебный порядок. Клиент сперва должен обратиться к финансовому уполномоченному, который по общему правилу рассмотрит заявление в течение 15 дней. Если потребуется техническая экспертиза, срок увеличат еще на 10 дней.

Обратиться к уполномоченному можно через форму на сайте финомбудсмена или по почте. Его решение обязательно для исполнения любой финансовой организацией, к которым относятся и страховые.

Если одна из сторон спора не согласна с решением финомбудсмена, то может оспорить его в судебном порядке. При этом после прекращения рассмотрения спора в службе уполномоченного досудебный порядок считается соблюденным, поэтому претензию страховой направлять не нужно, — на это в 2021 году указывал Пленум Верховного суда.

Перед обращением в суд придется проводить еще одну экспертизу и оплачивать ее самостоятельно. Стоимость такого исследования всегда относится к судебным расходам, которые оплачивает проигравшая сторона.

Правила страхового возмещения по ОСАГО не только прописаны в законах. Верховный суд неоднократно делал важные разъяснения по этой теме.

✅ У страховой не было сервисов-партнеров, которые готовы были починить машину, а клиент отказался ждать или доплачивать из своего кармана. ВС подчеркнул, что в такой ситуации нельзя заменить ремонт на выплату денег.

✅ Страховая не вправе требовать вернуть возмещение, если она не получила свою копию европротокола.

✅ Если поврежденный автомобиль нельзя предоставить на осмотр, так как его починили или утилизировали, это еще не повод отказывать клиенту в возмещении. Тогда можно исследовать акты осмотров, фотоснимки и другие материалы о ДТП (подробнее — Когда можно взыскать деньги по ОСАГО без осмотра авто).

✅ Разницу между денежным возмещением и стоимостью ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, а не с его страховой компании, указывает Верховный суд.

✅ Страховая не может навязывать клиенту ремонт авто дороже 400 000 руб., если он отказывается доплатить СТО за восстановление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *