Какое напряжение должен выдавать генератор на автомобиле
Источником питания бортовой сети автомобиля служит генератор. При полной исправности он выдает напряжение с требуемыми параметрами во всем диапазоне допустимых нагрузок и обеспечивает правильную работу электрооборудования. Один из критериев работоспособности автомобильного генератора – соответствие выдаваемого уровня установленным пределам.
Сколько вольт должен выдавать исправный генератор
Норма выходного напряжения определяется задачами, которые выполняет источник энергии в автомобиле:
- Питание светосигнального оборудования и прочих потребителей машины.
- Возобновление энергии аккумулятора, потраченной на запуск двигателя и на питание нагрузки при заглушенном моторе.
Для первой задачи вполне достаточно 12 вольт – подавляющему числу приборов, включая осветительные, этого хватит для нормальной работы. Второй порог снизу определяется напряжением полностью заряженного аккумулятора – оно составляет 12,6 вольт. И должен быть запас для обеспечения нормального зарядного тока в несколько ампер (чем выше напряжение, тем больше ток, а в общем он зависит от степени разряженности АКБ). Если ток будет слишком маленький, то батарея не будет восстанавливать запас энергии даже при длительных поездках.
Сверху нормальное напряжение автомобильного генератора лимитировано двумя пределами:
- ограничение максимального зарядного тока — чтобы для полностью разряженного аккумулятора (до 10,5 вольт) не превысить наибольший ток и избежать разрушения пластин, а также чтобы не перегрузить генератор;
- отсутствие излишка напряжения для полностью заряженной батареи, чтобы избежать «кипения» электролита.
Также при повышенном напряжении резко сократится срок службы ламп фар, поворотников и других элементов светосигнального оборудования . На основании всех указанных доводов, напряжение генератора в различных режимах должно лежать в пределах 13,5..14,2 вольт.
При замерах могут быть небольшие отклонения, связанные с погрешностью измерительного прибора, а также плохими контактами и падением напряжения на проводах к потребителям. Удобнее всего замерять уровень на зажимах АКБ, но самое достоверное значение будет при измерении непосредственно на клеммах генератора.
Измерение напряжения бортовой сети на клеммах АКБ.
Как проверить работу генератора
Первое, что надо сделать для диагностики генератора – проверить напряжение в бортсети при нагрузке, близкой к номинальной. Для этого надо запустить двигатель и включить как можно большее число потребителей (светосигнальное оборудование, аудиосистему и т.д.).
Шильдик с характеристиками генератора.
Можно приблизительно посчитать мощность всех включенных потребителей, чем ближе она к максимуму для генератора, тем лучше. Если предельная мощность источника питания явно не указана, она вычисляется, как произведение тока в амперах на напряжение в вольтах (на шильдике). Если есть возможность замерить общий ток, отдаваемый в бортсеть, надо это сделать. После этого надо замерить напряжение на клеммах генератора.
Измерения надо проводить на оборотах двигателя, соответствующих номинальной частоте вращения генератора (где КПД максимален). Для многих источников питания это 5000 об/мин. Данную цифру надо уточнять в документации на генератор.
При подозрениях на неисправность генератора также можно вызвонить обмотки ротора и статора. Надо иметь в виду, что нормальные значения (несколько ом для ротора и несколько десятых ом для статора) измерить тестером с достоверной точностью не получится. Неточность прибора плюс сопротивление измерительных проводов дадут ошибку, сравнимую с искомыми значениями. Поэтому так обнаружить можно только явный обрыв или замыкание на корпус.
Распространенные причины поломки
Внутренняя схема генератора и его типовое подключение.
Одна из самых распространенных причин поломки (но и самая простая в устранении) – неисправность регулятора напряжения. Вышедший из строя регулирующий элемент может быть в обрыве, и тогда возбуждение всегда отключено. Генератор перестает выдавать напряжение, бортсеть автомобиля запитывается от аккумулятора. Внешне эта проблема может проявляться так:
- при включенном зажигании горит индикатор отсутствия возбуждения;
- тусклое свечение фар и другого светосигнального оборудования – и чем дольше поездка, тем меньше интенсивность света (аккумулятор постепенно разряжается).
Если неисправность реле напряжения состоит в замыкании регулирующего элемента, то ток возбуждения всегда будет максимальным, напряжение в бортсети будет повышенным. Первоначально определить это можно по следующим внешним признакам:
- частое перегорание ламп;
- периодическое «закипание» аккумулятора, появление белого налета на клеммах и около пробок.
Вышедший из строя регулятор обычно не ремонтируют, а заменяют.
Другая частая неисправность – выход из строя одного или нескольких диодов выпрямителя. Если вентили в обрыве, напряжение на клеммах источника питания снижается, заряд АКБ не производится, потребители запитываются пониженным уровнем. Определить это проще всего также по неяркому свечению фар, а также по постороннему шуму со стороны генератора, характер которого, обычно, изменяется при изменении оборотов двигателя. Бывает так, что диод выходит из строя, замкнувшись накоротко («спекается»). В этом случае переменная составляющая напряжения попадает в бортовую сеть. Заметно это чаще всего по мерцанию фар, а последствием может стать неправильная работа или даже выход из строя бортового электронного оборудования. Расположение платы диодного моста.
Еще одной потенциальной проблемой может стать неисправность щеточного узла, через который подается ток возбуждения в обмотку ротора. Графитовые щетки через определенный срок стираются и перестают обеспечивать надежный контакт. Это проявляется в отсутствии выходного напряжения (сначала прерывистом, потом постоянном) по причине отсутствия возбуждения. Щетки надо заменить. В большинстве автомобилей щеточный узел совмещен с регулятором напряжения, и менять надо весь узел.
Изношенные (слева) и новые (справа) щетки.
Другой вариант проблемы – истирание токосъемных колец коллектора. В этом случае ремонт гораздо более сложный, чаще всего неисправность устраняется заменой ротора или всего генератора.
Изношенные токосъемные кольца ротора.
Из более сложных (но зато реже встречающихся) неисправностей надо отметить:
- Обрыв обмотки ротора или статора.
- Межвитковое замыкание в обмотке ротора или статора.
- Замыкание на корпус одной из обмоток.
Диагностика и локализация этих проблем выполняется с помощью мультиметра, за исключением межвиткового замыкания (его прозвонкой обнаружить невозможно). При малом количестве замкнувшихся витков проблему выявляют по локальному нагреву корпуса. Все эти неисправности требуют серьезного ремонта источника питания или его замены.
Из механических неисправностей чаще всего встречается заклинивание подшипников. Один из признаков такой проблемы – характерный свист ремня генератора, который проскальзывает по застрявшему шкиву. Вал ротора при этом не вращается или вращается прерывисто. Электроэнергия не вырабатывается, бортсеть запитывается от аккумулятора со всеми вытекающими последствиями. Почти то же самое происходит при недостаточном натяжении ремня генератора – свист и пониженный уровень на выходе источника питания.
Исправность генератора надо постоянно контролировать. Этому поможет знание признаков проблем электросети автомобиля. Пренебрегать явными симптомами неисправности, откладывая диагностику на потом, не стоит – проблемы сами собой не исчезнут.
Сколько вольт должен выдавать автомобильный генератор
Автовладельцам нужно знать, сколько выдает генератор. Это необходимо для его проверки, оценки состояния аккумулятора. Генерирующее устройство становится причиной проблем с запуском двигателя. В статье пойдет речь о нормальных значениях напряжения генератора без нагрузки, а также с включенными потребителями. В тексте будет информация о способах проверки генератора своими руками.
Зачем нужен генератор
Генератор под капотом машины дает зарядный ток и отвечает за подзарядку аккумуляторной батареи. Он работает при запущенном двигателе, получает от него механическую энергию, которую преобразует в электрическую.
Подключение генератора к батарее
АКБ обеспечивает работу оборудования, электроцепи авто. При его разрядке запуск мотора и эксплуатация машины становятся невозможными или затруднительными. Для диагностики проблемы нужно знать, какое напряжение должен выдавать генератор на автомобиле.
Какие факторы снижают емкость АКБ
Аккумуляторная батарея служит три-пять лет. В идеальных условиях она может проработать и восемь лет. Срок эксплуатации аккумулятора авто устанавливается производителем. Но источник энергии может выйти из строя раньше положенного времени. На исправность и емкость АКБ влияют такие факторы:
- уровень напряжения генератора и его исправность;
- климат;
- особенности эксплуатации автомобиля;
- наличие мощного дополнительного оборудования;
- состояние электропроводки и клемм;
- соблюдение правил обслуживания.
Использование машины в теплом климате или хранение в отапливаемом гараже продлевает жизнь автомобильной батареи. Езда по трассе на длинные расстояния положительно сказывается на ее состоянии. Периодическая проверка напряжения и обслуживание батареи позволяют ей работать долго. Частые поездки на небольшие расстояния с постоянными остановками и пусками мотора вредят АКБ. Короткие замыкания генератора и бортовой проводки снижают срок службы источника питания.
Нормативы напряжения генератора
Автовладельцу надо знать, сколько должна быть зарядка аккумулятора от генератора. Нормальным можно назвать напряжение 13,5-14,5 Вольта. Оно зависит от марки, модели авто и батареи. Норма указана в руководстве по эксплуатации. Проверить ее можно на панели приборов или бортовом компьютере.
Но эти показания бывают неточными. Диагностировать состояние электрогенератора рекомендуется мультиметром или вольтметром. Проверять силу тока нужно на клеммах АКБ. Указанные выше значения прибор дает при отключенных потребителях. Они могут быть меньше или больше положенных примерно на 0,2 В.
После желательно провести тестирование под нагрузкой. Это легко сделать. Нужно по очереди включать энергопотребители и снимать показания. Вольтаж может уменьшиться приблизительно на 0,3 В. Главное, чтобы показатель не упал ниже 12,8 В. Это указывает на разрядку источника питания или поломку генератора.
Значение на клеммах АКБ
В норме напряжение равно 12,6-12,7 В. Для некоторых батарей приемлемое значение равняется 13-13,2 В. На показатель влияют условия использования машины. Измерения тестером проводятся через пару часов после поездки или после отключения источника питания от зарядного устройства.
Проверка напряжения на токовыводах
Если на экране мультиметра высветилось значение 12 В и меньше, значит в АКБ осталось не более 30 % емкости. При таких показателях движок вряд ли запустится. Разве что с пятого-шестого раза. Есть пара вариантов восстановить работоспособность батареи: подключить к зарядному устройству или «погонять» силовой агрегат на холостом ходу 10-15 минут. Проблема может быть в снижении плотности электролита, замыкании генератора или проводки. Полная таблица значений:
Напряжение 11,6 Вольта показывает абсолютный разряд до нулевого значения. Такой неприятный симптом намекает на сильную просадку емкости АКБ. Ее лучше проверить с нагрузкой, а потом выключить потребители, провести повторный тест. Если батарея в норме, виновник быстрой разрядки один — бортовой генератор. Надо проверять обмотку, диодный мост и регулятор напряжения.
Напряжение на холостом ходу
Для проверки напряжения нужно понимать, сколько должен выдавать генератор на аккумулятор при «холостом» режиме работы силового агрегата. Диагностика производится мультиметром или вольтметром на клеммах АКБ. Перед тестированием все потребители энергии нужно отключить. Перед работой следует запустить мотор, открыть капот и подсоединить измерительный прибор к батарее авто. По итогам замера возможны следующие результаты:
- От 13,5 до 14,5 В — нормальное напряжение.
- Более 14,5 В — источник питания полностью разряжен, заряжается от генератора.
- От 13,0 до 13,4 В — аккумулятор плохо берет заряд по причине собственной неисправности или выхода из строя генерирующего электроэнергию узла.
Повышенное напряжение указывает на низкий заряд АКБ. Так бывает, если автомобиль долго стоял на холоде. Разряд батареи в этом случае — норма. При запуске двигателя генератор начинает заряжать ее. Когда энергия восполняется, значение вольтажа снижается.
Значение напряжения генератора на холостом ходу
Если значение не падает, необходима диагностика электрогенератора и проводки. Следует проверить исправность диодного моста и контактных колец. Эксплуатация машины с такой поломкой приведет к быстрому выходу из строя аккумулятора. Поэтому нужно провести диагностику, ремонт автоэлектрики. Сделать это можно при наличии опыта самостоятельно или в автосервисе.
Снижение показателя указывает на дефект батареи или сильный разряд. Желательно продиагностировать ее с применением нагрузочной вилки. Для выявления неполадок может потребоваться тестирование электрогенератора под нагрузкой. Езда на авто с такой проблемой некомфортна и опасна. Двигатель может не запуститься или неожиданно заглохнуть в пробке.
Напряжение под нагрузкой
Чтобы проверить напряжение генератора и состояние аккумулятора, следует провести диагностику под нагрузкой. Она выполняется вольтметром или мультиметром. Для замеров нужно включить все потребители электрической энергии на автомобиле. Для точного тестирования АКБ применяется нагрузочная вилка. Нужно помнить, что напряжение батареи бывает трех видов:
- Номинальное. Оно равно 12 Вольт и прописано в инструкции к устройству. На практике такое значение встречается редко.
- Фактическое — это значение, определяющееся после запуска мотора машины.
- Под нагрузкой. Нормальное значение, которое выдает генератор при работе потребителей авто. Оно меняется в зависимости от включенных приборов.
Нагрузка позволяет выявить неисправности генератора или аккумулятора. АКБ, выдающая на выходе 12 Вольт, при включении электроприборов просаживается. Но в норме напряжение не должно падать сильно. Снижение напряжения до 9 В и менее свидетельствует о крайне низком заряде. Для диагностики такой батареи нужно сделать тест нагрузочной вилкой. Тогда получится оценить состояние аккумулятора.
Сколько выдает генератор под нагрузкой
Диагностика работы электрогенератора проводят при максимальном числе работающих потребителей энергии. Измерения выполняют при заведенном моторе. В норме показания составят 13,5-14 Вольт. Если значение ниже — генерирующий узел неисправен.
Иногда сильное падение напряжения вызывается окислением клемм или их повреждением. Причиной проблемы может быть дефект проводки. Для выявления неисправности следует проверить эти элементы цепи. Устранить неисправности можно зачисткой контактов. Ремонтировать более серьезные поломки при недостатке опыта рекомендуется на СТО.
Сколько нужно вольт для зарядки
Для стабильного восполнения емкости аккумуляторной батареи необходимо напряжение 13,5-14,4 Вольта. Такое значение показывает измерительный прибор на электроклеммах при подключении зарядного устройства или во время бесперебойной работы генератора. При восполнении мощности параметр увеличивается. По окончании процесса в норме напряжение восстанавливается.
В идеале сила тока после пуска мотора составляет около 5-10 Ампер. Вскоре показатель немного снижается. А напряжение на токовыводах аккумулятора показывает 13,9-14,2 Вольта. Значит электрогенератор исправен. Точные цифры зависят от температурных условий, особенностей автомобиля.
Как избежать сульфатации
Сульфатация аккумулятора — образование на свинцовых пластинах кристаллов сульфата. Это приводит к снижению емкости АКБ, ее ресурса. Сульфатирование — частая причина перебоев с запуском двигателя или проблем с автомобильным электрооборудованием. Оно возникает в таких случаях:
- Полный разряд батареи. Если она разрядилась и простояла без подзарядки долго, на пластинах могут появиться кристаллы. Во избежание этого необходимо заряжать источник питания зарядным устройством, если машина не используется. Авто должно стоять с полностью заряженной батареей. Иногда ее лучше снять и хранить в тепле, если транспорт не эксплуатируется долго.
- Хронический недозаряд аккумулятора. АКБ не получает достаточное количество энергии для подзарядки из-за неисправного генератора, проводки, слишком мощного дополнительного оборудования или поврежденных клемм. При выявлении проблемы нужно ликвидировать причины. Заменить источник питания, генерирующее устройство или потребители, если они подобраны неправильно. Если нельзя восстановить заряд, надо поставить на авто новую батарею.
На долговечность аккумулятора пагубно влияет постоянный перезаряд. Он возникает из-за повреждения регулятора напряжения. Неисправность нужно устранить. Для этого достаточно заменить регулятор.
Почему напряжение падает зимой
Напряжение аккумулятора может падать зимой. Это известно всем автолюбителям. Поэтому многие водители снимают батарею на ночь, что позволяет успешно запустить двигатель утром. Но если АКБ исправна и напряжение генератора в норме, делать это необязательно.
Влияние температуры на емкость батареи
В морозную погоду изменяется плотность электролита и напряжение. Химические процессы в источнике питания протекают медленнее. Но если заряда достаточно, сложностей с пуском мотора не возникнет. А исправный генератор в процессе езды восстановит вольтаж до нормы.
Если АКБ практически полностью разряжена, плотность снижается сильно. Иногда электролит может замерзнуть. Запустить двигатель с таким аккумулятором невозможно. Необходимо отогреть его, соединить с зарядным устройством. Если не поможет, лучше купить новую аккумуляторную батарею.
Заключение
Теперь водителям известно, какую зарядку должен выдавать генератор для бесперебойной работы автомобильного аккумулятора. Регулярное тестирование узлов своими руками или в автосервисе поможет избавиться от трудностей с запуском мотора и электрооборудованием в любую погоду. Проверять АКБ и генератор следует хотя бы раз в год перед зимой. При подозрении на поломку надо протестировать электрогенератор своими руками или на СТО. Его диагностику следует провести сразу после покупки подержанного авто.
Иногда проблемы с напряжением возникают при исправной батарее и генераторе. Они проявляются из-за повреждений проводки, отказа или неправильного подбора, установки мощных потребителей. Встречаются редкие неполадки, характерные для конкретной модели автомобиля. Диагностировать их обычно можно только в техцентре. Своевременная проверка и ремонт электрогенератора, обслуживание АКБ и качественная установка дополнительного оснащения позволят предотвратить неприятности с запуском мотора, выходом из строя автоэлектрики.
Сколько должен выдавать генератор для зарядки аккумулятора
В автомобиле за зарядку аккумулятора отвечает автомобильный генератор. Фактически, это устройство, которое приводится от двигателя и преобразует механическую энергию в электрическую. В свою очередь, АКБ автомобиля, расходуя часть заряда на запуск двигателя и на поддержание питания в бортовой сети, когда двигатель заглушен, нуждается в активной подзарядке.
Если система исправна, аккумулятор подзаряжается от генератора, при этом не происходит как недозаряда аккумуляторной батареи, так и перезаряда. Однако в процессе эксплуатации автомобиля по ряду причин могут возникать неполадки. Результат- аккумулятор выходит из строя. При этом «здоровье» батареи ухудшается во всех случаях (если батарея сильно разряжена, имеет место постоянный разряд, если перезаряжена, аккумулятор кипит).
Так или иначе, в подобной ситуации необходима диагностика. Далее мы рассмотрим, сколько выдает генератор автомобиля в норме, почему генератор не дает зарядку на АКБ, по каким причинам возникает перезаряд, какое напряжение должно быть на аккумуляторе и т.д.
Сколько выдает генератор: на что обратить внимание
Прежде всего, если возникли проблемы с АКБ, поверять нужно как аккумулятор, так и генератор. Более того, часто бывает так, что генератор на первый взгляд нормально работает, однако аккумулятор недостаточно заряжается или заряд батареи высокий, что приводит к закипанию электролита. В этом случае важно определить, какая зарядка генератора идет на АКБ. Другими словами, необходимо знать, как проверить генератор.
Что касается основных симптомов, признаки неисправности генератора следующие:
- на панели горит значок аккумулятора;
- аккумулятор не заряжается или кипит;
- фары и габариты светят тускло;
- появились шумы, свист или скрежет в области генератора.
В том случае, когда отклонений от нормы не выявлено, можно переходить к замерам напряжения и силы тока. Замерить необходимо напряжение, силу тока, сопротивление. Чтобы выполнить замеры, следует иметь под рукой мультиметр или вольтметр (можно использовать и нагрузочную вилку).
- Итак, в норме на аккумулятор с генератора должно приходить 5—14.5В. Это и есть тот показатель, который обязан выдавать генератор на АКБ. Если заряд генератора отличается, тогда это указывает на проблемы с узлом.
Для замера нужно учитывать, как проверить напряжение генератора на аккумуляторе. Для этого есть два способа – можно выполнить замер на генераторе, а также через АКБ. Дело в том, что генератор напрямую связан с батареей и разницу потенциалов вполне можно измерить прямо на батарее.
Проще всего использовать мультиметр, который подключается к АКБ в любой последовательности. Если же использовать вилку нагрузочную, она должна быть соединена с клеммами АКБ, при этом строго соблюдается полярность.
- Еще полезной может быть информация, сколько ампер выдает генератор на аккумулятор. Фактически, это сила тока, причем на разных авто она отличается в зависимости от электропотребителей. При этом ток заряда должен быть таким, чтобы обеспечивать работу сети и заряжать АКБ.
Чтобы замерить данный показатель, необходимо создать нагрузку в бортовой сети автомобиля (включить «тяжелые» энергопотребители) после запуска ДВС. После того, как мотор запущен и потребители выключены, ток заряда 6—10 ампер, далее показатель снижается, так как идет заряд АКБ. Если же включить габариты, фары, обогрев стекол, сидений, зеркал, тогда происходит повышение зарядного тока. Если этого не происходит, опять же, очевидна неисправность.
Еще добавим, что также не лишним будет проверить сопротивление составных компонентов генератора (ротор, статор и диодный мост). Что касается ротора, замер сопротивления осуществляется на обмотке. Если просто, щупы мультиметра соединяют с контактными кольцами (показания от 2.3 до 5.1 Ом укажут на то, что элемент исправен). Если обмотка потребляет ток в рамках от 3 до 4.5 ампер, тогда это норма. Рабочее сопротивление должно быть 0.2 Ома.
Для проверки диодного моста необходимо определить, присутствует или отсутствует сопротивление, при этом сами показатели не важны. Главное, чтобы не было «нулевых» показателей. Мерить нужно попарно (плюс и все пластины на этой стороне/минус и все пластины на его стороне).
Не дает зарядку генератор: причины
Еще раз отметим, нормально работающий генератор осуществляет полное восполнение уровня заряда АКБ, при этом заряд под нагрузкой уменьшается. При этом в общей схеме есть много элементов, которые могут стать причиной нарушения заряда АКБ. Зачастую, проблемы возникают как по механической части (привод генератора, подшипники и т.д.), так и по части электрики (обрыв или замыкание обмоток, выгорание диодного моста, износ щеток, пробои). Отдельно следует проверять и реле-регулятор генератора.
Так или иначе, важно найти проблемный элемент. Отметим, что обычно подавляющее большинство поломок генератора или проблем с зарядкой АКБ можно устранить (выполнив замену ремня привода, роликов, осуществив ремонт генератора, проведя ревизию контактов, клемм и других элементов). Однако есть поломки, которые становятся основанием для замены всего генератора в сборе.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как повысить плотность электролита в аккумуляторе. Из этой статьи вы узнаете, на что влияет плотность электролита, как замерить плотность аккумулятора, а также как изменить плотность электролита в АКБ.
Клеммы должны сидеть плотно, не допускается их окисление. То же самое касается и электропроводки. Все провода должны быть целыми, а контакты надежно закрепленными и чистыми. Кстати, важно периодически зачищать контакты от окисления, так как ток будет хуже проходить через окисленные выходы.
Еще не следует исключать ошибки, которые могут быть допущены в рамках обслуживания генератора. Неправильные подключения контактов могут стать причиной сбоев в работе генератора, разряда АКБ и других неисправностей.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если начались проблемы с АКБ, часто причиной неполадок является именно генератор, а не аккумуляторная батарея. При этом проверять генератор нужно комплексно (щетки генератора, контактные кольца, обмотка, реле генератора, проводка, клеммы и т.д.)
Обратите внимание, слишком высокая нагрузка на генератор (например, при установке мощных нештатных потребителей электроэнергии) во многих случаях является причиной быстрого выхода генератора из строя. Чтобы избежать проблем (особенно при выборе нового генератора), нужно отдельно учитывать некоторые особенности.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно заряжать аккумулятор зарядным устройством. Из этой статьи вы узнаете об особенностях заряда АКБ зарядным устройством, а так же на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание при зарядке аккумулятора автомобиля.
В качестве итога добавим, что каждые 15-20 тыс. км. пробега необходимо проверять натяжение ремня генератора, так как его ослабление снижает производительность генерирующего устройства. Еще необходимо периодически осуществлять проверку диодного моста, регулятора напряжения, а также ряда других элементов. Параллельно выполняется чистка клемм, осуществляется обслуживание АКБ. Такой подход позволит поддерживать полную работоспособность системы и исключить возможные непредвиденные поломки.
Напряжение генератора автомобиля. Норма на холостом ходу и под нагрузкой
Напряжение генератора автомобиля – один из тех показателей, который надо регулярно проверять. От работоспособности генератора зависит заряд аккумулятора и работоспособность всех систем авто, начиная от зажигания и заканчивая радио и стеклоочистителями. Своевременные проверки и устранение мелких неисправностей сберегут Ваши силы и деньги, не говоря уже о неудобствах из-за внезапной поломки генератора. В этой статье мы написали обо всём, что нужно знать про напряжение генератора автомобиля, в том числе норму значений на холостом ходу и под нагрузкой.
Почему важно проверять напряжение генератора?
Генератор неразрывно связан с аккумулятором – при поломке генератора аккумулятор не будет получать заряд или будет его получать в недостаточном количестве. Как только аккумулятор целиком разрядится, машина превратится в бесполезную груду железа и пластика.
Знаете ли Вы, что недостаточный или нестабильный заряд аккумулятора – одна из самых частых проблем с авто? И своевременная диагностика генератора, в том числе измерение напряжения, поможет избежать более серьёзных проблем, а также продлить срок службы АКБ.
Признаки поломки генератора
Как понять, что генератор требует диагностики и ремонта?
Признаки поломки или скорой поломки генератора:
Запах гари и просто нетипичные запахи из-под капота;
Посторонние шумы: шелест, скрежет, стуки;
Лампа неисправности АКБ непрерывно горит;
Фары светят менее ярко, техника барахлит при резком старте;
АКБ не полностью заряжается, быстро садится или как-то ещё неадекватно себя ведёт;
Мотор включён, а электроприборы в авто не работают или работают непостоянно, со сбоями или вполсилы;
Статор слишком сильно греется;
Не работает система зажигания, мотор не запускается.
Если есть хотя бы один из признаков, значит появились неполадки с генератором или аккумулятором. Самое время померить напряжение и, если поломка и правда в генераторе, то обратиться к мастерам Агрегат Моторс. Мы в кратчайшие сроки поставим авто «на ноги», так что в тот же день Вы уедете на полностью исправном автомобиле.
Причины выхода из строя генератора
Причины выхода из строя напрямую связаны с устройством генератора. Про устройство и основные узлы генератора можно почитать тут.
Какие узлы могут выйти из строя в генераторе авто:
Подшипники. Причина неполадок с подшипниками – недостаток смазки или порванный ремень;
Обмотка. Обмотка может сгореть из-за реагентов на дорогах или по другим причинам;
Щётки. Чаще всего речь идёт об естественном износе щёток;
Диодный мост. Причины поломки чаще всего электрические;
Определить причину точно можно, воспользовавшись инструкцией в этой статье или обратившись в автомастерскую Агрегат Моторс. Высококвалифицированные мастера быстро проведут подробную диагностику генератора и не только починят неисправные узлы, но и заменят все изношенные детали.
От чего зависит срок годности АКБ?
Если есть проблемы с электроприборами в авто, то причина может быть не только в генераторе, но и в аккумуляторе. Срок жизни аккумулятора можно посмотреть в документах к нему – производитель указывает предполагаемый срок службы. Но фактический срок жизни может быть как выше, так и, что чаще, ниже заявленного.
Что влияет на срок жизни АКБ:
Качество и частота обслуживания. Если вовремя менять изношенные детали и устранять мелкие поломки, то агрегат прослужит значительно дольше;
Соблюдение рекомендованных правил использования прибора;
Состояние всех остальных узлов авто, ведь аккумулятор – лишь часть общей системы электроники авто;
Условия использования авто – в летний период АКБ изнашивается меньше;
Использование в авто устройств с высоким энергопотреблением;
Накатанный километраж и то, как часто двигатель запускается.
Если соблюдать все правила по эксплуатации аккумулятора и советы мастеров автосервиса, то АКБ проживёт до 100 000 километров и больше, в среднем это 4-6 лет, максимум – 10 лет.
Как показывает практика работы автосервисов, проблемы с аккумулятором и износ этого узла напрямую связаны с работой генератора. Так что профилактика поломок АКБ – это как раз своевременный ремонт генератора.
Как проверить напряжение генератора на аккумуляторе и какое значение – норма?
Нормальное напряжение генератора измеряют на выходе в АКБ. Напряжение измеряется мультиметром в режиме вольтметра или непосредственно вольтметром. Перед проверкой рекомендуется дать всем системам авто отдохнуть хотя бы два часа, в идеале измерение проводят утром.
Нормальное напряжение в системе должно быть не менее 12 Вольт. Нормальное напряжение генератора на холостом ходу – 13,5-14 Вольт. Напряжение менее 13 Вольт – верный признак неисправности. Измерения проводят на аккумуляторе.
В некоторых ситуациях генератор в порядке, а на аккумуляторе напряжение слишком низкое – это говорит о неисправностях в проводке. Определить такую неисправность можно, измерив напряжение на выходе генератора. Напряжение измеряется между клеммой В+ и кузовом, в норме оно должно быть 13,5-15 Вольт. Если это так – значит проблема не в генераторе. Если меньше – самое время провести диагностику и найти неисправность в генераторе.
Также рекомендуем измерить силу тока. Мультиметр переводится в режим амперметра и измеряется сила тока на выходе аккумулятора: на холостом ходу, при работающих фарах, радио и других устройствах. Независимо от количества включённых устройств, сила тока должна быть одинаковой.
Минимальный параметр напряжения на входе батареи
Минимальный параметр напряжения на входе батареи – это то значение напряжения в аккумуляторе, при котором возможен запуск ДВС. Это напряжение равно 12,5-13 Вольт. Если напряжение менее 12 Вольт, то аккумулятор разряжен более, чем наполовину и пора задуматься о диагностике генератора или аккумулятора – в зависимости от того, где проблема. Нежелательно продолжать пользоваться таким аккумулятором, потому что это приведёт к серьёзному износу – вместо небольшого ремонта придётся менять аккумулятор.
Напряжение генератора на холостом ходу
Напряжение на холостом ходу измеряется на клеммах аккумулятора при запуске двигателя. В норме оно должно быть 13,5-14 Вольт.
Напряжении более 14,3 Вольт говорит, что генератор работает на износ. Если генератор работает больше необходимого, значит аккумулятор не справляется с нагрузкой – пора ехать на диагностику АКБ. Это также приводит к скорому износу генератора, так что лучше не затягивать.
Повышенное напряжение на холостом ходу иногда может быть связано с плохой погодой. Если АКБ разрядился на морозе, то при запуске двигателя генератор будет работать значительно активнее, пока не зарядит АКБ. Такое же возможно, если аккумулятор не справляется с нагрузкой: к авто подключено слишком много устройств.
Чтобы узнать, нормально ли повышенное напряжение или пора на диагностику, измерьте напряжение после 10-15 минут работы двигателя. Если речь идёт о разрядке на холоде, то напряжение выровняется до нормального значения. Если же есть неисправность – повышенное значение останется.
Если напряжение менее 13,5 Вольт, значит есть проблемы с аккумулятором, менее 12 Вольт – АКБ не заряжается вообще. Значение более 15 Вольт говорит о перезаряде АКБ, такое напряжение может повредить электроприборы в авто.
Напряжение генератора под нагрузкой
На холостом ходу напряжение измерили, теперь нужно его измерить с нагрузкой. Мультиметр в режиме вольтметра всё ещё подключён к АКБ, двигатель запущен. Теперь нужно включить фары, затем стеклоочиститель и остальные приборы авто. Лучше ограничиться базовыми приборами авто.
Если всё в порядке, то напряжение будет изменяться незначительно. Оно упадёт на несколько десятых значения. Если же напряжение значительно упало – стало менее 13 Вольт, то с генератором или АКБ гарантированно есть проблемы.
Можно ли доверять показаниям бортового компьютера?
У многих авто напряжение АКБ можно посмотреть в бортовом компьютере, однако большинство статей рекомендуют всё же измерять напряжение непосредственно на АКБ. Кому верить?
К сожалению, показания бортового компьютера часто неточны: есть потери при измерении, машинная ошибка и другие факторы. Важно получить точные значения, так что лучше измерять непосредственно на АКБ или на выходе генератора. Для повседневного контроля работы АКБ и определения серьёзных неполадок можно использовать значение с приборной панели.
Проблемы с генератором, не связанные с поломкой агрегата
Не всегда некорректная работа генератора означает поломку. Разберём случаи, когда напряжение повышенное, а поломки при этом нет.
Холодная погода
При холодной погоде напряжение может как уменьшаться, так и увеличивается. Это зависит от степени зарядки авто: в заряженном АКБ плотность электролита повышается и повышается напряжение, а в разряженном – понижается, падает напряжение.
Увеличение напряжения Вы можете наблюдать, если АКБ на холоде разрядился и при запуске двигателя генератор его усиленно заряжает. В норме напряжение на холостом ходу будет 13,5-14 Вольт при 20 градусах, 14,4 Вольт при 0 градусов и 15 Вольт при -20.
Но при отрицательных температурах снижается рабочая ёмкость аккумулятора, он будет меньше заряжаться и, соответственно, будет падать напряжение. Так, при -30 градусов можно ожидать только 50% от заявленной ёмкости АКБ.
Проблемы с генератором начались после подключения новых колонок или другого устройства
Иногда проблемы с генератором совсем не означают неисправность этого узла авто. Всё дело в количестве подключённых устройств. Обычный генератор обычного легкового авто рассчитан на питание внутренних систем машины, а также зарядки телефона, подключения мини-холодильника или, например, колонки. Подключаемые устройства достаточно слабые и генератор с ними справляется.
Другое дело, если подключить мощный сабвуфер, пилу или большой телевизор. Даже полностью исправный или новый генератор просто не справится с такой нагрузкой. Тут уже нужно не чинить генератор, а посчитать мощность генератора (почитать об этом можно тут) и мощность всех подключённых устройств, после чего или поменять генератор на более мощный, или отключить часть приборов.
Проблемы с генератором начались после смены аккумулятора
Ещё одна причина недостаточной зарядки аккумулятора – смена аккумулятора на более мощный. Генератор может не справляться с возросшей нагрузкой, так что при смене аккумулятора на более мощный лучше проконсультироваться в автомастерской по выбору более мощного и при этом подходящего для автомобиля генератора.
Если Вы хотите подобрать новый генератор самостоятельно, то есть одна рекомендация. Найдите значение тока АКБ, например, 150 А/ч. Генератор должен давать не менее 10% от тока, для нашего примера – 15А. А потребление электроэнергии всех устройств авто, которые могут быть включены одновременно, должно быть не более 80% от тока аккумулятора. Для нашего примера все электроприборы должны потреблять не более 120А.
Поедет ли авто со сломанный генератором?
Итак, Вы обнаружили, что генератор сломался и не заряжает АКБ, что делать? Авто будет на ходу до тех пор, пока не разрядится аккумулятор. Если до этого АКБ был полностью заряжен, то у Вас есть примерно 100-150 километров до его разрядки, точная цифра зависит от пробок, необходимости фар или стеклоочистителей, а также других потребителей энергии. Как раз хватит, чтобы доехать до автосервиса Агрегат Моторс и найти причину поломки. Мы ремонтируем генераторы всех фирм, а также предлагаем новые или восстановленные генераторы, если ремонт невозможен или неоправданно дорогой.